Что такое бюджет

Виды бюджетов

Существует несколько классификаций видов бюджетов предприятий, сгруппированных в зависимости от конкретных целей классификации. Зачастую, мы можем столкнуться с различными группировками.

Например:

  • натуральные и натурально-стоимостные бюджеты, включающие в себя, прежде всего, бюджеты натуральных объемов производства;
  • бюджеты доходов и расходов, отражающие доходы и расходы предприятия, структурированные по видам и экономическому содержанию;
  • бюджеты движения денежных средств, отражающие источники поступлений и направления расходов денежных средств.

Или

  • бюджет-брутто — финансовая система построения бюджета, при котором доходы и расходы предприятия представляются в развернутом виде;
  • бюджет-нетто — финансовая система построения бюджета, при которой отражаются только сальдо доходов и расходов предприятия.

Или

  • финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);
  • операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);
  • вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);
  • дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Мы же в дальнейшем будем пользоваться наиболее простой и понятной классификацией бюджетов предприятия:

  • финансовые бюджеты (итоговые):

    • бюджет доходов и расходов (БДР);
    • бюджет движения денежных средств (БДДС);
    • прогнозный баланс — бюджет по балансовому листу (ББЛ).
  • операционные бюджеты:
    • бюджет продаж;
    • бюджет прямых материальных затрат;
    • бюджет управленческих (административных) расходов;
    • бюджет коммерческих расходов;
    • бюджет прочих расходов.
  • вспомогательные бюджеты:
    • бюджеты налогов;
    • инвестиционный бюджет (бюджет капитальных затрат);
    • бюджет движения кредитных ресурсов.
  • дополнительные бюджеты:
    • бюджеты распределения прибыли;
    • бюджеты проектов.

Итак, фактическая цель бюджетирования – разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить четкую картину текущей и будущей финансовой ситуации на предприятии с точки зрения оценки трех важнейших показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

Почему именно эти показатели являются важнейшими?

Прибыль позволяет оценить, насколько выгодна нам деятельность фирмы и какова рентабельность бизнеса.

Остаток денежных средств отвечает на вопрос, сможем ли мы в каждый планируемый период расплатиться с кредиторами, выплатить заработную плату, заплатить налоги, и остаются ли свободные денежные средства для дополнительных вложений.

Результаты финансовых потоков необходимы для оценки величины дебиторской (сколько денежных средств нам будут должны) и кредиторской (сколько фирма будет должна) задолженности, каковы будут остатки материалов на складах, какова ликвидность баланса, а также провести прогнозную оценку финансового состояния предприятия.

Таким образом, итоговыми формами, которые нам необходимо получить в результате бюджетного процесса будут являться:

  1. бюджет доходов и расходов (БДР);
  2. бюджет движения денежных средств (БДДС);
  3. прогнозный баланс.

По принятой нами классификации – это основные бюджеты, которые и являются одними из основных результатов бюджетного процесса. Все остальные бюджеты необходимы для составления этих трех основных бюджетов и служат источниками информации для них.

Рассмотрим итоговые формы бюджетного процесса более подробно.

Бюджет доходов и расходов (БДР – прогнозный отчет о прибылях и убытках). Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.

Важнейший результат данной формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

Следует учесть, что суть БДР сходна с формой 2 приложения к балансу предприятия «Отчет о прибылях и убытках». Основное отличие в том, что приложение к балансу имеет жестко регламентированную форму, обязательную для отчетночти предприятий. Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.

Компоненты БДР

Каждый бизнес уникален, и у каждой отрасли есть свои нюансы, но эти элементы достаточно общие, чтобы их можно было применять в большинстве отраслей.

Доход

Доход обычно разбивается на компоненты. Можно прогнозировать доход в годовом исчислении, но обычно требуется более подробная информация, разбивая доход на его основные компоненты.

Компоненты дохода обычно включают в себя:

  • объем (единицы, контракты, клиенты, продукты и т. Д.)
  • цена (средняя цена, цена за единицу, цена сегмента и т. Д.)

Переменные затраты

Переменные затраты представляют собой расходы, понесенные в связи с изготовлением продукции. В качестве примера к переменным затратам можно отнести расходы на сырье и материалы, энергию и топливо, заработную плату производственных рабочих. Величина переменных затрат изменяется в зависимости от объема выпускаемой продукции.

Переменные расходы часто включают в себя:

  • стоимость проданных товаров;
  • прямые продажи;
  • торговые комиссии;
  • комиссия за обработку платежей;
  • перевозка грузов;
  • некоторые аспекты маркетинга;
  • прямые затраты труда;

Постоянные затраты

Эти расходы не сильно меняются в зависимости от изменений в доходах и в основном являются постоянными, по крайней мере, в пределах сроков операционного бюджета.

Примеры постоянных затрат включают в себя:

  • арендная плата;
  • головной офис;
  • страхование;
  • телекоммуникация;
  • управление зарплатами и льготами
  • коммунальные услуги.

Неденежные затраты

БДР часто включает неденежные расходы, такие как износ и амортизация. Несмотря на то, что эти расходы не влияют на движение денежных средств (кроме налогов), они влияют на результаты финансовой отчетности (то есть цифры, которые компания сообщает в конце года в своем отчете о прибылях и убытках).

Финансовый

Начав планирование, здесь отобразят прибыль и затраты и возможные потери компании в денежном эквиваленте. В данном случае, смета состоит из нескольких основных документов, включая прогноз касательно убытков и прибыли, денежных потоков и капитала.

Основная часть сметы содержит информацию о спланированном движении средств от деятельности компании по всем направлениям. Это необходимо для того, чтобы обеспечить платежеспособность, а также не допустить разорения в случае возникновения нестандартной ситуации. Планирование каждой из доходных категорий производят одновременно с разработкой операционного бюджета.

Что это за таблица, и для чего ее надо вести

Таблицу доходов и расходов я рассматриваю как обязательный элемент ведения семейного бюджета. Это документ, в котором отражена вся финансовая жизнь семьи. Когда у вас есть четкая картина перед глазами, что вы заработали и куда потратили, то не остается вопросов про утекающие сквозь пальцы деньги, дыру в кармане и невозможность отвести детей на море.

Как бы вы ни относились к деньгам, они есть в вашей жизни и, надеюсь, всегда будут. Если вы ими не управляете, то они управляют вами. Устраивает такая ситуация? Меня – нет, поэтому я с первых своих доходов знала, сколько я получила и на что потратила.

Мне многие говорят, что жить в таком режиме невозможно, когда все контролируешь и считаешь. Надо наслаждаться каждой минутой здесь и сейчас и не думать о деньгах. А кто сказал, что я не наслаждаюсь? Я против тотальной экономии и отказа от маленьких и больших радостей жизни. Но мне их получить помогают не банковские кредиты, а простое планирование финансов.

Благодаря финансовому контролю моя семья может позволить себе больше, чем семьи с таким же достатком, но хаосом в кошельке и голове. У нас нет эмоциональных и спонтанных покупок, нет долгов. Зато есть капитал на “черный день”, долгосрочные инвестиции, деньги на развлечения, отпуск и образование детей.

Естественно, если сидеть на попе ровно и просто каждый день заполнять табличку, то ничего с неба не свалится. Цифры помогают увидеть, есть ли “черные” дыры в вашем кошельке, куда исчезают все деньги, варианты экономии. А самое главное, на мой взгляд, они меняют мышление, когда появляется желание изменить текущее положение дел: повысить доходы и оптимизировать расходы.

Из книги вы узнаете, как устроен мир прибыльного инвестирования

Скачать книгу

Знаю, что в семьях по-разному относятся к деньгам и их учету. В каких-то все контролирует один человек (как правило, тот, кто больше зарабатывает) и выдает нужные суммы на расходы. В этом случае и таблицу удобнее составлять ему, потому что часто вторая половинка не знает реального финансового положения.

В других – бюджет совместный, когда все доходы поступают в общую “казну”, а ежемесячные расходы обсуждаются на семейном совете. Ни в коем случае речь не идет о текущих обязательных тратах. Например, оплата коммунальных услуг или проезда в общественном транспорте, покупка продуктов или бензина для семейной машины. Мы говорим здесь о крупных затратах, которые могут существенно повлиять на финансовое положение семьи в этом месяце или году.

При таком раскладе учет финансов может вести любой член семьи. Но к сожалению, без взаимного доверия и согласия процесс будет затруднен. Знаю случаи, когда муж категорически отказывался сообщать жене свои траты, потому что считал, что это ущемляет его независимость и, вообще, ниже его достоинства. Понятно, что объективного семейного бюджета получить при таком раскладе вряд ли удастся.

И знаю ситуацию, когда жене приходилось правдой и неправдой все-таки получать нужную информацию от мужа. В конце месяца она показала ему результаты. Он был шокирован, что около 50 тыс. рублей ушли на покупки, которые были совсем не обязательны семье. И на следующий месяц он вместе с женой определил основные статьи расходов и необходимые на них суммы, самостоятельно заносил все траты в таблицу, стараясь не выходить за план. Только это позволило сэкономить те же 50 тыс. рублей и отложить их на предстоящий ремонт кухни.

Составление БДР на основе постоянных и переменных затрат

Некоторые организации составляют БДР, разделяя затраты в зависимости от их чувствительности к изменению выручки. Затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (сырье и материалы, заработная плата, транспортные расходы), относят к переменным затратам; затраты, величина которых при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (затраты на содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда, управленческие расходы), — к постоянным.

При данном способе учета БДР имеет примерно следующий вид:

(тыс. руб.)

Код статьи

Показатель

Порядок расчета

План

Факт

Выполнение плана, %

1

Доходы от реализации

Строка 1 = строка 1.1 — строка 1.2

451 458

459 326

101,7

1.1

Валовой доход

490 715

500 142

101,9

1.2

Скидки покупателям

39 257

40 816

104

2

Расходы

Строка 2 = строка 2.1+ строка 2.2+ строка 2.3

404 362

408 985

101,1

2.1

Производственные расходы

Строка 2.1 = строка 2.1.1 + строка 2.1.2

345 410

349 443

101,2

2.1.1

Переменные расходы

302 888

306 803

101,3

2.1.2

Постоянные расходы

42 522

42 640

100,3

2.2

Коммерческие расходы

Строка 2.2 = строка 2.2.1 + строка 2.2.2

27 436

28 110

102,5

2.2.1

Переменные расходы

22 616

23 280

102,9

2.2.2

Постоянные расходы

4 820

4 830

100,2

2.3

Управленческие расходы

31 516

31 432

99,7

3

Прибыль от продаж

Строка 3 = строка 1 — строка 2

47 096

50 341

106,9

4

Финансовый результат от прочей деятельности

Строка 4 = строка 4.1 — строка 4.2

287

285

99,3

4.1

Доходы от аренды

903

910

100,8

4.2

Проценты по кредитам и займам

616

625

101,5

5

Прибыль до налогообложения

Строка 5 = строка 3 + строка 4

47 383

50 626

106,8

6

Налог на прибыль

7 590

8 580

113

7

Чистая прибыль

Строка 7 = строка 5 — строка 6

39 793

42 046

105,7

8

Использование прибыли

33 412

40 777

122

9

Нераспределенная прибыль

Строка 9 = строка 7 — строка 8

6 381

1 269

19,9

При анализе «план-факт» сравниваются темпы роста выручки, валовой и чистой прибыли. Как правило, при росте выручки на 1% чистая прибыль увеличивается более чем на 1%. Этот эффект носит название операционного рычага и проявляется из-за того, что структура затрат состоит из постоянных (независящих от выручки) и переменных (зависящих от выручки) издержек. Эффект операционного рычага выглядит так (см. таблицу):

Выручка

Постоянные затраты

Переменные затраты

Общие

На рубль выручки

Общие

На рубль выручки

Растет

Не меняются

Снижаются

Растут

Не меняются

Падает

Не меняются

Растут

Снижаются

Не меняются

В нашем примере план по выручке перевыполнен на 1,7%, по прибыли — на 6,9%, по чистой прибыли — на 5,7%. Опережающий рост прибыли по сравнению с выручкой обеспечил эффект операционного рычага, так как пропорционально выручке увеличились лишь переменные затраты, а постоянные практически не отклонились от плановых значений.

Целевые субсидии. Критерии оценки целевого характера расходов

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:

1

Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных: 

  • порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с ;
  • соглашением о предоставлении субсидии.

2

Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.

Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (; ; , утвержденный приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.

Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.

ВНИМАНИЕ!

Если целевая субсидия предоставляется бюджетному или автономному учреждению в рамках реализации целевой программы, то при определении целевого характера расходов необходимо руководствоваться не только содержанием соглашения о предоставлении субсидии, но и положениями этой программы (решение Арбитражного суда Курской области от 10 февраля 2015 г. по делу № А35-8409/2014).

Условия о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств субсидий на иные цели, как правило, прямо предусматриваются уполномоченными органами при утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии в соответствии с Бюджетного кодекса РФ (см., например, , утв. приказом МИД России от 12 октября 2015 г. № 19225, , утв. приказом Минобороны России от 24 июля 2014 г. № 513).

Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (, , письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/295). Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте и такая операция квалифицирована быть не может.

Что такое бюджет государства

Как и другие разновидности бюджетов, государственный делится на расходную часть и доходы. Последняя часть состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Расходы включают в себя 2 категории – текущие и на развитие. Рассматривая бюджет на примере России, за последний год налоговые поступления составили около 84% от общей суммы, а не налоговые 16%.

В зависимости от экономической ситуации в государстве, а также отражении на экономике внешних факторов, например, природных катаклизмов, войны и других форс-мажорных обстоятельств, сальдо государственного бюджета может пребывать в профиците или дефиците. Среди причин возможного дефицита выделяют следующее:

  • Недостаток объема доходной части сметы. Такая ситуация нередко возникают в РФ. Единственный путь для наполнения данной части бюджета, это увеличение уже имеющихся налогов и внедрение новых.
  • Локальные военные конфликты на территории государства, а также за его пределами;
  • Шаткий курс национальной валюты;
  • Непредсказуемое увеличение расходной части бюджета. Сюда также можно отнести неэффективное или не целесообразное расходование денег. Например, это могут быть слишком большие средства, направленные на содержание управленческого аппарата, а также дотации отраслей производства, находящихся в убытке;
  • Стагнация, то есть застой в экономике. В свою очередь это может спровоцировать снижение внутреннего валового продукта, а также отсутствие налоговых поступлений в ожидаемом объеме;
  • Увеличение расходов на безопасность. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если государство выделяет большие денежные суммы на вооружение в мирное время.

Для выполнения государством своих обязательств и функций по отношению к проживающим на территории гражданам, а также партнерам и кредиторам, бюджетный дефицит следует погасить, то есть профинансировать.

Для ликвидации дефицита, государство зачастую занимает средства у людей, то есть занимается выкупом облигаций государственных займов. Также эти средства могут быть взяты в кредит у других стран. Но, в большинстве случаев, это приводит к тому, что дефицит исчезает только на некоторое время. Поэтому, чтобы кардинально решить проблему, следует сосредоточиться на сбалансированном формировании государственного бюджета.

На начальных этапах специалисты занимаются составлением проекта бюджета. После этого он отправляется на доработки или утверждение Государственной думой и Федеральным Собранием. На этих органах лежит ответственность за сбалансированность каждого из предложенных проектов. Если на этом этапе будут допущены ошибки и один из проектов потерпит крах, это на шаг приблизит бюджет к дефициту. Чтобы решить эту проблему, правительству следует определить категории сметы, в которых можно сократить расходную часть, то есть провести секвестирование.

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 НК РФ, пункта 2 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Где получить помощь при составлении БДР и БДДС – обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Формирование БДР и БДДС – ответственная работа, которой должны заниматься опытные и квалифицированные сотрудники.

Если таковых нет на вашем предприятии или вашим специалистам не хватает знаний, есть смысл пригласить сторонние организации. Они выполнят эту работу профессионально, компетентно и полноценно, используя современное программное обеспечение.

Эксперты нашего журнала изучили рынок и выбрали тройку наиболее надёжных и привлекательных в плане стоимости услуг компаний.

1) ИТАН

«ИТАН» – это актуальные системы бюджетирования коммерческих объектов на основе 1С. Основное направление деятельности – постановка, внедрение и автоматизация финансового планирования на предприятии заказчика, организация управленческого учёта, консолидация финансовой информации для крупных холдингов и компаний с разветвлённой сетью филиалов.

Компания создана в 1999 году. Среди достижений – разработка универсальных и интегральных решений на основе платформы 1С. С каждым годом уникальные продукты компании совершенствуются, становятся более простыми и удобными в управлении. Миссия «ИТАН» — способствовать повышению продуктивности финансового управления предприятий.

2) GOODWILL

Продажа и внедрение в практику программных продуктов 1С. Направления деятельности – бюджетирование, бухгалтерский, складской и производственный учёты, продажи, документооборот.

В компании работает 56 высококвалифицированных и опытных специалистов. Предусмотрена финансовая ответственность сотрудников за результат. За последний год у фирмы появилось 250 новых клиентов. Ещё одно преимущество – столичное качество при региональных ценах. У GOODWILL множество готовых проектов в сфере автоматизации финансового, складского, управленческого учёта.

3) Первый БИТ

Компанию «Первый БИТ» основали в 1997 году несколько молодых и амбициозных специалистов по экономике и прикладной математике. Главное направление деятельности организации – развитие бизнеса на основе актуальных IT-технологий. Сейчас у компании 80 офисов в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

«Первый БИТ» выполнит автоматизацию предприятия по всем необходимым направлениям, включая бюджетирование и управленческий учёт. 2500 тысячи клиентов уже выбрали программные продукты и услуги компании.

Структура

Чтобы статьи бюджета легко подчинялись определенной иерархии, создается сложная и подробная структура бюджета. Существуют положения, которые регулируют данный процесс:

  1. Ответственность в различной степени распределяется между структурными подразделениями. Все предъявляемые статьи подлежат регулярному уточнению и модернизации. Все подразделения могут работать как с информацией, касающейся бюджета страны, так и с конкретной уточняющей статьей, которая предназначена специально для их ведомства.
  2. Осмысление и запись доходов и расходов в совокупности. С помощью этих действий создается действительно нужная и значимая иерархия статей, которой пользуются при любых действиях, касающихся бюджета государства.
  3. Расчет и назначение бюджетных денежных средств производятся для того, чтобы обеспечить должный порядок и контроль за движением денежных средств.

Главные выводы

Сегодня мы познакомились с двумя представителями управленческого учёта – бюджетами БДР и БДДС, рассмотрели некоторые основы их составления.

Теперь мы знаем, что БДР показывает финансовый результат деятельности компании, БДДС – денежные потоки. Оба этих документа очень важны для любого коммерческого предприятия, независимо от его масштаба, вида деятельности и системы налогообложения, хотя, разумеется, все эти условия влияют на структуру бюджета и его цели.

Не пренебрегайте управленческим учётом. Он поможет вашей компании избежать многие неприятные ситуации, позволит своевременно выявить «узкие» места в её деятельности, обеспечит планомерное развитие.

Желаю вам успехов и процветания!

Выводы, которые необходимо сделать после составления БДДС

Положительный результат говорит о том, что ваш бизнес не расходует больше средств, чем имеются в вашем резерве. Прогноз движения денежных средств как правило делается только в краткосрочном или среднесрочном периоде (12 месяцев), поэтому целесообразно будет создать более долгосрочный прогноз.

Если же результат за данный месяц получился отрицательный, то не паникуйте, у вас уже есть составленный отчет, в котором вы можете увидеть существующие проблемы

Обратите внимание на счета, сократите высокие и нецелесообразные затраты, найдите бухгалтера, чтобы помочь вам выявить и устранить неисправности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector