Русский язык

Содержание:

Где грамотные?

«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Общее правило

На стыке приставки, оканчивающейся на «з», и корня (или следующей приставки), начинающегося с гласной или звонкой согласной, в приставке пишется «з». Например: разборка, разделение, разрушение и т. д.

В противном случае, когда корень или следующая приставка начинается на глухую согласную — пишется «с». Например: распределение, раскол, раструб и т. д.

Данное правило справедливо как для слов с приставкой «бес-» и «без-«, так и для приставок «из-, ис-«, «раз-, рас-«, «через-, черес-«, «вз-, вс-«, «воз-, вос-«. Некоторые люди делают ошибки в слове «бессчетный», поэтому следует запомнить правописание этого слова. Существуют некоторого рода таблицы с правилом о приставках «без-» и «бес-«. Большинство помнят еще со школьных уроков простое правило: «звонкое со звонким, глухое с глухим».

Для иностранцев

Для меня русский язык родной, но многие люди изучают его в качестве иностранного для работы, поступления в университет или просто для себя. Спрос, как известно, не остается незамеченным и рождает предложение, поэтому в сети есть специальные курсы, которые позволяют освоить устную и письменную русскую речь.

Эффективный онлайн курс русского – Busuu

Эффективный онлайн-курс изучения русского содержит теорию и упражнения, которые строятся по принципу “от простого к сложному”.

Особенности:

  • индивидуальный план занятий в зависимости от начального уровня;
  • постоянное отслеживание результатов;
  • можно учиться через сайт или использовать мобильное приложение;
  • уроки грамматики;
  • постоянное расширение словарного запаса;
  • практика разговорной речи с носителями языка.

Выгоднее всего подписаться на 24 месяца, тогда 1 месяц использования платформы будет стоить 6,66 евро. Подписка дает возможность изучать до 12 языков одновременно.

Приложение LingQ

В приложении LingQ вы найдете аудиоуроки по русскому языку и сможете выбрать интересный для вас формат:

  • книги,
  • подкасты,
  • новости,
  • спорт,
  • развлечения,
  • наука,
  • бизнес,
  • путешествия и др.

Особенности:

  1. Можно пользоваться готовыми уроками или импортировать любые аудио и заниматься по ним.
  2. Удобный словарь для записи и повторения слов.
  3. Гид по грамматике русского языка.
  4. Отслеживание прогресса.

Есть бесплатная версия и подписка за 7,99–12,99 $ в месяц.

Приложение Tandem

Приложение Tandem позволяет заниматься с репетитором, который является носителем языка или владеет знаниями на том же уровне.

Особенности:

  1. Занятия в любое время.
  2. Уроки могут длиться от 15 минут, поэтому легко найти возможность для обучения.
  3. Можно позаниматься с разными преподавателями и выбрать того, с кем наиболее комфортно и оптимально по стоимости.
  4. Общение с другими пользователями приложения, которые являются носителями языка.

Преподаватели сами устанавливают цены, но первый урок в Tandem можно пройти бесплатно.

Бесплатные онлайн-уроки

На сайте learnrussian.rt.com можно проходить бесплатные онлайн-уроки, начиная от изучения алфавита и заканчивая культурными особенностями общения в русскоязычной среде. Для обучения нужно знать английский язык, все правила и переводы даны на английском.

С learnrussian.rt.com вы сможете:

  • слушать и читать диалоги;
  • пополнять словарный запас;
  • понимать, когда уместно то или иное высказывание в общении;
  • изучить основы грамматики.

Примеры слов с приставками «БЕЗ» и «БЕС»

Правило написания приставок «БЕЗ» и «БЕС» распространяется как на существительные, так и на прилагательные, глаголы, наречия и другие части речи.

Примеры слов со звонкой согласной после приставки, когда в окончании пишется «БЕЗ»:

  • Обездвижить;
  • Обезглавить;
  • Обездолить;
  • Обезвредить;
  • Обезвоженный;
  • Обезжиренный;
  • Обезболивающие;
  • Беззаконность;
  • Беззаботность;
  • Бездомный;
  • Безбилетник;
  • Бездельник;
  • Безнадежный;
  • Безрассудный;
  • Безграмотный;
  • Бездарность;
  • Безропотный;
  • Безмятежный;
  • Безвкусный;
  • Безволосый;
  • Безлюдный;
  • Безнаказанность;
  • Беззвучный;
  • Безжалостный;
  • Безвременный;
  • Безродный;


Изображение 4. Таблица правописания приставок на «З» и «С» со словами исключениями.

Примеры слов с глухой согласной после приставки, когда в окончании пишется «БЕС»:

  • Бесхребетный;
  • Беспринципный;
  • Бессмысленный;
  • Бесфамильный;
  • Бесчестный;
  • Бесчеловечный;
  • Бесспорный;
  • Бесплатный;
  • Бесконечность;
  • Бестактность;
  • Бесформенность;
  • Бесцеремонность;
  • Обескровленный;
  • Обеспокоенный;
  • Обессиленный;
  • Обесточенный;
  • Бесхарактерность;
  • Бесчувственность;
  • Бесценность;
  • Бестолковость;

Примеры слов с гласной буквой после приставки, когда в окончании пишется «БЕЗ»:

  • Безоблачность;
  • Безукоризненность;
  • Безынициативность;
  • Безапелляционный;
  • Безотлагательный;
  • Безыскусный;
  • Безоружный;
  • Безуспешный;
  • Безысходный;
  • Безъязыкий;
  • Обезумевший;

В словаре Ефремовой

Ударение: ве́рный прил.

    1. Постоянный в своих чувствах, привязанностях, убеждениях и т.п.; преданный.
    2. Неизменно придерживающийся чего-л., следующий чему-л., не нарушающий чего-л.
    1. Вполне надежный.
    2. Заслуживающий полного доверия.
    1. Обязательный, непременный, безусловный.
    2. Неизбежный, неминуемый (о смерти, гибели и т.п.).

    4)

    1. Соответствующий истине; правильный.
    2. Соответствующий подлиннику, точно передающий что-л. (о рукописях, документах и т.п.).
    3. Соответствующий обстановке, такой, какой требуется; нужный.
    4. Уверенный, твердый (о походке, шагах и т.п.).
    5. Меткий, точный.
    6. Несомненный, явный, очевидный.

Международное значение русского языка

Русский язык имеет статус международного, и, чтобы подтвердить это, приведём несколько немаловажных фактов:

  • это — один из шести рабочих языков в ООН;

  • русский язык также является официальным языком в ЮНЕСКО;

  • наш язык занимает 6 место по числу носителей во всём мире (более 260 млн человек);

  • у русского языка — 1 место по числу носителей языка, назвавших его родным в Европе (более 118 млн человек).

Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, автор переводов на французский язык множества произведений русской литературы однажды высказался о русском языке таким образом:

Всё это говорит о том, насколько важен наш язык для всего мира, какое большое значение он имеет.

Какие существуют слова без корня?

Большинство слов рус­ско­го язы­ка име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве корень. Корень хра­нит общую смыс­ло­вую инфор­ма­цию всех род­ствен­ных слов, напри­мер:

  • читать
  • зачитать
  • прочитать
  • читатель
  • читатель­ни­ца
  • читка

И все же в рус­ском язы­ке име­ют­ся сло­ва, у кото­рых нет этой глав­ной зна­чи­мой части. Что же это за сло­ва?

Если исхо­дить из того, что в корне содер­жит­ся основ­ное смыс­ло­вое содер­жа­ние род­ствен­ных слов, то мож­но ука­зать, что сло­ва, не обла­да­ю­щие таким смыс­лом, не име­ют кор­ня.

И такие сло­ва есть в рус­ском язы­ке. Они не назы­ва­ют реа­лий дей­стви­тель­но­сти, при­зна­ков, дей­ствий, состо­я­ний, коли­честв, а слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду сло­ва­ми и пред­ло­же­ни­я­ми. Значит, это  сло­ва незна­ме­на­тель­ных частей речи, то есть при­над­ле­жа­щие к слу­жеб­ным частям речи:

  • пред­ло­ги
  • сою­зы
  • части­цы

Предлоги выра­жа­ют отно­ше­ния меж­ду сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Союзы слу­жат для свя­зи слов, само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний  и частей слож­ных пред­ло­же­ний. Частицы при­да­ют допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые и эмо­ци­о­наль­ные оттен­ки сло­вам и пред­ло­же­ни­ям.

Примеры слов без корня

  • пред­ло­ги непро­из­вод­ные (в, к, от, без, у, при, пред, на, от) и про­из­вод­ные (в тече­ние, соглас­но, бла­го­да­ря, по при­чине, по при­бы­тии и пр.);
  • части­цы (неуже­ли, раз­ве, ли, слов­но, точ­но, же, да, не, ни и пр.)
  • сою­зы сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные (а, но, да, лишь, что­бы, что, когда, как, хотя).

В систе­ме частей речи нахо­дят­ся особ­ня­ком меж­до­ме­тия, кото­рые выра­жа­ют раз­ные чув­ства и стрем­ле­ния, но не назы­ва­ют их. У этих неиз­ме­ня­е­мых слов тоже нет кор­ня:

  • ах!
  • ох!
  • увы!
  • ура!
  • бра­во!
  • марш!
  • брысь!
  • вон!
  • алло!
  • цыц!
  • кара­ул!
  • айда!
  • тпру!

К меж­до­ме­ти­ям при­мы­ка­ют зву­ко­под­ра­жа­тель­ные сло­ва, кото­рые вос­про­из­во­дят вос­кли­ца­ния людей и зву­ки реаль­ных пред­ме­тов, живот­но­го и пти­чье­го мира:

  • хи-хи-хи
  • ха-ха-ха
  • мяу-мяу
  • ку-ку
  • тик-так

Предлоги, сою­зы, части­цы, меж­до­ме­тия и зву­ко­под­ра­жа­тель­ные сло­ва — это сло­ва, кото­рые не име­ют кор­ня.

Предыдущая
Корень»ВЛАДЕТЬ» — однокоренные слова
Следующая
КореньБерёза — 10 однокоренных слов!

Интерактивные диктанты на Грамоте ру

На портале Грамота ру представлено гораздо больше интерактивных диктантов, можно выбрать по своему вкусу:

Рис. 3 Выбор интерактивного диктанта на портале Грамота ру

Как видно на рис. 3, на сайте Грамота ру есть 15 страниц, на которых можно поискать подходящий интерактивный диктант, либо пройти все диктанты, что есть. Правила прохождения диктанта такие же, как было описано выше.

Точнее, нужно кликнуть мышкой в том месте, где пропущена буква или знак препинания. Откроется меню, в котором выбираем и щелкаем по нужному варианту из числа предложенных.

Рис. 4 Пишем интерактивный диктант на портале Грамота ру

В конце диктанта кликаем по кнопке «Проверить» — таким образом, сдаем его  на автоматическую проверку. Машина беспристрастно проверяет ошибки и выносит свой вердикт. Появится сообщение:

  • Правильных ответов: столько-то
  • Всего вопросов: столько-то

Ссылки на сервисы с интерактивными диктантами:

P.S. К этой теме отлично подходит:

В словаре Ожегова

ВЕРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна, -рно, -рны и -рны. 1. Соответствующий истине, правильный, точный. Верная мысль. Верное решение. Верно (нареч.) скопировать. 2. полн. ф. Несомненный, неизбежный. В. выигрыш. Идти на верную гибель. 3. Надежный, прочный, стойкий, преданный. Верная опора. Верна (нареч.) служить. В. друг. В. муж (не изменяющий жене). 4. верно, вводн, сл. Должно быть, вероятно (разг.). Он, верно, не придет. 5. вернее, вводн, сл. Вносит поправку: говоря более точно. Это портрет или, вернее, карикатура. 6. верно, частица. Выражает уверенное утверждение, да, действительно. Он прекрасный работник. — Верно. * Вернее всего, вводн, сл. -то же, что скорее всего. Вернее сказать, вводн. сл. — то же, что вернее (в 5 знач.) А вернее (а вернее сказать), в знач. союза — вводит уточнение. Он переутомился, а вернее (а вернее сказать) болен. || сущ. верность, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Русский язык, как язык науки

Русскоязычные учёные по данным статистики (на 2013 год) занимают 4 место по своему количеству (6% от числа учёных по всему миру). Они внесли огромный вклад в мировую науку, обогатив научный лексикон самыми разными русскими словами и терминами.

Пожалуй, самое большое влияние нашего языка на науку чувствуется в области космонавтики. Слова «космонавт» и «спутник» одинаково знают и используют как в Роскосмосе, так и в американском NASA. Кроме того, первые слова, прозвучавшие в космическом пространстве, сказаны на русском языке нашим соотечественником Юрием Гагариным.

Так в чём же суть русского языка? Подводя итог, можно сказать, что его суть — в величии и точности значений его единиц. Используя самые тонкие средства языка, мы без проблем можем чётко передавать смысл высказываний, не прибегая при этом к сложным конструкциям и нагромождениям речи. Предложение может состоять даже из одного слова, и мы всё равно поймём, какой посыл, смысл заложил в нём автор. Современное значение русского языка поистине неоценимо.

Вводные сочетания

В предложениях часто встречаются вводные сочетания: «вернее всего», «вернее говоря», «вернее сказать». «Вернее всего» используется в значении «очень вероятно». «Вернее говоря» и «вернее сказать» означают соответственно «точнее говоря» и «лучше сказать».

  • Пример: «Вернее всего, проблема состояла в его нежелании подчиниться». «Очень вероятно, проблема состояла в его нежелании подчиниться».
  • Пример: «У меня есть некоторый опыт в пении, вернее говоря, в школьные годы я был солистом в детском хоре». «У меня есть некоторый опыт в пении, точнее говоря, в школьные годы я был солистом в детском хоре».
  • Пример: «Она быстро пошла, вернее сказать, почти побежала домой». «Она быстро пошла, лучше сказать, почти побежала домой».

Обособление запятыми вводных сочетаний производится по тем же правилам, что и вводных слов.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».

Правило написания без- (бес-)

Непостоянство окончания приставки без- можно объяснить особенностями ее произношения в разных словах. Когда за ней следует глухой звук, выговаривается и слышится «бес». Если же после приставки идет гласный или звонкий, она произносится с окончанием «з».

По такому же принципу регулируется правописание приставок без- и бес-. Правило заключается в следующем: писать «з» нужно, если дальше следует буква, которая относится к гласным или звонким согласным, а во всех остальных случаях (то есть перед глухими согласными) приставка заканчивается на «с».

Курсы для взрослых

Большая часть этих курсов ориентирована на взрослых, но приобретать их могут и школьники старшего звена.

4brain. Русский язык

Описание: Курс длится три недели. Заниматься надо 2 раза в день по 15-20 минут. После покупки курса вы пройдете тест, который покажет, с какими разделами языка у вас затруднения. Преподаватель отберет 20 тем, которые вы будете изучать.

Для прохождения обучения не нужен ПК, можно обойтись смартфоном или планшетом. Материалы и тесты адаптированы под все типы устройств.

Общее количество текстов и заданий, с которыми вы поработаете – 3 000.

Если после второго урока курс вам разонравится – администрация вернет деньги полностью.

Стоимость: 3000 руб. 1 519 руб. – покупайте, пока действует скидка.

Записаться на обучение

Могу писать. Тренинг грамотности для взрослых

Описание: 2-3 раза в неделю вы будете посещать вебинары, где преподаватели будут отвечать на ваши вопросы. Записи вебинаров доступны в течение года. Индивидуальных консультаций нет.

Акцент в курсе сделан на индивидуальной работе. Авторы предлагают несколько тренажеров по правилам орфографии и пунктуации. Кроме тренажеров есть тесты и интерактивные диктанты.

В каждом занятии есть задания на повторение пройденного ранее, освоение нового и “опережение” – опережающие упражнения помогут вам развивать языковое чутье

Авторы: Юлия Фишман, Марина Балюнова , Елена Дудина и др.

Стоимость: 3 000 руб.

Записаться на обучение

Орфография без правил

Описание: Курс длится 5 лет. Можете купить его ребенку в пятом классе – он будет изучать материал параллельно со школьной программой вплоть до десятого класса.

Средняя стоимость – 1 100 руб. в год, 92 руб. в месяц.

Уроки основаны на сенсорно-моторных методиках – используются разные виды памяти, при которых ученик просто запоминает написание слова. Ему не нужно вспоминать правило, он автоматически “чувствует” как надо писать

Это особенно важно на ЕГЭ, ОГЭ, в декабрьском сочинении, когда времени на раздумья нет

Курс позволяет осваивать правописание 50 слов в неделю, 2600 слов в год.

Стоимость: 5 500 руб.

Записаться на обучение

Выше я описал лучшие курсы русского языка для взрослых. Перечислю еще несколько хороших программ:

Викиум. Идеальный русский за 1490 990 руб. в месяц. Успейте купить, пока идет акция. Материал подается просто, на бытовых примерах. Курс повышает качество письменной речи, помогает быстро вспомнить всю школьную программу.
Специалист. Русский без ошибок. Вы улучшите письменную и устную речь

Педагоги обращают внимание на правила, которые вызывают затруднения у большинства людей.
Могу писать. Экспресс-курс повышения грамотности для взрослых за 1000 руб

Доступ выдается на год, но курс маленький, содержит 4 вебинара по 1,5 часа.
Могу писать. Орфография по правилам – курс продается на 5 лет, обучение рассчитано на людей всех возрастов. Материал подается в таблицах и схемах, много упражнений, есть автоматизированные тренажеры.
Могу писать. Синтаксис и пунктуация за 3 500 руб. Один раз в неделю вы будете посещать вебинар и один раз – консультацию. Курс предлагает углубленное изучение синтаксиса и тонкостей пунктуации.
Грамота.ру. Репетитор онлайн – бесплатный курс. Есть учебник с теорией и интерактивные диктанты для практики.
Тимуроки. Пиши живее – бесплатный курс, акцентирован не столько на грамотности, сколько на качестве текста – как отжать воду, убрать словесный мусор, сделать текст более цепким.

Если с орфографией и пунктуацией у вас все ок, но хочется усовершенствовать качество текста – кроме Тимуроков рекомендую вам книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой “Пиши, Сокращай”. Приобретите ее и не записывайтесь больше ни на какие курсы, они вам не нужны.

Еще советую вам книгу Норы Галь “Слово живое и мертвое”. Максим Ильяхов рекомендует ее к прочтению. Книгу можно купить на Лабиринте.

Запятые при вводном слове

Вводное слово не является членом предложения, не отвечает на вопросы. В предложении оно выделяется запятыми с двух сторон, если вводное слово находится в его середине. Одной запятой отделяется вводное слово, находящееся в начале или конце предложения.

  • Пример: «Я не знал этого человека, вернее, видел его в первый раз».
  • Пример: «Вернее, я просто не хотел учить уроки».
  • Пример: «На ней было темно-красное платье, бордовое, вернее».

Если вводное слово или сочетание входит в состав обособленного члена предложения, то постановка запятых зависит от его местоположения.

Внутри оборота оно выделяется запятыми с двух сторон. Если вводное слово или сочетание находится в начале или в конце оборота, то запятые ставятся лишь по границам самого оборота. В этом случае вводное слово или сочетание не обособляется отдельно.

  • Пример: «Уступая настойчивой просьбе учителя, или, вернее, требованию, он послушно пересел на другое место».
  • Пример: «Обнажив свой меч, вернее простую деревянную палку, мальчишка начал храбро атаковать воображаемого дракона».
  • Пример: «Собрание будет в конце рабочей недели, в пятницу вечером вернее».

Если обособленный оборот заключен в скобки, то вводное слово или сочетание выделяется запятыми при любом местоположении.

  • Пример: «Они часто (вернее, раз в неделю) встречались и бродили вместе по городу».
  • Пример: «Женщина предложила нам ароматный чай (напиток из трав, вернее) и печенье».

Перед оборотами, начинающимися с союзов «как» и «чтобы» вводные слова и сочетания обособляются согласно общему правилу.

  • Пример: «Мы составили список, стараясь контролировать наши расходы, вернее, чтобы не купить ничего лишнего».
  • Пример: «Мы действовали по правилам, вернее, как того требовала инструкция».

Существует особое правило пунктуации для вводных слов «вернее» и «точнее». Если вводное слово выделяется запятыми, то следующие за ним члены предложения не обособляются.

Пример: «Но твоей работой, парень, вернее, твоим трудолюбием я очень доволен».

Если вводное слово находится на границе частей сложного предложения или однородных членов, относящееся к стоящему за ним предложению или слову, не отделяется от него запятой.

  • Пример: «Через несколько минут пошел дождь, вернее хлынул сильный ливень».
  • Пример: «Сегодня она занималась рукоделием, вернее вышиванием цветов на платке».

Корень — это главная морфема родственных слов

Одни сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты (каран­даш, стек­ло), дру­гие — при­зна­ки и при­над­леж­ность при­зна­ка (туман­ный, яще­ри­цын), дей­ствия и состо­я­ния (рисо­вать, ощу­щать), коли­че­ство пред­ме­тов (три ябло­ка, восемь книг). Все эти сло­ва обла­да­ют общим зна­че­ни­ем и име­ют в сво­ем соста­ве глав­ную мор­фе­му, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. Общая часть и общее зна­че­ние объ­еди­ня­ет в одну семью род­ствен­ные сло­ва, напри­мер:

оби­деть — оби­да, обид­ный, обид­чик, обид­чи­вый, обид­чи­вость.

Чтобы назвать эти сло­ва род­ствен­ны­ми, поищем их общее зна­че­ние:

  • обида — это  неспра­вед­ли­вое огор­че­ние, оскорб­ле­ние;
  • обидеть — это нане­сти оби­ду;
  • обидный — это содер­жа­щий в себе оби­ду;
  • обидчик — это тот, кто при­чи­ня­ет кому-то оби­ду, оби­жа­ет;
  • обидчивость — это склон­ность к оби­де.

Все рас­смот­рен­ные сло­ва явля­ют­ся род­ствен­ны­ми, так как содер­жат в себе общее зна­че­ние, кото­рое заклю­че­но в их общей части обид-. Следовательно, это их корень.

Корень — это глав­ная часть сло­ва, в кото­рой заклю­че­но зна­че­ние род­ствен­ных слов.

Общее правило написания приставок «БЕЗ» и «БЕС» и других приставок на «З» и «С»

Как известно, приставка – это значимая часть слова, которая ставится перед корнем и предназначается для дополнения или изменения этого слова. Русский язык насчитывает около 70 приставок, часть которых не изменяются ни при каких обстоятельствах. Однако приставки, оканчивающиеся на букву «З», в некоторых ситуациях пишутся с окончанием «С».

Кроме приставки «БЕЗ (БЕС)» к данному разряду относятся «ИЗ(ИС)», «РАЗ(РАС)», «ВОЗ(ВОС)», «ВЗ(ВС)», «НИЗ(НИС)», «ЧЕРЕЗ(ЧЕРЕС)». Выбор буквы в окончании любой из этих приставок будет зависеть от того, с какой буквы начинается следующая приставка или корень слова.


Изображение 2. Правописание приставок на «З» и «С».

  • Буква «З» ставится в тех случаях, когда следующая приставка или корень слова начинаются с гласной или звонкой согласной буквы. Например: безграмотность.
    Как видно из примера, после приставки «БЕЗ» идет звонкая согласная «Г», поэтому в окончании пишется буква «З».
  • Буква «С» ставится в тех случаях, когда следующая приставка или корень слова начинаются с глухих согласных. Например: бескультурье.
    Первая буква «К» в корне слова является глухой, поэтому в окончании приставки пишется буква «С».

Курсы русского языка как иностранного

Если вы иностранец и вам нужно быстро выучить русский для учебы или работы – посмотрите вот эти три обучающие программы:

Busuu. Эффективный онлайн-курс изучения русского

Внимание уделяется трем аспектам: грамматическим нормам, лексике и произношению. Курс поможет вам сделать акцент менее ярким, разобраться в запутанной русской грамматике, пополнить активный словарный запас.
Тандем

Изучение русского языка онлайн. Занятия проходят через мобильное приложение. Вы сами выбираете преподавателя и объем времени. Минимальное время урока – всего лишь 15 минут.
Учим русский. Russian Lessons. Много топиков для освоения лексики, грамматические тесты, аудиозаписи для восприятия речи на слух. Большая часть материалов бесплатная.

Как применять правило приставок «бес-» и «без-«

Прежде чем использовать правило на практике, следует сделать несколько действий:

  1. Определить приставку в данном слове.
  2. Определить согласную в корне перед найденной приставкой.

Рассмотрим слово «бе_контактный». Делим на морфемы слово. «Бе_-» — определяемая приставка, «контакт» — корень, «к» — глухая согласная. Значит, в приставке пишем «с» — «бесконтактный».

Другой пример с двумя приставками — «бе_перебойный». «Бе_» — определяемая приставка, «пере» — вторая приставка. Видно, что «п» — глухая согласная. Итог — «бесперебойный».

«Бе_ликий». «Бе_»- приставка, «лик» — корень, «л» — звонкая согласная. Следовательно — «безликий».

«Бе_отказный». «Бе_» — приставка, «отказ» — корень, «о»- гласная. Правило гласит, что перед гласными пишется «з». «Безотказный».

Упражнение. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

«Разве я могу не любить его? — говорила она себе, вникая в его испуга_ный и вместе обрадова_ный взгляд.(Лев Толстой, «Анна Каренина»)Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_ное предположение…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)Ну, гость неприглаше_ный, Быть может батюшка войдет! Прошу служить у барышни влюбле_ной! (Грибоедов, «Горе от ума»)Ей ленты алые вплелиВ две русые косы, Цветы, наряды принеслиНевида_ной красы.(Некрасов, «Русские женщины»)Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;Дверь отперта для зва_ных и незва_ных…(Грибоедов, «Горе от ума»)Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодра_ным локтем.(Грибоедов, «Горе от ума»)…были затребова_ны от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_ны…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В уче_ный комитет который поселился…(Грибоедов, «Горе от ума»)И тут же думается ей -Бог знает почему, — Что небо звездное — пескомПосыпа_ный листок,Бессменно день и ночь в путиНа диво слаже_ный возок…(Некрасов, «Русские женщины»)Левин приезжал в Москву всегда взволнова_ный, торопливый, немножко стесне_ный и раздраже_ный этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.(Лев Толстой, «Анна Каренина») Нет, в этот вырубле_ный лесМеня не заманят, Где были дубы до небесА нынче пни торчат!(Некрасов, «Русские женщины»)На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторже_ных детей?!(Грибоедов, «Горе от ума») Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_ную ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)В Нерчинск придете, если васДорога не убьет. Навряд версты четыре в часЗакова_ный идет;(Некрасов, «Русские женщины»)С изуродова_ным страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_ный ею экипаж…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)Женился наконец на дочери его, Прида_ного взял — шиш, по службе — ничего.(Грибоедов, «Горе от ума»)Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_ный ее мужа…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_ный Алексею Александровичу на службу. (Лев Толстой, «Анна Каренина»)К перу от карт? и к картам от пера? И положе_ный час приливам и отливам?(Грибоедов, «Горе от ума»)Ну, вот видите, как сильно она взволнова_на, — сказал англичанин.(По Л. Толстому, «Анна Каренина»)Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбле_ному есть чувству уголок!..(Грибоедов, «Горе от ума»)Степан Аркадьич…, в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_но так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)Как эдаких людей учтивее зовут?Нежнее? — человек он светский,Отъявле_ный мошенник, плут:Антон Антоныч Загорецкий.(Грибоедов, «Горе от ума»)За то, что он смягчил разгнева_ную гостью, Хотел я похвалить.(Грибоедов, «Горе от ума»)Сидишь по часу нем, Неугнете_ный, бодрый умРаботает меж тем…(Некрасов, «Русские женщины»)

Звонкие и глухие согласные русского языка

Чтобы было легко применять на практике выше описанное правило, крайне важно научиться не только различать гласные и согласные буквы, но и глухие согласные от звонких. Если в этом деле Вы будете руководствоваться исключительно слухом, то в какой-то момент он может Вас подвести

К примеру, многие школьники считают букву «Ц» звонкой, сравнивая ее с глухой «С». Однако они обе относятся к глухим согласным. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, следует раз и навсегда запомнить категории букв русского алфавита.

Звонкие и глухие согласные русского языка:

  • Гласные буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я;
  • Глухие согласные буквы: К, П, С, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ;
  • Звонкие согласные буквы: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р;


Изображение 3. Таблица звонких и глухих согласных букв русского языка.

Для того чтобы ученикам было легче запоминать звонкие и глухие согласные, педагоги разрабатывают специализированные фразы или стихотворения. Они намного легче запоминаются, чем стандартные буквенные наборы.

Самая известная фраза для запоминания глухих согласных «Степка Фец, хочешь щец?». В этой фразе присутствуют исключительно глухие согласные и запомнить ее ребенку будет легко. А в предложении «Где жизнь была в мире» используются только звонкие согласные (кроме «Й»). Однако вы можете проявить фантазию и придумать «запоминалку» для своего ребенка самостоятельно.

Подводя итоги

Важно запомнить правило о приставках на «без-» и «бес-«: перед звонким звуком пишется «з», перед глухим — «с». Некоторые запоминают это так: «звонкое к звонкому, глухое к глухому»

Возможно, это не совсем корректно, но зато на практике очень удобно применять.

Данные приставки используются очень часто в современном русском языке

Не стоит обращать и заострять внимание на приставку «бес-«, людям нужно писать грамотно, не обращая свой возможный взор на этимологию слова и приставки. Сейчас это правило изучают в средней школе по разным программам: некоторые начинают изучать в 5-м классе, некоторые — в шестом

Однако даже для взрослого человека знание правила не даст гарантии его верного написания. Чтобы считаться грамотным в наш век, необходимо находить баланс между внутренними мыслями и принятыми правилами. Возможно, некоторые правила в русском языке уже устарели, скорее всего, носителей русского языка ожидает его упрощение, так как процесс глобализации и слияния культур набирает все более быстрые обороты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector