Редактор: список вузов где получить профессию гуманитарные области

Как стать редактором и где можно учиться?

Редакторы обычно вырастают из журналистов или копирайтеров. Это руководящая должность, поэтому попасть на нее, не имея опыта написания текстов, сложно

Также важно умение управлять коллективом

Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера

Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.

Пример такого курса – «Коммерческий редактор» в университете Нетология. Он позволяет освоить профессию редактора с нуля. Вы научитесь писать тексты, управлять командой, получите навыки, необходимые для создания популярного информационного проекта. Освоите инструменты, с которыми работают редакторы. Получите опыт работы в крупных проектах, который можно использоваться в портфолио.

Обучение

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно начать с изучения основ. Без должного портфолио устроится по данной специальности не получится. Опытные специалисты рекомендуют начать с профессии копирайтер. Это автор статей, который пишет на различные темы. Начинающие авторы не получают большой зарплаты, но это отменный способ получить необходимый опыт и найти собственных клиентов. Если работа в этом направлении начнет приносить успех, можно устроиться копирайтером в офис или компанию. Многие сотрудники получают нужный опыт в удаленном формате.

Обрести знания в этой специальности можно при помощи специальных курсов. Их ведут профессионалы, которые добились больших успехов на занимаемой должности. Многие обучающие программы платные, но иногда удается найти бесплатные курсы или вводные занятия для начинающих. Основной вариант войти в профессию заключается в получении диплома о высшем образовании по специальности «журналистика». Можно поступить на филологический факультет, а также выбрать специальность сценарного мастерства. Во время занятий педагоги учат, как писать тексты и работать с большими объемами информации.

Чтобы узнать, какие предметы необходимо сдавать для поступления, нужно обратиться в выбранное учебное заведение. Рекомендуется посетить вуз во время дня открытых дверей и получить всю интересующую информацию. Путь к успеху в этой профессии непростой.

Детский редактор

Это особый вид редакторов, у которого самый притязательный читатель – дети. И большая ответственность перед ними, чтобы книги выходили грамотными, интересными и красочными.

Они востребованы:

Детскому редактору необходимо разбираться и интересоваться детской психологией, а еще лучше иметь своих детей, но это совсем не обязательно. Понимать какие темы и герои интересуют современных детей, если мы говорим о детях постарше. Можно закончить курсы или даже получить какое-то начальное образование в сфере детской психологии.

Работа редактора, в принципе не важно какого детского, литературного, научного и т.д, подразумевает организаторскую и передовую деятельность. Поэтому в этой профессии важны следующие качества:

  1. Умение общаться и выстраивать деловые отношения с людьми. Попадаются разные авторы, хорошо, если он готов к сотрудничеству и адекватно воспринимает необходимость исправлений. А есть ведь и такие «я художник и я так вижу», вот тут нужен дар убеждения.
  2. Аналитический склад ума, при этом иметь творческие способности.
  3. Уметь вести переговоры.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Знание русского языка и правил правописания. Без этих знаний редактор не сможет улучшить текст, а даже наоборот – сделает еще хуже.
  6. Свободное владение персональным компьютером.
  7. Ответственность. Редактор должен понимать, что он наравне с автором играет важную роль в написании текста. Очень часто бывает, что грамотная корректировка исходного материала делает, например, книгу бестселлером.
  8. Усидчивость и дотошность.
  9. Уважение к автору. Редактор по максимуму должен уметь сохранить авторский стиль изложения, но при этом, чтобы он не противоречил нормам и правилам русского языка.
  10. Огромная работоспособность. Им приходится читать колоссальные объемы текстов. Зачастую у редакторов не одна и не две рукописи в работе, а гораздо больше. Им необходимо умение быстро переключаться с рукописи на рукопись, с темы на тему.

Форматы текстовых файлов

Редакторы позволяют создавать документы в разных видах. Перед тем как сохранить текст, необходимо определиться с выбором расширения.

TXT

Распространенный формат, который использовался первыми компьютерами. Такие документы включают лишь текстовую информацию, работать с иллюстрациями нельзя. Преимущество расширения — универсальность применения для любых приложений.

RTF

Rich Text Format представляет — усовершенствованный текстовый формат. Универсальное кросс-платформенное расширение является разработкой компании Microsoft. В таких документах хранится текстовая информация с данными о форматировании и дополнительных объектах файла:

  • формулах;
  • таблицах;
  • сносках и других.

В RTF используются «управляющие» слова, выделенные спецсимволами. Эта особенность увеличивает объем файла.

DOC

Также продукт разработчика Microsoft. Документы создаются с помощью программы Word. Файлы бинарного типа открываются в большинстве текстовых редакторов. В таком формате можно сохранять форматирование, стиль текста, иллюстрации, гиперссылки и другие объекты.

DOCX

Более поздняя версия формата DOC. Сохраняет весь функционал предыдущего варианта. Возможность сохранять документы с расширением .docx появилась в пакете Office 2007.

HTML

Форматы на основе HyperText Markup Language (HTML) пользуются большой популярностью. К ним относятся расширения HTM, CHM, MHT и другие.

С помощью языка HTML создают веб-страницы. Универсальность, удобство и компактность объясняют востребованность форматов для хранения информации. Чтение документов выполняется с помощью инструментов операционной системы.

PDF

Разработка компании Adobe. Расширение было востребовано в полиграфии. Когда пользователи оценили возможности формата, файлы стали использовать повсеместно. С их помощью обмен документами стал проще.

ODT

Файлы, созданные в программе OpenOffice, являются альтернативой закрытому .docx. Формат поддерживает практически те же возможности форматирования, что и продукт Microsoft. С его помощью можно работать с текстом, изображениями, таблицами, гиперссылками.

Форматы для электронных книг

Также популярны расширения для чтения электронных документов. Редактировать текст или иные объекты нельзя. Примерами форматов являются:

  • fb2;
  • epub;
  • mobi;
  • djvu и другие.

Бильд-редактор

Бильд-редактор — специалист по иллюстрациям — работает в крупных издательствах (СМИ), подбирает фотоматериалы в номер, редактирует и размещает фотографии, систематизирует и хранит архив и т. д.
Находит и подбирает иллюстративный материал к определенным текстам. Чаще всего бильд-редактор подчиняется непосредственно главному редактору, возможно также нахождение под руководством заведующего редакционно-издательским отделом или иного должностного лица.
В основные должностные обязанности входит:

  • художественное редактирование и иллюстрирование изданий,
  • разработка проектов художественного и технического оформления изданий,
  • подбор иллюстраций, в том числе отбор и обработка новостной фотографии, её использовании на различных платформах и в Интернете
  • предполагается составление проектов трудовых договоров с лицами, привлекаемыми для изготовления графического материала и выполнения других работ по художественному оформлению,
  • участие в подготовке документов по расчетам за выполненные ими работы и т. д.
  • совместное участие в создании инфографики (пример: РИА Новости).

Плюсы и минусы профессии

Фильм «Предложение» 2009 года хоть по большей части и романтическая комедия, но хорошо демонстрирует недостатки работы редактором.

Героиня, которую сыграла Сандра Баллок, главный редактор книжного издательства. И в начале фильма показан ее рабочий день, как она читает рукопись и одновременно занимается спортом на велотренажере.

В течении фильма показано, как она общается с проблемным писателем, как уговаривает выступить на шоу.

Плюсы:

  • узнавать все самые интересные факты после журналистов первым;
  • первым читает самые интересные книги и знакомится с уникальными авторами;
  • возможность работы удаленно;
  • сталкиваясь с разными текстами и темами, редактор развивается как профессионал;
  • возможность карьерного роста.

Минусы:

  • малоподвижная работа;
  • постоянное напряжение глаз из-за того, что приходится много читать;
  • часто работа редактора связана с цейтнотом и стрессом;
  • ненормированный рабочий день.

Редактор электронного издания

Редактор электронного издания выполняет функции, схожие с функциями обычного редактора. Но используя возможности электронной формы представления публикации.

Можно выделить следующие функции:

  • Разработка структуры издания, объединяющей страницы в формате HTML («электронные страницы») и тексты в PDF.
  • Создание гиперссылок в тексте на отдельные структурные единицы данной публикации и кликабельные ссылки на другие источники.
  • Создание всплывающих подсказок в тексте, например, с объяснением терминов.
  • Создание дополнительных индексов, оглавлений, позволяющих представить структуру текста в разных ракурсах.
  • Деление публикации на отдельные файлы для обеспечения наиболее гибкого использования

Задача редактора электронного издания — создание полноценного многофункционального издания с внутренней системой навигации.

Как выглядит карьера?

Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.

Карьерная лестница может быть такой: корреспондент  –  редактор отдела – выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)

Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).

Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего

Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается

И наконец, главный редактор – это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.

Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и  ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.

В крупных издательствах существует разделение труда – это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.

Когда отредактирован текст и подобраны иллюстрации, верстальщик создаёт макет будущей книги. Но работа редактора продолжается.

Редактирование вёрстки книги «Хочу быть психологом» .

В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором – человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.

Со временем можно стать ведущим редактором – так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора,  который  отвечает лишь за художественное оформление.

Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и  т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.

Дополнительные знания и навыки

Человек, занимающий должность редактора, должен идти в ногу со временем, если конечно он хочет развиваться в этой области

Любить учится, профессия достаточно обширная и важно умение быстро вникать и разбираться в новых темах для себя, может быть получить дополнительное образование

Знание иностранных языков идет только в плюс, особенно, если Вы хотите работать удаленно в иностранной организации.

Знание деловой этики и искусство переговоров. К сожалению, этому не учат в ВУЗах, но существует множество тренингов и курсов, где за небольшой промежуток времени Вы освоите данные навыки.

Редактор должен читать, причем не только по работе – рукописи перспективных авторов — а любую другую литературу, которая приносит удовольствие. Это развивает кругозор и эрудицию, которая так необходима в этой профессии.

Так же как и во всех профессиях, у редакторов тоже бывает профессиональная деформация. Что это? Если в двух словах то, когда человек свои профессиональные привычки переносит в повседневную жизнь.

Например, когда редактор в обычной жизни, общаясь с людьми, каждую фразу разбирает на предмет грамотности, логики и стиля. Когда людей в жизни оцениваешь по тому, как они говорят: правильно/неправильно ставят ударения в словах.

Даже самый хороший и одаренный редактор время от времени становится неспособным к объективной оценке, понимание и внимательность снижается, что недопустимо для редактора. Это состояние необходимо у себя отслеживать и бороться с ним, иначе, потом будет сложно из него выйти.

А чтобы этого не случилось, редактору необходимо находить время читать книги: классику или современные, не важно. Хорошая литература помогает отвлечься от рабочего застоя и информационного потока, который нас окружает

Виды редактирования текста

Редактирование научного труда отличается от редактирования рекламного буклета или сборника стихов. Процедура редактирования строится в зависимости от исходного текста, его объема, сложности.

Принято различать три вида редактирования:

  • Научное
  • Литературное
  • Техническое.

При научном редактировании редактор проверяет достоверность представленного материала, приведенных в тексте фактов, вычитывает формулы, чертежи, документы, а также сверяет цитаты с первоисточниками. Редактура научного текста выполняется профильным специалистом.

При редактировании переводов сначала текст вычитывается по оригиналу с целью оценки правильности смысла, после этого редактор проверяет его стилистику, лексику и пунктуацию на соответствие правилам русского языка.

Каждый текст нуждается в литературном редактировании, будь то поздравительный адрес руководителю организации, многотомная энциклопедия или брошюра о каком-либо предприятии. Причина не в том, что автор не в состоянии сам создать правильное и легко читаемое произведение, а в том, что ему сложно разглядеть ошибки в собственном творении. Эту особенность восприятия в редактуре называют «замыленностью взгляда». Именно поэтому часто журналистские тексты в редактировании нуждаются не меньше, чем тексты, написанные людьми без соответствующего образования.

Литературное редактирование текста начинается со знакомства с исходным материалом, с определения соответствия содержания текста его названию. При первом прочтении выявляются логические погрешности в композиции произведения, отступления от стиля.

Литературный редактор находит в текстах документов типичные лексические ошибки. В юридическом сборнике, например, он правит просторечные выражения, в детском произведении – непонятные для ребенка термины, в художественном – нелитературные формы и неверно построенные предложения и т.д.
После того, как будет согласована литературная правка, начинается работа корректора.

Замечание 2

Главной задачей технической редактуры является проверка на этапе создания макета и верстки то, как компьютерный эскиз будет перенесен в печать.

Технический редактор проверяет верность расположения страниц текста, глав, иллюстраций, заголовков.

Что такое редактура текста: понятие и назначение редактуры

Редактура текста представляет собой проверку и последующее исправление информационного материала. При этом в ходе редакции не всегда исправляются грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки. Редактирование текста направлено на правку стилистики, проверку логических связей и общей структуры повествования. Редактор обязательно проверяет уместность употребленной терминологии, ее соответствие содержанию текста.

Основное назначение редактирования состоит в приведении формы и содержания текста в тот вид, который будет соответствовать действующим нормам письменной речи, заданного стиля и индивидуальным требованиям заказчика. Кроме общего понятия редактуры существует четыре разновидности редактирования. Каждая из них обладает определенными особенностями.

Научно-специальное редактирование предназначено для проверки фактического материала. Цель редактора – убедиться в достоверности приведенных цитат, дат, формул и ссылок на источники.

Техническое редактирование подразумевает переработку информационного материала в соответствии с заданными параметрами. Для этого редактор использует макет – согласованную с заказчиком логическую структуру текста.

Художественное редактирование – это проверка стилистики с последующим устранением выявленных ошибок. Цель редактора – сделать текст информативным, выдержанным в едином стиле.

Литературное направлено на общее повышение качества текста. Такая редактура востребована независимо от его специфики, стиля и назначения. Поэтому литературное редактирование включает в себя все элементы редакторской работы:

  • анализ композиции и логической структуры;
  • исправление стилистических, лексических и синтаксических ошибок;
  • полную проверку приведенной информации на достоверность;
  • сокращение и переработку текста с сохранением общей идеи автора.

Ни один серьёзный издатель не будет публиковать информационный материал без предварительной проверки редактора. Найденные читателями ошибки негативно скажутся на имидже издания и его репутации. Поэтому так важна редактура книги – ее заказывают даже опытные авторы.

Что входит в редактуру текста: этапы редакторского чтения и виды правки

Работа редактора творческая. В ней нет четкого алгоритма, который будет применим ко всем текстам. Поэтому исправления вносятся в соответствии с пожеланиями заказчика, а также выбранной разновидностью редакторской правки.

Редактор вычитывает текст в три этапа. Первый, ознакомительный этап, позволяет оценить качество материала в целом, его содержание, стиль и общую идею. Второй этап представляет собой углубленную работу над текстом. Редактор разбивает материал на отдельные фрагменты, изучает все детали вплоть до отдельных слов, вносит большую часть изменений. Заключительный или шлифовочный этап – это вдумчивая вычитка текста в поисках упущенных ошибок.

Общий алгоритм редакторского чтения применим ко всем материалам. А вот способы правки редактор выбирает в зависимости от особенностей текста: характера ошибок, технических требований, необходимости переработки. Всего применяется шесть разновидностей редакторской правки:

  • вычитка, то есть исправление всех видов ошибок и недостатков;
  • обработка, которая заключается в изменении фрагментов текста после его полного анализа;
  • сокращение/увеличение – изменение объёма материала до требуемого размера;
  • переработка, представляющая собой написание нового текста на базе исходного в требуемом стиле;
  • синтетическое исправление, содержащее в себе элементы перечисленных выше разновидностей;
  • техническое исправление, то есть подгон текста под заданные технические параметры (водность, оригинальность, тошноту и другие).

Редакторское чтение – обязательный элемент проверки и исправления текста. После над материалом выполняется корректура, завершающая подготовку к публикации.

Основное предназначение программы

Текстовые редакторы необходимы для обработки символьной информации. Из символов складываются другие компоненты текста:

  • слово;
  • строка;
  • абзац;
  • страница;
  • раздел.

Программа взаимодействует с каждым элементом с помощью команд. Текст, который пользователь набирает на клавиатуре, отражается на экране. В области воздействия на рабочее поле находится курсор в виде черточки или прямоугольника. Как правило, набираемая информация превышает размеры окна. Редактор позволяет просматривать файл полностью с помощью опций:

  1. Клавиша перемещения или стрелка.
  2. Линейка прокрутки, регулируемая компьютерной мышью или сенсором.

Большинство редакторов демонстрируют параметры текста в строке состояния:

  • координаты курсора, в том числе номер активной строки и позиции в строке;
  • номер страницы;
  • формат текста;
  • используемый шрифт и другие полезные данные.

Меню текстовых редакторов включает набор команд управления. С их помощью можно выполнять следующие действия:

  • изменять режим работы с текстом;
  • выполнять файловые операции;
  • печатать документ;
  • форматировать текст;
  • обращаться за справкой.

В зависимости от программы меню может быть представлено в текстовой или пиктографической форме. К стандартным компонентам среды редактора относятся:

  • рабочее поле;
  • текстовый курсор;
  • строка состояния;
  • меню команд.

Краткое описание: кто такой редактор моды?

Обычно редактор готовит к выпуску уже кем-то созданные материалы. Он корректирует их на предмет грамотности и фактической достоверности, «выравнивает» стилистику, что-то убирает, что-то добавляет, а также в целом решает, какие материалы стоит публиковать. Тем не менее, в некоторых изданиях редакторы также сами занимаются написанием статей, взятием интервью, налаживанием контактов с модными брендами и другой смежной работой. Усредненные обязанности редактора моды следующие:

  1. Подготовка материалов к публикации. Под «материалами» могут пониматься авторские статьи, обзоры, пресс-релизы, гайды – все, что популярно и будет интересно читателям.
  2. Подготовка изданий (или их разделов) к выпуску. К редактору поступает много разных материалов, из которых он должен выбрать подходящие и не только отредактировать их, но и выбрать, в какой последовательности их публиковать, когда это делать (возможно, также выполнять верстку и добавлять графический контент).
  3. Посещение показов, конференций и других мероприятий, так или иначе связанных с миром моды. Это может выполняться только с целью быть в курсе последних тенденций, а может также включать в себя написание пресс-релизов, обзоров, взятие интервью и т.п.
  4. Налаживание контактов с брендами (в том числе, для размещения их рекламных материалов в издании).

Важно понимать, что вакансия редактора моды всегда предполагает работу в сотрудничестве с большим количеством других специалистов: с авторами публикаций, с корректорами, с другими редакторами, с руководством издания

Особенности профессии

Издатели работают в типографиях, информационно-издательских агентствах и других компаниях, которые занимаются выпуском печатной продукции. Они обладают развитым художественным вкусом, знанием классической и современной литературы, а также книжного бизнеса. Являются универсальными специалистами, могут выполнять функции редактора и корректора, а также журналиста или верстальщика. Обязанности и сложность задач напрямую зависят от компании, в которой издатель ведет свою деятельность.

Издатели нередко занимаются поиском молодых и перспективных авторов, а также инвесторов, рекламных каналов, магазинов, которые будут готовы взять печатную продукцию на реализацию. Проводят мониторинг деятельности конкурентов, чаще всего курируют одно направление, например, детскую или учебную литературу. Издатель контролирует качество, анализирует свой сегмент, разрабатывает методы, которые помогают повышать и удерживать спрос на продукцию. Может создавать коммерческие предложения, принимать участие в художественном оформлении, привлекать внештатных исполнителей.

Профессия многогранная и очень интересная, она связана с литературным творчеством, маркетингом, рыночной экономикой. Издатели, работающие в крупных агентствах, часто путешествуют, они принимают участие в процессе покупки прав на книгу, общаются с главным редактором. В профессиональные обязанности входит посещение книжных ярмарок, авторских слетов и других мероприятий, во время которых можно наладить деловые связи.

Кому подойдёт профессия редактор?

Стать редактором может далеко не каждый специалист. Получить должность теоретически может любой сотрудник издательства или СМИ. Однако, добиться успеха в профессии и проработать на должности несколько десятков лет — довольно сложно. Для этого нужно любить специальность. И гореть ей.

Профессия редактор подойдет для тех подростков, которые:

  1. Знают, как работать с текстом. Разбираются во всех правилах русского языка. Знают, когда можно исправить текст. А когда он звучит лаконично. И не требует исправлений.
  2. Являются коммуникабельными. Редакторы должны с легкостью заводить диалоги с другими людьми. Решать конфликтные ситуации. Делать так, чтобы автор прислушивался к ним. Понимал, почему конкретные правки внести — необходимо. Помимо этого, редактор должен уметь коммуницировать с абсолютно разными людьми. Не только с рядовыми авторами, но и с начальством. А также людьми, которые находятся в его подчинении.
  3. Обладают навыками организатора. Основная задача редактора — всегда говорить сотрудникам, что нужно делать. Какая задача и для кого является первостепенной. А какой нужно уделить чуть меньше времени. Помимо этого, редактор должен быть эффективным менеджером. Чтобы все его задачи выполнялись сотрудниками компании вовремя.
  4. Разбираются в аналитике. Специалист этого спектра должен уметь анализировать. Понимать, какой материал будет интересен потребителям информации. А какой может провалиться при издании.
  5. Являются эрудированными. Это необходимо для того, чтобы редактор смог проверить текст на фактические ошибки. И чтобы для этого ему не нужно было каждый раз лезть в интернет.
  6. Умеют вести переговоры. Общаться с людьми и добиваться своего редактору предстоит всегда. На деловых встречах с начальством. Во время общения с заказчиками. И другими редакторами. Задача редактора — всегда добиваться желаемого. А также делать так, чтобы его партнеры держались с ним в максимально дружеских отношениях. И чтобы они не отказывались от сотрудничества с издательством.
  7. Являются стрессоустойчивыми. В редакции редактору предстоит проводить огромное количество времени. Наверняка при работе у него будут возникать разного рода конфликты. Не только с подчинёнными, но и с начальством. А также с авторами и заказчиками. Если подросток не будет обладать достаточным уровнем стрессоустойчивости, то у него могут возникнуть проблемы. Он будет пребывать в депрессии. И испытывать стресс. Это может негативно повлиять на него. 
  8. Являются оптимистами. Основная задача редактора — сделать так, чтобы подчиненные всегда пребывали в хорошем настроении. От уровня их оптимизма зависит то, насколько качественно они будут выполнять ту или иную работу. Поэтому данному аспекту нужно уделить максимально большое количество внимания.

Зарплата редакторов

Редакторы имеют довольно высокий доход. Который отличается в зависимости от того, где работает специалист. И на каких условиях.

Например, если редактор работает в издательстве или СМИ, то его заработная плата может быть на уровне 20.000-60.000 рублей в месяц. С премиями и всевозможными повышениями, ее уровень может повыситься до 80.000 рублей в месяц. При условии, что специалист работает в штате. Официально.

Если редактор работает на фрилансе, то уровень зарплаты у него будет нестабильный. За 1.000 символов проверенного текста он будет получать по 10-20 рублей. Поэтому, даже потратив чрезмерное количество времени, специалист этого спектра не сможет заработать много денег. Фрилансер-редактор может претендовать на зарплату около 30.000 рублей. 

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Необычная профессия, открывающая перспективы для личностного роста.
  2. Профессия связана с путешествиями, коммуникацией.
  3. Уровень оплаты труда высокий, возможны премии за выработку.
  4. Работать в этой сфере могут люди, которые имеют высшее образование в смежных областях, например, экономисты, публицисты, маркетологи и другие специалисты.
  5. В перспективе можно открыть собственный бизнес, связанный с издательским делом.

Минусы

  1. Мало вакансий, что порождает высокую конкуренцию среди соискателей.
  2. Деятельность связана со стрессами, горящими сроками.
  3. Издатели очень востребованы в больших городах, но не на периферии.
  4. Работодатели заинтересованы в опытных издателях.
  5. Сотрудничество с эксцентричными и вспыльчивыми людьми.

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны – редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой – автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное – не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

Нас учили в институте, что редактор не должен писать за автора. Но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть хорошим специалистом в своей области. Кладезем информации. И нужно помочь ему этой информацией поделиться.

Но совсем ужасно, когда автор, писать не умеющий, сражается за каждую запятую. Даже вопреки законам русского языка.

А бывает ли легкий автор? Да! Бывает! Вдумчивый, талантливый, умный автор без мании величия. С такими людьми легко работать – и не только редактору. С такими людьми вообще легко.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало – это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами – вещь трудная.

Актуальные расценки за редактуру

Чтобы рассчитать, сколько стоит редактура текста, нужно узнать стоимость редактуры 1000 знаков. Цена редактуры зависит от сложности материала, требований заказчика, профессионализма редактора. В среднем редактирование стоит 60-200 рублей за 1000 знаков с пробелами (в зависимости от сложности задачи, опыта редактора, изначального качества текста), тогда как «просто» корректуры 30-90 рублей за 1000 знаков с пробелами.

Наиболее удобный вариант – считать стоимость услуг редактора постранично. При стандартном шрифте и междустрочном расстоянии на одной странице помещается 1800 знаков с пробелами. Это значит, что средняя стоимость редактуры материала составит 108-300 рублей за страницу.

Авторам рассказов, повестей и романов оплачивают каждый авторский лист. Поэтому для них цена редактирования играет роль с точки зрения подсчета чистой стоимости их работы. Авторский лист содержит 40000 знаков с пробелами, поэтому цена правки составит 2400 рублей (опять же, это средняя цифра, многие редакторы делают хорошие скидки за объемы). Чтобы представить более наглядно, что такое авторский лист — средняя книжка состоит из 10-15 авторских листов.

Что касается стихотворных произведений, их проверяют построчно. Редактор берет фиксированную оплату 60 рублей за 30 строк.

Стоимость редактирования оправдана. Максимальный объем, который проверяет редактор в течение рабочего дня, составляет 30.000 знаков с пробелами. При этом авторы часто требуют внесения дополнительных правок, которые не оплачиваются. 

Этапы редактирования текста

Редактирование текста состоит из следующих этапов:

  • Первоначальная вычитка;
  • Редакторская правка верстки до подписки в печать;
  • Заключительный просмотр перед изготовлением тиража.

Редакторская подготовка текста к публикации проходит в три этапа.

На первом этапе происходит знакомство с текстом, определяются задачи редактирования. Здесь редактор оценивает степень соблюдения заранее заданных параметров: объема, жанра, тематики. Он выявляет главнее достоинства рукописи и недостатки. На этом этапе редактор составляет представление о том, каким мог быть в идеале текст исходя из имеющегося варианта. Редактор принимает решение или вернуть материал на доработку с рекомендациями и замечаниями или же принять рукопись в работу.

На втором этапе осуществляется детальный анализ текста. Целью этого этапа является максимально полное и точное выявление содержательных и стилистических достоинств и недостатков текста. На втором этапе редактор решает, нуждается ли текст в правке и определяет объем правок.

Третий этап редактирования текста – правка. Для каждого текста определяется своя степень редакторского вмешательства. Она зависит от того, как глубоко и качественно автор проработал содержание материала и его стиль.

Работа редактора носит творческий характер, который проявляется на всех этапах работы с текстом. Редактор в качестве отправной точки своей работы имеет уже готовый текст. Редактор оценивает текст, анализирует его как элемент коммуникационной системы в целом и соотносит его содержание с личными наблюдениями, знаниями, профессиональным и жизненным опытом, а также с тем, что по данному предмету сообщают другие источники информации.

Общая и профессиональная эрудиция, а также высокий интеллект в литературном редактировании являются не просто основой общей культуры человека, а необходимым технологическим требованием. Чем более эрудирован редактор, тем шире возможность применения им своих знаний в работе, и тем успешнее работа, так как оценивать содержание произведения, задавать автору уточняющие вопросы и искать дополнительную информацию по предмету редактору будет гораздо легче. Легче будет ему и привлекать необходимых специалистов для консультаций по предмету работы.

Редактор не может о предмете текста знать все, но он должен знать как можно больше. А анализ литературной формы текста требует от редактора специальных знаний в сфере литературоведения, стилистики, теории жанров, психологии, читательского восприятия. Задача редактора – следовать общепринятым нормам, при этом сохраняя авторский текст. Отступление от общепринятых норм должно иметь веские основания.

Часто редактирование текста в СМИ имеет жесткие ограничения по времени. редактор должен быстро принимать решения и быстро работать. Однако правка при этом не должна выглядеть как чужеродные вкрапления. Грубую работу редактора заметит не только автор, но и читатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector