Нотный редактор

TuxGuitar

Упомянув табулатуры, не могу не отрекламировать в этом обзоре открытый кроссплатформенный аналог Guitar Pro 5 — TuxGuitar.

Пожалуй, как нотный редактор, он не уступает и Flat.io, но в первую очередь является редактором табулатур со всем из этого вытекающим. Если Aria Maestosa — это почти то, что вам нужно, но кажется слишком уж аскетичной, рискните попробовать TuxGuitar.

Это не самое надежное приложение и есть вероятность, что придется повозиться с настройками, чтобы программа издала хоть какой-нибудь звук, кроме того, что обычно сообщает об ошибке. Справившись с этим, вполне может быть, что некоторым из читателей он придется по вкусу куда больше прочих упомянутых.

Из заявленных на сайте возможностей, кроме очевидной работы как с табулатурами, так и с нотами, можно отметить поддержку формата Guitar Pro вплоть до пятой версии. В диалоге открытия файла в самом TuxGuitar, впрочем, есть и формат актуальной Guitar Pro 6, а также PowerTab. Через импорт доступны форматы MIDI и .tef редактора TablEdit.

С экспортом дела обстоят куда как лучше и партитуры, набранные в TuxGuitar, можно экспортировать в знакомые и повсеместные MusicXML (как ни странно, только экспорт) и MIDI, аудио, PDF и SVG для печати, текстовый ASCII и LilyPond, который является скорее языком разметки, чем форматом для чтения и хранения.

Есть и публикация, подобно тому, как это делается в MuseScore. Напечатав табулатуры или ноты, от вас требуется ввести юзернейм, название, парочку тэгов и описание по желанию.
Довольно таки просто, казалось бы, но желая опробовать эту функцию, я полез было регистрироваться и тут меня поджидало то, о чем я уже предупреждал — TuxGuitar, ни слова не сказав, вылетел.

Из прочих особенностей можно отметить пакетный конвертер, позволяющий перегнать сразу несколько документов в нужный формат из числа перечисленных выше. Здесь же список ладов с подсветкой на грифе, что полезно при обучении игре на гитаре, и тюнер.

Просто, как ABC

Ну а дальше дело техники. Мы нашли островки, от которых можно протянуть мостики к соседним нотам.

Я думаю, что абсолютное большинство из присутствующих не только умеет считать до трех, но и знает порядок следования нот в октаве: до ре ми фа соль ля си. Эти сведения мы и используем во благо.

Так и быть, начнем со скрипичного ключа, который, как уже было сказано ранее, отмечает положение ноты соль (G) на нотном стане:

Для успешного распознавания нот в этом ключе, нам необходимо запомнить всего лишь, что начало координат (центральная линейка) соответствует ноте си (B), которые на картинке выделены красным цветом.

Кому все-таки нравятся мнемонические фразы, могут запомнить это так: «СИ — центр СИмметрии». Ну а кому-то может понравиться, что тройки соседних нот образуют ABC.

Не задерживаясь надолго на скрипичном ключе переходим к басовому:

На самом деле, это очень важный момент. Не нужно пытаться сразу учить все ноты скрипичного ключа. Запомните: мы учим паттерны, а не конкретные ноты.

Басовый ключ отмечает положение ноты фа (F) и имеет в центре ноту ре (D). Середина? Тройки соседних нот, образуют знакомую с детства последовательность до-ре-ми.

На данный момент необходимо запомнить только соответствие ключа и его центральной ноты (си для скрипичного ключа, ре для басового), все остальное приложится само.

Таким образом от ситуации «как все сложно» мы переходим к «о, а это я знаю!». Подобный подход позволяет разделить знание на «простое» и «сложное». А еще он создает ощущение, что дело спорится и все не так страшно.

Если не обращать особого внимания на симметрию, то все линейки стана будут одинаково неудобными, а дело освоения нотной грамоты будет казаться унылой зубрежкой, коей оно обычно и является.

Как вы думаете, сколько времени бы заняло освоение нотной грамоты, если бы стан был таким?

Если убрать шелуху то становится видно, что все ноты располагаются на линейке, ниже или выше нее:
Я думаю не нужно много ума, чтобы выбрать одну ноту из трех в зависимости от ее положения.

Так вот, используя наши островки симметрии, мы можем свести задачу освоения полноценной нотной записи к уверенному распознаванию нот в островках и выводу остальных позиций через них.

Со временем мозг научится распознавать и промежуточные позиции не хуже островных, тем более что у меня в запасе есть еще пара приемов, упрощающих жизнь и там.

История

Версия 0.9.5 была выпущена в августе 2009 года, которая была достаточно стабильной для ежедневного использования, и добавлена поддержка Mac OS X.

MuseScore 1.0 был выпущен в феврале 2011 года. Этот релиз сосредоточен на стабильности, а не на новых возможностях. Вскоре после этого был выпущен MuseScore 1.1 в июле 2011 года, который был загружен почти 1 миллион раз. Это 1.1-релиз исправляет около 60 ошибок.

В марте 2012 года был выпущен MuseScore 1.2. Эта версия содержит более 100 исправлений ошибок, улучшен MusicXML импорт и экспорт, а также улучшена поддержка специальных символов. Небольшой апдейт, содержащий в основном исправления ошибок был выпущен в качестве MuseScore 1.3 в феврале 2013 года.

На данный момент, летом 2014 года MuseScore 2.0 находится в стадии разработки, и планируется добавить много новых функций. Дата выпуска пока не объявлена.

Преимущества и недостатки

Несмотря на достаточно большое количество и конкурентоспособность существующих программ-нотаторов, все они не лишены недостатков, и потому постоянно совершенствуются. Кроме того, за разработку своей программы берутся всё новые фирмы. Существует ряд преимуществ нотных редакторов:

  • распознавание сканированного нотного текста;
  • качество вывода;
  • удобство пользования программой;
  • спектр операций, выполняемых автоматически;
  • количество точных настроек, доступных пользователю;
  • импорт из других программ;
  • интеграция с другими видами музыкального программного обеспечения (например, при создании интегрированного рабочего места музыковеда);
  • работа с электронными нотными библиотеками.

Поиск путей развития нотных редакторов — одна из задач нотоводства.

Новые возможности в MuseScore 2.0

Для получения дополнительной информации о новых функциях см. Что нового в MuseScore 2, MuseScore 2.0. Примечания к выпуску and Изменения MuseScore 2.0.
Документация по новым функциям доступна в этой главе (кроме информации, об обновлении программы с версии 1,3 до версии 2,0), но для пользователей программы версии 1.x ниже коллекция ссылок, чтобы взглянуть, что можно делать уже сейчас…

  • Альбом (→)
  • и (→)
  • (→)
  • Пользовательская палитра (→)
  • Особенности старинной музыки (→)
  • Генерал-бас (→)
  • Привязанное к сетке передвижение символов и текста нотоносца (→)
  • Захват изображения (скриншот) (→)
  • Инспектор и свойства объекта (→)
  • (→)
  • Импорт MIDI (→)
  • Группировка при переходах партии между нотоносцами (→)

    • Извлечение партий инструментов из партитуры (доступны новые опции) (→Дополнительные темы)
    • и (→)
  • Сохранить/Экспорт (→) — Свойства нотоносца (→)
  • Свинг (→)
  • Табулатура (→)
  • Nonexistant node nid: 39841 (→)
  • Основная палитра (→)
  • Слои и форматирование (некоторые опции были изменены, добавлена новая функция «Применить ко всем частям») (→)
  • Разрывы и разделители, обозначение конца раздела (→)
  • (→)
  • (→)
  • Языковые настройки и обновления перевода (→)
  • Помочь перевести или улучшить перевод (→)
  • (→)
  • Изменение высоты звуков без изменения ритмического рисунка (→)
  • Дополнительные функции (→)
  • Мета-тэги (→)
  • Обновление MuseScore 1.x

Актуальное проприетарное ПО

Для Windows

  • Capella
  • ConcertWare
  • Copyist
  • Encore (в прошлом лидировала на рынке; урезанный вариант: MusicTime Deluxe)
  • Finale, а также облегчённые версии: Finale Notepad, Songwriter, PrintMusic, Allegro
  • Forte (программа) (нотный миди-редактор и аудиосеквенсор, является развитием программы Midisoft Studio, однако не поддерживает формат SNG).
  • Graphire Music Press
  • Guitar Pro (является редактором партитур для гитар и групп, но хорошо справляется с партитурами для большого количества различных инструментов).
  • Igor Engraver
  • MagicScore
  • Midisoft Recording Session и Midisoft Studio — больше редактор MIDI, нежели нотный редактор. Ноты либо набиваются мышью, либо записываются с MIDI-клавиатуры. Сохраняет либо в MIDI, либо в собственный формат SNG. Последняя, 32-разрядная, версия Midisoft Studio содержит две WAV-дорожки (не сохраняются в MIDI-формате).
  • Musedit
  • Mozart
  • MusiCAD
  • Music Construction Set (более недоступен; также были версии для Apple II, Atari 400, and Commodore 64).
  • MusicMaster
  • Music Write
  • Myriad Software: Harmony Assistant, Melody Assistant.
  • Notation Composer and Notation Musician
  • Notion (software)
  • Noteworthy Composer
  • Overture, а также облегчённая версия — Score Writer.
  • Arpege Music Software: Pizzicato Light, Pizzicato Beginner, Pizzicato Professional.
  • PriMus («printed music»)
  • QuickScore Elite
  • Rhapsody
  • Sibelius, а также облегчённые версии Sibelius First, Sibelius Student, Sibelius Instrument Teacher Edition, G7
  • SmartScore Pro (сканирующая и составляющая партитуры программа; ограниченная версия: SmartScore Songbook Edition)

Для Mac

  • ConcertWare
  • Dorico
  • Encore (в прошлом лидировала на рынке; урезанный вариант: MusicTime Deluxe)
  • Finale, а также облегчённые версии: Finale Notepad, Notepad Plus, Songwriter, PrintMusic, Allegro
  • Graphire Music Press
  • Igor Engraver
  • Mosaic (Mac OS 9 only)
  • Myriad Software: Harmony Assistant, Melody Assistant.
  • Notator (который развился в секвенсор Emagic Logic)
  • Notion (software)
  • Overture, а также облегчённая версия — Score Writer.
  • Arpege Music Software: Pizzicato Light, Pizzicato Beginner, Pizzicato Professional.
  • Rhapsody (Mac OS 9 only)
  • Sibelius, а также облегчённые версии Sibelius First, Sibelius Student, Sibelius Instrument Teacher Edition, G7
  • SmartScore Pro (сканирующая и составляющая партитуры программа; ограниченная версия: SmartScore Songbook Edition)
  • Stave’n’Tabs (бесплатный, с платной PRO версией)

Для других ОС

  • MusicPrinter Plus, для DOS
  • SCORE, для DOS, ранее — признанный лидер в своём классе
  • Sibelius 7, для Acorn RISC OS)
  • Sibelius 7 Student, для Acorn RISC OS)
  • Sibelius 6, для Acorn RISC OS)
  • Junior Sibelius, для Acorn RISC OS)
  • PMS (‘Philip’s Music Scribe’), для Acorn RISC OS)
  • Rhapsody, для Acorn RISC OS; не связана с Rhapsody для Windows/Mac)
  • Maestro, для Acorn RISC OS; поставлялась с самой операционной системой

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта – 4 ступени

Квинта – 5 ступеней

Секста – 6 ступеней

Септима – 7 ступеней

Октава — 8 ступеней

В нотах интервалы выглядят так:

Использование и названия октав

Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:

Октавы принято считать от ноты До

Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До

Взгляните на изображение:

Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.

Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно59Не интересно2

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Написание нотного письма

Программа для написания нот, как и любое другое программное обеспечение, должна быть хорошо написана, функциональна и практична, а так же предоставлять пользователям удобный и понятный пользовательский интерфейс. Узкая специализация задачи и сложность составления музыкальных нот часто отражается на ценнике коммерческих продуктов. Однако, не стоит переживать, на просторах интернета существует достаточно бесплатных программ, способных реализовать ваши потребности.

Основной задачей данного класса программ является создание композиций из нот и их последующее предоставление в печатном варианте. Конечно, ручное составление нотной записи, при помощи пера и бумаги, может быть более увлекательным занятием и носить в себе тонкий аромат творчества, который никогда не сможет заменить программа.

Однако, перед вами могут возникать более обыденные задачи, которые намного легче решаются при наличии автоматизирующих инструментов. Например, дублирование повторяющихся частей композиций, вставка нот в нужные места, перетаскивание нот из одной части в другую, что при ручном составлении может решаться вплоть до составления композиции или отдельной страницы нотной записи с нуля.

Тем не менее, данный класс программ — это как раз один из тех вариантов, где не стоит гнаться за автоматизацией, принося в жертву свободу действий. Прежде всего, программы для составления нот не должны мешать вам записывать композицию. Основной целью такого приложения должно быть сопровождение и предоставление дополнительных инструментов для быстрых операций.

Поэтому если вы установили программу и обнаружили, что ваши возможности каким-либо образом ограничиваются или от вас требуют изменить привычный вам способ написания, то лучше найдите другую программу, даже если в ней будет меньше инструментов.

Помните, любое написание композиции — это прежде всего творческий процесс. Просто представьте, вы составляете композицию. Перед вами лежит ручка и нотная бумага. Как вы думаете насколько уместно будет удаление «лишних» нот или многократное дублирование из-за того, что программа не может перенести скобку вольты на следующую строку или страницу?

Существует много бесплатных программ для составления нотной записи. Некоторые могут показаться лучше, некоторые хуже. Дело вкуса. Тем не менее, при выборе нужно учитывать, что каждая из этих программ имеет свой индивидуальный интерфейс, на разбор особенностей и функций которого вам может потребоваться, как минимум, от получаса. 

Примечание: В основном, время на разбор больше обусловлено не столько сложностью программ, сколько различными подходами к организации меню, расположению кнопок и других элементов управления.

В данном обзоре представлены известные и мощные кроссплатформенные программы для написания нот.

Длительности нот

Теперь поговорим о том, как считать ноты.

Как мы сказали, ноты – это символы, которые отражают высоту звука и его протяженность по времени. Эта протяженность называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Взгляните на картинку и прочитайте названия нот:

Целая – самая продолжительная нота. Остальные длительности происходят за счет ее деления.

Детям часто объясняют эту арифметику с помощью яблока:

Целая — выглядит как прозрачный овал. Для примера представим, что эта нота должна звучать 4 секунды.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Она выглядит как прозрачный овал, но со штилем – так называется палочка. Если целая нота звучит 4 секунды, то половинка (так называют ее музыканты) будет звучать 2 секунды.

Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой. Именно потому она и называется четвертью, что представляет собой одну четвертую часть целой ноты. Такая длительность будет звучать всего 1 секунду. Выглядит четверть как закрашенный овал со штилем.

Восьмая – представляет 1/8 от длительности целой ноты. Чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время целой ноты, их потребуется целых восемь. Если звучание целой составляет 4 секунды, восьмушка будет звучать в 8 раз короче —  всего полсекунды. Внешне восьмушка очень привлекательна – у нее есть штиль и хвостик, который называется флажком. Как и четверть восьмушка закрашена.

Шестнадцатая – звучит в 2 раза короче восьмой, в четыре раза короче четверти и т.д. Чтобы заполнить продолжительность целой ноты, таких нот понадобится 16. Выглядит она так же, как восьмушка, но у шестнадцатой 2 флажка.

Тридцать вторая – звучит в 32 раза быстрее целой. Выглядит как шестнадцатая, но с тремя флажками.

Шестьдесят четвертая – рассчитывается по аналогии с остальными длительностями, имеет 4 флажка.

Надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться. Так будут выглядеть восьмые и шестнадцатые сгруппированные по 2, 3 и 4 соответственно:

Линия, которая объединяет ноты в одну группу называется ребром. Группировка 32-х и 64-х выполняется по тому же принципу; количество ребер будет соответствовать числу флажков тех нот, которые вы объединяете.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Функции

Все нотные редакторы позволяют вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.

Ввод нот может происходить, как при помощи мыши и компьютерной клавиатуры, так и при помощи MIDI-контроллера (например, MIDI-клавиатуры). Поскольку большинство нотных редакторов хранят данные в своём собственном формате, они могут также включать возможность импорта из других форматов (например, MIDI-файлов, MusicXML, NIFF). Некоторые программы позволяют оцифровывать отсканированный нотный текст при помощи OCR (или OMR — optical music recognition).

Обычно нотную запись можно форматировать, настраивая форму и расположение элементов нотации визуально при помощи графического интерфейса пользователя или изменяя параметры в текстовом виде.

Большинство нотных редакторов позволяют также проигрывать нотный текст через MIDI-выход, что позволяет говорить об их родстве с MIDI-редакторами (многие из которых, в свою очередь, предоставляют некоторую возможность работы с нотной графикой). Определяющим остаётся основное назначение программы: для нотного редактора — это работа с нотной графикой, а для MIDI-редактора — запись и проигрывание музыки.

Некоторые нотные редакторы позволяют публиковать ноты в интернете в своих собственных форматах. Таким образом, пользоваться этими нотами могут только обладатели той же самой программы. В других программах есть возможность экспортировать нотную графику в PDF, а звучание в MIDI или MP3. Недавно появились нотные редакторы, экспортирующие в Flash, что позволяет пользоваться нотами при помощи любого современного браузера.

Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки

Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.

Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.

Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.

Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.

Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.

Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.

Медленные темпы Умеренные темпы Быстрые темпы
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Largo Широко Andante Спокойно, не спеша Allegro Скоро
Lento Протяжно Andantino Чуть подвижнее, чем Andante Vivo Живо
Adagio Медленно Moderato Умеренно Vivace Живо
Grave Тяжело Sostenuto Сдержанно Presto Быстро
Allegretto Оживлённо Prestissimo Очень быстро
Allegro moderato Умеренно скоро

Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.

Оттенки движения Динамические оттенки движения Другие обозначения
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Molto Очень Ritenuto Сдерживая a tempo в темпе
Assai Весьма Ritardando Запаздывая tempo primo вернуться в первоначальный темп
Con moto С подвижностью Allargando Расширяя tempo I первоначальный темп
Commodo Удобно Rallentando Замедляя I’istesso В том же темпе
Non troppo Не слишком Accelerando Ускоряя
Non tanto Не столь Animando Воодушевляя
Meno mosso Менее подвижно Stringendo Ускоряя
Più mosso Более подвижно Stretto Сжато
Sempre Всё время

Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.

Постоянная громкость Изменение громкости Смена громкости
Итальянский Сокращение  Русский Итальянский Русский Итальянский Русский 
fortissimo ff Очень громко crescendo Усиливая più forte Более громко
forte f Громко poco a poco crescendo Мало-помалу усиливая meno forte Менее громко
mezzo forte mf Средняя громкость diminuendo Стихая sforzando (sf) Резкое ударение звуков
mezzo piano mp Средне-тихо poco a poco diminuendo Мало-помалу стихая
piano p Тихо smorzando Замирая
pianissimo pp Очень тихо morendo Замирая
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector