Дистанционное обучение в россии: история, программы, формы, преимущества и недостатки
Содержание:
- Преимущества
- Плюсы и минусы дистанционного обучения
- Какие документы необходимы для поступления
- Как появилось дистанционное обучение?
- Как подготовиться к дистанционному обучению?
- Объём рынка онлайн-образования
- Типы программ ДО
- У системы есть ряд преимуществ:
- Формы дистанционного образования
- Преимущества и недостатки
Сейчас существует очень много различных форм дистанционного обучения. И всё это кажется сложным лишь на первый взгляд, более подробно на https://institut-bezopasnost.ru/kursy-distantsionnogo-obucheniya/.
В период карантина многие осознали, как важно уметь учиться онлайн, учиться дистанционной коммуникации, учиться себя организовывать. Эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку во взрослой жизни.
Преимущества
- учиться и работать одновременно;
- сэкономить — очные занятия стоят дороже;
- составить собственное расписание занятий;
- поступить в любое время года без экзаменов;
- бесплатно пересдавать итоговое тестирование;
- начать курсы без формирования группы слушателей.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Положительные моменты:
- Онлайн-курсов существует очень много, причем по самым разным направлениям (иностранные языки, цифровые технологии, прикладное искусство, хобби и т. д. и т. п.). Можно найти бесплатное дистанционное обучение онлайн или дорогие образовательные программы у самых крутых специалистов.
- Возможность получения практических знаний. В качестве преподавателей тут чаще всего выступают сотрудники крупных компаний, понимающие, как и что реально применяется на практике. А в офлайн-университетах больше работают теоретики. Излагаемый ими материал может не соответствовать реалиям жизни. Тут, кстати, и становится понятна пословица, которую говорят новичку на первом рабочем месте: «Забудьте все, чему вас учили в школе и институте».
- Онлайн-обучение обходится дешевле по сравнению с очным. Тут нет расходов на использование оборудования, помещений, учебных материалов (все они в цифровом формате). Поэтому существует много бесплатных курсов.
- Здесь нет места дискриминации. Получить образование может абсолютно любой человек, в частности, люди с ограниченными возможностями. Условия обучения для всех равные, и отношение со стороны преподавателей – тоже.
- Скорость получения знаний каждый выбирает на своё усмотрение. Кому-то удобен спокойный темп, а другим хочется освоить профессию как можно быстрее. Всё это возможно, как и получение дополнительного образования без отрыва от основной работы.
- Уровень усвоения знаний проверяется сразу. К лекции прилагаются практические задания в виде тестов и вопросов. Студент отвечает – и система тут же выдает результат.
- Возможность связи с преподавателем в любой момент посредством чата, личных сообщений либо в комментариях к лекции. Офлайн приходится побегать, чтобы найти преподавателя вне уроков, если есть какие-то вопросы.
- Лекции можно смотреть и слушать заново, если материал оказался сложным. Не всегда получается всё понять и запомнить с лёту. А тут есть возможность возвращаться к уже пройденным темам и практикам.
Теперь о недостатках дистанционного онлайн-обучения:
- Ожидания не всегда совпадают с реальностью. Курс может быть красиво упакованным, разрекламированным, однако малополезным и не дающим того, что обещано. За свои деньги вы получите не очень качественные материалы и поверхностные знания.
- Недостаток общения вживую, нехватка личного контакта с учителями и сокурсниками. Это особенно касается случаев, когда лекции предоставляются слушателям в записи, и нет возможности сразу задавать возникающие вопросы.
- Неспособность к самоорганизации и дисциплине. Дистанционное обучение в режиме онлайн результативно лишь при условии высокой мотивации и ответственности учеников. Те, у кого этого нет, часами зависают в соцсетях, вместо того чтобы штудировать учебные материалы.
- Слишком большие объёмы информации. У слушателей есть возможность выбирать удобный для себя темп обучения. Кто-то, желая пройти курс поскорее, пытается охватить за пару месяцев то, что рассчитано на полгода. Разумеется, в какой-то момент происходит перенасыщение, человек устаёт и может совсем забросить учебу.
Какие документы необходимы для поступления
- копия диплома о среднем профессиональном или высшем образовании;
- копия паспорта (без страницы регистрации);
- копия документа о смене фамилии/имени/отчества (если требуется);
- договор и заявление (формируются автоматически).
Привычного на очных занятиях общения с сокурсниками или с преподавателем может не хватать. Особенно остро это чувствуется на занятиях иностранным языком. Отсутствие соседа по парте делает невозможным многие парные и групповые задания, например, обсуждения. Но в этом есть и плюс. Часто даже в одной группе уровни владения языком разнятся, и более сильным ученикам становится скучно. Компенсировать недостаток личного контакта на онлайн-занятиях достаточно просто:
- замените общение с преподавателем на переписку с куратором. В этом случае даже самые стеснительные ученики не будут бояться «сказать глупость» и получат ответы на свои вопросы;
- разговаривайте с другими учениками. Заведите единомышленника из любой части света. Так вы точно получите больше пользы от общения и не сможете перейти на русский язык.
Как появилось дистанционное обучение?
Ближе к началу восьмидесятых годов двадцатого века, прогресс в сфере коммуникаций позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь, чтобы проводить обучение студентов, аспирантов или персонала (в случае корпоративного обучения) на совершенно новом, доселе невиданном уровне – теперь было неважно, где находится человек, важно было лишь наличие сети для коммуникаций с обучаемыми
В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю на рынке образовательных услуг планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку — всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование.
Как подготовиться к дистанционному обучению?
Самое главное, что необходимо сделать, прежде чем перейти на дистанционную форму обучения – настроиться морально и создать все условия для комфортного процесса.
- Расскажите ребёнку, что такое дистанционное обучение и как оно будет проходить. Для такой беседы лучше выделить отдельное время и никуда не торопиться. Пусть у ребёнка будет возможность задать все вопросы, которые его интересуют.
- Составьте план работы. Проанализируйте все данные, которые у вас есть: методические пособия, учебная программа от школы, расписание аттестаций и сроки экзаменов. Постарайтесь подойти к этому процессу спокойно. Решите, нужна ли вам будет поддержка репетиторов? Если пока понять сложно, зафиксируйте этот вопрос, чтобы вернуться к нему, если начнутся сложности.
Также очень важно, чтобы все необходимые предметы для обучения были в доступе. Проверьте технические возможности. Самые большие трудности на уроках с учителем онлайн возникают в тот момент, когда картинка зависает
Никто от этого не застрахован, но если что-то вы в силах сделать, чтобы улучшить скорость работы Интернета или компьютера, лучше это сделать.
Все эти действия помогут вам настроиться и постепенно перейти в рабочий дистанционный режим.
Инструменты для интерактивного вовлечения
Интерактивные инструменты позволяют сделать занятие динамичным, напрямую влияя на уровень восприятия информации и интерес к лекции.
- Реакции позволяют собирать обратную связь со студентов об уровне понимания материала при выключенных микрофонах. Например, отправленный «палец вверх» означает «я понял тему», а «палец вниз» – «я не понял тему».
- Поднятая рука напротив студента в списке участников сигнализирует преподавателю о том, что у него есть вопрос, который студент может задать в письменной или устной форме.
- Групповые комнаты позволяют преподавателю разделить студентов на небольшие подгруппы, в рамках которых они могут продолжить проектную работу.
- Онлайн-доски – это бесконечное пространство, в рамках которого в режиме реального времени преподаватель самостоятельно или совместно со студентами может визуально отображать информацию.
- Тесты и опросы дают возможность прямо на занятии задать вопрос студентам, а затем оценить их ответы.
- Виртуальная реальность (VR) позволяет внести в классическое занятие элемент игры, где студенты могут создавать своих персонажей и, перемещаясь по пространству, общаться и выполнять задания.
Аналитика и контроль студентов
Как узнать, действительно ли студенты слушают лекцию? Ведь все эти черные квадраты неподключенных камер вряд ли свидетельствуют о большой любви студентов к Малевичу – скорее всего, они просто занимаются посторонними делами. Поэтому для преподавателей возможность контролировать присутствие студентов на занятии является важнейшим требованием к платформе для онлайн-занятий.
Системы контроля студентов на платформах для дистанционного обучения
Так какие же инструменты помогают отслеживать активность студентов во время занятия? Российские вузы поделились своими наблюдениями:
- Принцип размещения контента в одном окне позволяет максимально точно отслеживать время присутствия студента на занятии. Если для демонстрации презентации ему приходится переходить на рабочий стол или другую вкладку, значение процента присутствия падает.
- Зал ожидания позволяет запускать на видеоконференцию по группам или по одному студенту, а также организовывать перерывы во время лекции или между ними.
- Одновременный контроль за рабочими столами дает преподавателю возможность в любой момент переключиться на нужный компьютер конкретного студента и посмотреть, какое окно или вкладка у него открыты.
- Смена отображения лекции помогает настроить визуальное отображение конференц-комнаты в зависимости от используемого контента.
- Статистика после мероприятия дает полную информацию об уровне вовлеченности каждого студента. Лучше всего, когда она включает в себя количество отправленных сообщений, вопросов и подтвержденных контролей присутствия, время входа и выхода с комнаты, общую продолжительность присутствия на вебинаре или за выбранный период (например, за месяц).
- Функция контроля присутствия позволяет преподавателю путем запуска всплывающего окна отслеживать, кто из студентов присутствовал на занятии в конкретный момент времени.
Основные преимущества и недостатки платформ
Самыми важными критериями при выборе платформы являются техническая стабильность и качественное вещание, возможность контроля и подробная статистика после мероприятия, инструменты для интерактивного взаимодействия и стоимость.
Ключевые преимущества и недостатки платформ для дистанционного обучения
Конечно, в зависимости от специфики вуза запросы могут меняться. Например, театральному институту очень важен доступный объем памяти для онлайн-показа фильмов, а физикам – большой каталог формул на интерактивной доске.
Главные недостатки платформ, по мнению пользователей
Объём рынка онлайн-образования
Сейчас мы переживаем настоящий бум дистанционного обучения. Интернет пестрит различными заманчивыми предложениями: от бесплатных уроков до платных курсов. И количество предложений в будущем будет только увеличиваться. В апреле 2019 года компанией NeoAnalytics было закончено маркетинговое исследование российского рынка дистанционного образования. По его данным, в 2018 году объем рынка составил около 28,9 млрд. руб. Прогнозировалось, что темпы развития рынка дистанционного образования в 2019 — 2021 годах составят 17-20 %. Объем рынка к 2021 году должен увеличиться до 53,5 млрд. руб. То есть доля рынка дистанционного обучения должна вырасти с 1,1% до 2,6%. Конечно, самоизоляция из-за короновируса, когда все образовательные учреждения перешли на онлайн-обучение, внесла существенные коррективы в прогнозы указанного исследования. Но зато теперь практически любой человек может на собственном примере судить о том, что ему лучше подходит: очное или онлайн-образование. В СМИ и Интернете развернулось глобальное обсуждение о положительных и отрицательных сторонах дистанционного обучения, об его особенностях и сферах применения.
Типы программ ДО
Если вы уже начали искать вуз с этим типом обучения, не торопитесь. Самое время разобраться с классификацией учебных заведений:
«Натуральные» университеты. Представляют собой обычные университеты, в которых можно получить степень бакалавра или закончить магистратуру. Дистанционное обучение такого плана встречается довольно редко даже в США, где, казалось бы, огромное многообразие всевозможных видов и форм обучения. Эти университеты обладают должной аккредитацией, которая предполагает получение качественного образования, свойственного всей образовательной системе США. Провайдеры корпоративных курсов/тренингов повышения квалификации. Здесь все ясно – какие-то организации предлагают курсы, тренинги, вебинары, программы, результатом которых становится сертификат дистанционного обучения. Как правило, такие курсы направлены на развитие/улучшение определенных профессиональных навыков. Обычно без аккредитации. Их формируют с учетом индивидуальных пожеланий заказчика, поэтому разные программы на одну и ту же тему сильно отличаются друг от друга и по содержанию, и по качеству, ведь здесь нет общих стандартов дистанционного обучения
И крайне важно как можно подробнее изучить структуру, направления и порядок ДО, чтобы определить его эффективность. Также важно узнать, каким образом происходит поддержка и коммуникации с учащимися, чем обеспечивается. Традиционные университеты с возможностью прохождения онлайн-обучения
В последнее время многие привычные колледжи и вузы создают отдельные онлайн-программы. Они не отказываются от своих привычных направлений, а лишь расширяют линейку образовательных продуктов, привлекая таким образом все больше интересующихся.
У системы есть ряд преимуществ:
- Импорт тестов. Если у вас уже есть готовые тесты, просто загрузите их на сайт предварительно оформив документ с помощью специальных символов разметки.
- Отчетность. Система автоматически формирует журнал с оценками учащихся. Доступен отчет по активности каждого учащегося, также доступны отчеты о том, какие материалы курса наиболее популярны среди учащихся, и какие вопросы тестов вызывают затруднения.
- Гибкая ценовая политика.
- Лента новостей. Учащиеся получают уведомления о новых заданиях, а преподаватели – о выполненных работах.
- Брендирование. Организации или образовательные учреждения могут разместить свой логотип на каждой странице курса. Также возможно запустить экземпляр системы на собственном домене.
- Форум. На форуме учащиеся могут обсуждать тему курса и задавать вопросы преподавателю. К сообщению можно прикрепить документ или изображение.
Система отчетности
Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения. Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже устройства виртуальной реальности (VR).
Формы дистанционного образования
Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.
- Чат-занятие — учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
- Веб-занятие — уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
- Телеконференция — проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
- Телеприсутствие — один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.
Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.
Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.
Преимущества и недостатки
Как у всякого явления, у дистанционного формата обучения есть свои явные плюсы и минусы, к плюсам можно уверено отнести следующие моменты:
- Экономия времени на дорогу и сборы в школу. Тут все прямо максимально удобно, проснулся, включил компьютер и уже «в школе». И нет необходимости собирать портфель, а потом еще добираться до школы, на машине или общественной транспорте, если она находится далеко от дома.
- Можно договориться с учителем об удобном времени для уроков, как для него, так и учеников, гибкость образовательного процесса – еще одно неоспоримое преимущество дистанционного обучения.
- Освоение новых технологий, ведь пользоваться скайпом, зумом, телеграмом, вайбером, и другими подобными сервисами – очень важный жизненный навык для всех, кто живет в нашу цифровую эпоху.
- Формирование самодисциплины и ответственности, благодаря дистанционному формату ученик должен иметь большую осознанность и учить тот или иной предмет, не потому, что его заставляют в школе на реальном уроке, а потому что ему самому надо его выучить и сдать.
Теперь перейдем к недостаткам и явным минусам дистанционного формата образования:
- Отсутствие социализации и непосредственного общения с другими детьми. Это на наш взгляд самый большой недостаток дистанционного образования, так как в школе дети не только учатся, но и общаются друг с другом, порой дружат, а порой и дерутся, влюбляются, ругаются, мирятся. Все это важная часть социализации юного индивида, и при удаленном формате обучения все это исчезает, ученики практически не контактируют друг с другом.
- Нестабильный интернет, как и другие технологические ограничения, порой могут плохо влиять на образовательный процесс. Например, если ребенок живет в деревне, где плохой интернет, то ему однозначно будет трудно обучаться дистанционно в силу технических причин. Также большой проблемой особенно для многодетных семей является наличие необходимого количества гаджетов, ведь для успешного обучения необходимо, чтобы у ребенка был свой персональный компьютер, ноутбук, планшет или на худой конец смартфон. А представьте если в семье, скажем, трое детей и один ноутбук на троих…
Тут мы привели самые явные преимущества и недостатки дистанционного обучения, возможно если хотите, то можете дополнить эти пункты своим видением в комментарии к этой статье и заодно написать, как вам больше нравится учиться, дистанционно или «по старинке», очно.