Учредители центрального банка россии

Назначение Председателя ЦБ

Назначение на эту важную должность происходит при активном участии Государственной думы. Конституция закрепляет и утверждает это право. Предложенная кандидатура выносится на голосование. Председатель считается избранным в том случае, если за него отдали голоса большинство депутатов Государственной думы.

Кандидатура Председателя должна быть хорошо известна. Кандидат должен обладать достойными знаниями в банковской системе и ее особенностях. Иначе его назначение будет не рентабельным.

Как утверждает текст Конституции РФ, кандидатура Председателя ЦБ предлагается Президентом РФ. В процедуре переизбрания должен соблюдаться протокол. Центральный банк не может находится без управления, поэтому действующего Председателя уведомляют о процедуре за три месяца до истечения его договора. Таким образом, поддерживается непрерывность управления Государственным банком.

В процессе голосования, Государственная дума имеет законные полномочия на отклонение предложенной кандидатуры. Если это произошло, то по действующему законодательству, Президент может внести новую кандидатуру. На это отводится определенный срок — две недели. Повтор кандидатуры может производиться не более одного раза.

Замечание 1

Конституция РФ определяет, что срок действия Председателя Государственного банка должен составлять 4 года. Действующий Председатель может быть переизбран на новый срок, но не более трех сроков за весь период.

В законе указаны случаи досрочного освобождения Председателя от занимаемой должности. Рассмотрим их более детально.

Понятие банковской системы

Про то, что в Российской Федерации существует Центральный Банк (про него мы подробно писали тут), знают практически все. Но, конечно, одним этим невозможно ни полноценно объяснить всю сложную структуру банковской системы РФ, ни даже представить ее такой, какой она на самом деле является в 2019 году. Строго говоря, зачастую граждане России знают лишь 2-3% от структурных основ этой финансовой системы, если сравнивать их знания с информационным багажом профессионалов в сфере финансов и банковского дела.

Чтобы восприятие новой информации происходило как можно легче, начнем с определения термина «банковская система России». Если объяснять кратко, так называется рыночный механизм, где между коммерческими банками и Центробанком РФ производятся различные операции.

К числу подобных транзакций относятся зачисление средств, не относящихся к активам банка или относящимся к временным активам (например, депозиты вкладчиков); зачисление новых активов (плата заемщиков банка за пользование ссудированными деньгами); образование пассивов вследствие получения займа от другого коммерческого банка или Центробанка и т.д., продолжать этот список можно долго.

В банковской структуре присутствует не только Центробанк и коммерческие банки вроде Сбербанка, ВТБ и др. К ним примыкают кредитные организации других видов, не банковских — ломбарды, МФО и другие разновидности.

Кроме того, на еще одном «ярусе» этой структуры находятся страховые предприятия, принимающие на себя удар в случае возникновения банкротства компании, отзыва банковской лицензии, краха на бирже и других факторов.

Таким образом, в определение термина непосредственно входят все организации, так или иначе официально ссудирующих и получающих деньги во временное пользование (имеются в виду вклады, опционы, паевые фонды, акции и облигации, услуги по размещению которых коммерческие банки предлагают лишь опционально). Косвенно в эту сферу дополнительно входят страховщики, МФО и ломбарды.

Состояние банковской системы России на сегодня

С одной стороны, можно заметить положительные тенденции:

  • Закрепление независимости ЦБ РФ от правительства. Точно такая же модель присутствует практически во всех развитых странах мира, разве что в некоторых странах вроде Японии или Бельгии государство владеет акциями ЦБ РФ на определенную долю. Благодаря такому положению Правительство страны не может пользоваться золотовалютными резервами и эмиссией наличности, чтобы покрывать дефицит бюджета;
  • Прослеживается политика по уменьшению чрезмерно раздутого госбюджета: план составлен так, словно нефть стоит 45 долларов за баррель (реальная стоимость на рынке — в полтора-два раза выше). Практически все излишки от этих сумм конвертируются в золотовалютные резервы. Таким образом создается финансовая подушка безопасности на случай нового кризиса.

Но есть и как минимум неоднозначные действия со стороны Правительства и ЦБ РФ в частности. Например, отчетливо видна тенденция к уменьшению количества коммерческих банков в стране: с начала 2008-го года по начало 2018-го их число уменьшилось вдвое, т.е. с 1136 до 561 банков. Это можно объяснить как результатом обычной здоровой конкуренции, так и сдерживанием роста со стороны монополистов и законодательных органов.

Если подводить черту под указанными выше перспективами, можно утверждать, что широта рынка и количество игроков продолжат уменьшаться. Однако, качество услуг от каждого банка по отдельности и защищенность граждан лишь увеличится.

Это видно на недавнем примере ФК «Открытие», чуть было не обанкротившегося — государство просто не позволило банку разорить всех своих клиентов. Акции банка были выкуплены вместе с долгами.

Стабильность экономики так же постепенно повышается, что очень полезно при условиях зависимости российского экспорта от волатильных цен на нефть и природный газ.

Структура правления

Организационная структура главного банка страны определена в соответствии со ст. 5 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» №86-ФЗ. В нее входят должности председателя ЦБ и членов Совета директоров.

Этот орган избирается Госдумой из кандидатов, представленных главой Центробанка, которые согласованы с российским президентом.

В главном банке России создается еще один коллегиальный орган, который называется Национальным финансовым советом. В НФС входит 12 членов во главе с Председателем Банка России. Отбор членов этого совета происходит в результате избрания или по назначению таких государственных лиц и структур (ст. 12 ФЗ № 86-ФЗ):

  • троих членов назначает президент;
  • еще троих — избирает Госдума РФ из числа ее депутатов;
  • три члена направляются федеральным правительством;
  • два представителя делегируются от Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

На должности председателя НацФинСовета и его заместителя выбираются лица путем голосования всем составом НФС.

Кто является главой Центрального Банка Российской Федерации?

На основании статьи 83 Конституции РФ кандидатов на должность Председателя Центробанка РФ Госдуме представляет президент. Он также имеет право ставить перед Госдумой вопрос о снятии лица с этого поста. С 2013 года Центробанк РФ возглавляет Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.

Председателю Центрального Банка законодательством предоставляется полная независимость действий в рамках закона и неограниченные права в исполнении денежно-кредитной политики страны. Никакое политическое давление с государственной стороны относительно принятия решений Председателем ЦБ РФ по закону не должно иметь место.

Учредители

Чтобы ответить на вопрос об учредителях Центрального Банка страны, надо выяснить, кем он был учрежден. Для этого стоит углубиться в историю его предшественника, поскольку нынешний ЦБ РФ был образован путем его реорганизации. Предшественник Центробанка, в отличие от его наследника, принадлежал государству и был ему полностью подотчетен.

Таким образом, главный банк страны был учрежден государством, но в процессе реформ его наделили особыми полномочиями:

  • вывели из вертикали государственной власти;
  • признали независимым.

Прямых сведений об учредителях ЦБ РФ в официальных источниках нет. По запросу к реестру ФНС РФ «Сведения о юридическом лице» относительно ЦБ РФ ответ не содержит разделов «Сведения об уставном капитале» и «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица».

Акционеры

Может ли главный банк страны быть частной компанией полностью или частично, выпускающей свои акции, имеющей инвесторов и выплачивающей дивиденды? Для ответа на этот вопрос обратимся к мировой истории.

До 1936 года во всем мире насчитывалось 5 центральных банков, которые полностью принадлежали государствам. Центральные банки остальных стран являлись либо частными полностью, либо частные акционеры имели в них свои доли.

Перед началом Второй мировой войны, а также после ее окончания во многих странах произошли процессы национализации главных банков. По состоянию на 1974 год около полтора десятка центральных банков стран мира были основаны на частном капитале. На сегодняшний день их стало меньше десяти, причем роль частных акционеров в некоторых из них существенно снизилась.

Можно ли в наше время купить акции главных банков стран мира? Ответ утвердительный — да, на бирже или на внебиржевом рынке можно купить долевые ценные бумаги центральных банков не одной страны. Но большинство их не принесут значительного дохода и не дадут права участвовать в собраниях акционеров. То есть, их акции — всего лишь сувениры. Исключением является лишь главный банк Швейцарии.

Сотрудники Центробанка

Центральный банк России – масштабная по своему охвату финансовая организация, в структуре которой не один десяток подразделений на территории РФ.

Официальные сведения, обнародованные на портале Информагентства РФ – к концу января 2017 количество сотрудников, задействованных в Центробанке, дошло до 53 тыс. 500 человек.

Где-то спустя год после опубликования этой информации, директором департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Р. Вестеровским было сделано заявление о запланированном уменьшении указанного ранее штата сотрудников на 1/5.

В качестве обоснования таких кардинальных сокращений директор департамента привел автоматизацию финансовых процессов. Объявленная процедура сокращения сотрудников перенесена по последним данным на начало 2020.

Сотрудников ЦБ относят к числу штатных работников. Определением используемой системы принятия на работу, увольнения и оплаты труда занимается СД. Просмотрев закон №86, из статьи 89 можно узнать, что СД обеспечивает сотрудников ЦБ медицинской страховкой и застраховывает их жизнь. Помимо этого, создается пенсионное обеспечение дополнительного характера.

Интересно, что работникам Центробанка нельзя брать потребительские кредиты в других банках, кроме того, где они трудоустроены.

Кредит под залог доли в квартире.

Следует обратить внимание еще на один факт – сотрудники, включенные в штат ЦБ, не являются государственными или бюджетными служащими, поскольку в утвержденном списке соответствующих должностей они не значатся. Представителями Банка их также нельзя считать, поскольку таковым выступает только Председатель

Не входят сотрудники Центробанка и в категорию лиц, работающих в государственной гражданской службе

Представителями Банка их также нельзя считать, поскольку таковым выступает только Председатель. Не входят сотрудники Центробанка и в категорию лиц, работающих в государственной гражданской службе.

У сотрудников ЦБ особый статус, как и у их работодателя, но нормативно он никак не зафиксирован ни в одном документе.

Поэтому статус сотрудника, трудоустроенного в Центробанке, точно такой же, как и у других работников, исполняющих своих трудовые обязанности согласно законодательным нормам, подписанному с работодателем трудовому договору и должностной инструкции.

Посмотрите видео. Путин о независимости ЦБ:

ЦБ РФ: Совет директоров

Существенно влияет на деятельность Центробанка его СД.

Важно! Подбирается состав СД Центрального банка только:

  • Президентом России;
  • Госдумой;
  • Председателем ЦБ.

СД в рамках реализации своих функций:

  • утверждает отчет, касающийся деятельности Банка;
  • регулирует внутренние процессы работы ЦБ;
  • утверждает общий функционал, а также структуру Банка;
  • занимается назначением подходящих кандидатур на руководящие должности по каждому из подразделений;
  • разрабатывает проект и ключевые направления финансово-кредитной политики в государстве;
  • обеспечивает реализацию финансово-кредитной политики отдельными субъектами.

Проект, определяющий ключевые направления политики СД, должен передаваться Национальному Банковскому Совету с ознакомительной целью и для итогового утверждения.

Кроме указанных выше задач и закрепленных обязанностей, СД также отвечает за утверждение зарплаты сотрудникам Центробанка (включая и самих членов Совета).

Непосредственно СД занимается утверждением структуры Комитета банковского надзора (КБН) и Положения о нем. Руководящий пост в КБН занимает один из членов СД Центрального банка, который избирается председателем последнего.

Детальная информация об обязанностях и функциях СД изложена в статье 18 ФЗ №86. Сбор членов СД на заседание Совета проводится не менее раза в месяц.

Собрание решает как текущие вопросы, так и разбирается со специфическими задачами. К примеру, СД уполномочен принимать дизайн выпускаемых бумажных купюр/монет (новых или коллекционного направления). Также он объявляет объем изымаемых из обращения ранее выпущенных денег.

Дадут ли кредит, если есть долг у судебных приставов?

Кому он принадлежит и кто им управляет?

ЦБ — это самостоятельная, отдельная от государства некоммерческая организация. Формально, это означает, что Центральный Банк — юридическое лицо с неопределенной организационно-правовой формой. В России больше нет организаций с таким устройством, и в этом смысле ЦБ уникален. Поэтому вопрос «кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет» сам по себе некорректен, тем более некорректно спрашивать, кто является его акционером.

Если же смотреть на реальную ситуацию, то фактически полным контролем над Банком обладает так называемая «власть», т.е. Президент, Правительство и Федеральное Собрание РФ. Во всех законодательных и правовых актах, в т.ч. в Гражданском Кодексе, это прямым текстом не указано (за исключением ст. 83 Конституции, где Президенту дано право назначать кого-либо главным председателем ЦБ).

В качестве наиболее важного аргумента в пользу подконтрольности ЦБ государству можно привести следующее: с юридической точки зрения Президент РФ и Правительство РФ могут выпускать Указы и Постановления соответственно, так или иначе касающихся деятельности Центробанка. В результате косвенно над ЦБР установлен контроль

Управление Центробанком осуществляет главный председатель и 14 директоров совета. Главу представительства, как мы уже упоминали выше, назначает Президент соответствующим Указом. Деятельность ЦБ регламентирована отчасти Конституцией, отчасти — отдельными федеральными законами, главным из которых является ФЗ-86.

Формально, Центробанк не принадлежит ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветви власти. Единственным органом в России, прямо влияющим на функционирование данного органа, является Федеральное Собрание: представительство ЦБ обязано ежегодно отчитываться перед ФС о проделанной работе.

Подытоживая все вышесказанное, никаких собственников, «состава владельцев» у ЦБ нет и никогда не было. Это юридическое лицо без учредителя, а значит, оно не является ни частной, ни государственной собственностью. А вот сам ЦБ вполне может быть владельцем какой-нибудь компании. Так, например, по состоянию на 2020 год Центробанку принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка (52,3%).

Каковы его цели деятельности, функции и полномочия?

В законе определены такие цели (ст. 3 ФЗ № 86-ФЗ):

  • защищать и гарантировать устойчивость российского рубля;
  • обеспечивать беспрерывную и эффективную работу платежной системы РФ;
  • развивать банковскую систему России.

Исходя из целей, можно сформулировать несколько функций Центробанка (ст. 4 ФЗ № 86-ФЗ):

  • выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • проведение расчетов по поручению правительства, кредитование экономических программ государства;
  • хранение ЗВР страны;
  • выполнение функции главного расчетного центра России, посредничество при безналичных перечислениях между всеми банковскими учреждениями РФ;
  • хранение резервов других банков РФ, осуществление контроля деятельности всех российских банковских учреждений, кредитование их;
  • выполнение роли регулятора экономики РФ кредитно-денежными методами, кредитование выдача правительства в случае образования дефицита бюджета.

Вместе с тем, на основании статьи 22 закона о ЦБ, Банку России запрещено выполнять ряд этих функций:

  • кредитовать правительство РФ в целях восполнения дефицитов бюджетов на федеральном уровне, субъектов РФ, внебюджетных фондов, местных бюджетов;
  • скупать ценные бумаги государственного займа при первичном размещении.

В отличие от США, где государство может брать в долг у ФРС, ЦБ РФ не имеет права оказывать помощь российскому правительству посредством кредитования, что прописано в ФЗ № 86-ФЗ. ЦБ РФ может выдавать кредиты только другим государствам, как и Правительство РФ вправе брать займы только в других государствах.

Абсурдные вещи в законе изложены также относительно эмиссии денег в РФ. К примеру, в США эмиссия происходит в тот момент, когда ФРС дает правительству США в долг. То есть, когда ФРС печатает и передает правительству определенную сумму в долларах, происходит вливание этих средств в экономику, то есть эмиссия.

ЦБ РФ тоже печатает деньги, но не по потребностям российского правительства, а в зависимости от наличия валюты в ЗВР. Если в ЗВР не будет долларового обеспечения, то ЦБ РФ не может напечатать и рублей.

Россия продает свои товары за доллары, которые поступают на биржу. Центральный банк России скупает с биржи доллары и кладет их в свой ЗВР. Напечатать рубли и пустить их в оборот ЦБ РФ может в том количестве, в котором есть долларовое обеспечение в ЗВР. То есть, рублевая масса привязана к долларовому обеспечению в золотовалютном резерве ЦБ, но с определенным коэффициентом.

Таким образом, центральный банк страны является всего лишь пунктом по обмену валюты.

Принципиальным здесь является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары.

Итак, проанализировав ФЗ о ЦБ, можно констатировать, что:

  • Законом установлен его статус как юридического лица, независимого от государства.
  • На распоряжение ЗВР страны государство должно просить разрешения у Банка России.
  • Банку России запрещено законом предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, но разрешено другим государствам.
  • Выпуск в обращение российских рублей поставлен в зависимость от ЗВР ЦБ и собственно от российского экспорта.
  • Председатель Банка России практически является неприкасаемым лицом, так как его нельзя уволить, пока не истечет срок его полномочий.

Таким образом, определена единственная структура, которая вправе давать указания Центральному банку России, — и это Международный Валютный Фонд. Как видно из перечисленных фактов, основная миссия финансовой системы России — быть региональным отделением ФРС. На примере России продемонстрирована система внешнего валютного управления, которая внедрена не только в России, но и в ряде других стран мира.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 8 (800) 350-14-90

Плохо

Полезно!
2

Резервы и валюта Центрального банка

Одной из функций Центробанка остается управление накопленными ЗВР, представляющими собой иностранные активы высокой ликвидности. В нее входит иностранная валюта, золото, часть Фонда национального благосостояния и Резервного фонда за вычетом финансовых требований к резидентам, которые номинированы в иных валютах. Резервы и валюта Центрального банка могут вкладываться в надежные ценные бумаги и облигации, находиться на депозитах и расчетных счетах, использоваться для совершения сделок РЕПО. Основная доля валютной составляющей золотовалютных резервов находится традиционно в американских долларах и евро. Кроме этого используется британский фунт стерлингов, японская иена, австралийский доллар, которые обеспечивают относительно высокую доходность среди всех мировых резервных валют.

Основным назначением валютных резервов Центрального банка остается гарантия устойчивости национальной финансовой системы в условиях турбулентности. Последнее имеет место во время спекулятивных атак на российский рынок, резкого изменения ситуации на международных рынках, снижения экспорта, при иных ситуациях. Максимальное историческое значение золотовалютных резервов Центробанка России было зафиксировано 8 августа 2008 года накануне финансового кризиса и составило 598,1 миллиарда долларов.

Согласно действующему законодательству государство не отвечает по имеющимся обязательствам Центробанка России и наоборот, поэтому правительство может объявлять дефолт даже при наличии значительных запасов валюты и золота в резервах.

Кому подчиняется ЦБ РФ и почему Центробанк не принадлежит России

Внимание! Центробанк отличается присвоением ему особого конституционно-правового статуса. ФЗ №86 от 10.07.2002 «О Центральном банке РФ (Банке России)» определяет на законодательном уровне все функции главной финансовой структуры, сферу полномочий и специальный статус

Юридическая оценка позволяет утверждать, что ЦБ не выступает государственным органом, следовательно, его сотрудников нельзя считать госслужащими. Банк – отдельное юридическое лицо.

Но по факту, его полномочия и поставленные цели делают его похожим на государственный орган, поскольку выполнение его функций предполагают методы госпринуждения.

Кто владеет Банком России? Принадлежащим банку имуществом и ЗВР (золотовалютными резервами) он распоряжается на свое усмотрение в целях и порядке, прописанных в ФЗ №86. При этом уставной капитал и прочее имущество Банка находятся в федеральном владении.

Структура Центробанка финансово независима, из этого следует, что он не имеет отношения к обязательствам государства, а в свою очередь государство никак не ответственно за обязательства Банка, если одна из сторон не приняла на себя такие обязательства или если другое не предусматривается в законе. Смысл этой фразы объясняется довольно просто – даже когда Банк располагает достаточным ЗВР, государство вполне может оказаться банкротом.

По факту – правительство РФ зависимо от Банка. При этом сам Банк – абсолютно независимое учреждение. Он обеспечивает покрытие своих расходов исключительно получаемыми доходами.

До 2014 г. перечисления в бюджет из Банка составляли практически половину доходных средств (после вычета налоговых платежей, сборов). Но уже с осени указанного года В. Путиным утвержден закон, согласно которому эти отчисления были увеличены до 75%. В текущем году главную финансовую структуру обязывают передавать 15% получаемого дохода в пользу Внешэкономбанка.

Особенности функционирования ЦБ РФ

Знайте! ЦБ – крупнейшая из финансовых организаций в России, в структуре которой значится свыше 40 различных подразделений. Количество сотрудников Банка только по подсчетам, проведенным в начале января 2017, составляет 53.000 человек. Функционирует он на основании правил, обеспечивающих постоянную самоокупаемость, при этом государство вверило ему функции владельца всех ЗВР и средств, формирующих федеральный бюджет РФ.

Получаемая прибыль основывается на проведении операций с вверенными средствами и имуществом, а если быть точнее, учреждение получает только отдельную комиссию.

Центробанк обеспечивает в Российской Федерации эмиссию наличных средств – это одна из его главных из множества функций. Однако те средства, которые были получены в результате процесса эмиссии, не считаются доходами.

Банк занимается изготовлением рублевых купюр различной номинальной ценности за собственный счет под гособлигации, а также казначейские векселя.

Сам процесс производства бумажных купюр отличается затратностью: оплачивается печатная бумага, используемая краска, электроэнергия, труд сотрудников, отвечающих за печать денег и прочее. Кроме этого, Банк в обязательном порядке передает часть от своей прибыли в бюджет страны. На протяжении 3-4 лет процент, отчисляемый в бюджетный фонд, постоянно растет.

Не так давно – до 1.10.2014 передавать нужно было только половину от прибыли, сейчас же цифра увеличилась до 75%. В 2015 эта норма осталась без изменений, но чтобы укрепить экономику России и обеспечить ее стабильность, дополнительно обязали передавать еще 15%. Эти проценты получает Внешэкономбанк. С осени 2015 стал действовать закон, нормы которого предусматривали очередной рост перечислений до 90%. То есть Банк обязан передавать в пользу госбюджета именно этот процент от прибыли, получаемой в течение года.

Внимание!

Каждый год Банк передает в предусмотренном порядке Госдуме сведения о своем балансе и отчеты о суммах понесенных убытков и полученном доходе. На месте происходит рассмотрение поданной документации. Максимальный срок рассмотрения – до июля года, который следует за отчетным. По результатам принимаются соответствующие решения.

Кроме того, поданные отчеты следует обнародовать для ознакомления с ними общественности в срок до середины июля того же года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector