Публицистический стиль: классификация популярных жанров
Содержание:
- Лексические особенности
- Специфика газетной речи
- § 1. Сфера употребления и функции публицистического стиля
- Какие бывают стили речи
- Произведение Том 17. Избранные публицистические статьи полностью
- Пример текста публицистического стиля
- Общие признаки
- Разбор примера
- Заметка в газету. Пример
- Аналитические жанры публицистического стиля речи
- Парус
- Статья в интернете
- Где используется публицистический стиль?
- Связь публицистики с другими стилями речи
- Синтаксические характеристики публицистического стиля
- Разговорный стиль
Лексические особенности
Как правило, публицистический язык пользуется лексикой, характерной таким тематикам, как медицина, спорт, культура, экономика, общественно-политическая жизнь и другие темы, затрагивающие интересы аудитории.
Публицистическому стилю свойственна ориентация и настройка на зрителя или слушателя, поэтому лексическая составляющая сообщения будет зависеть от того, кому оно адресовано.
Так, новость на федеральном канале, работающем для широкого круга зрителей, подается в более формальной и сухой форме, в то время как новостные выпуски на молодежных каналах развлекательного характера не только строятся на неформальном общении, но и допускают употребление жаргонизмов и нецензурной лексики в отдельных случаях.
Нередко в публицистике прослеживается тенденция к выражению субъективного оценочного суждения через характерную лексику («развитие», «расцвет», «оздоровление» — примеры выражения одобрения; «возмездие», «дискриминация», «упадок» — примеры выражения отрицательного отношения к происходящему).
Характеристика публицистического стиля со стороны его лексических особенностей не будет полной без упоминания об эмоционально-окрашенных языковых средствах
Язык публицистики должен быть в меру ярким, но при этом привлекающим достаточное внимание. Сохранение этого баланса возможно при помощи заимствования у художественного стиля таких средств выразительности, как эпитеты, метафоры, метонимии, риторические вопросы, ирония, фразеологические обороты, каламбуры, пословицы и многое другое
Специфика газетной речи
Специфика газетной речи заключается в первую очередь в ее особой и намеренной выразительности и экспрессивности высказываний. Еще одна стилевая черта публицистической речи, которая связана с экспрессивностью – наличие стандарта.
Газета отличается своеобразием условий языкового творчества. Газета создается в короткие сроки, которые часто не позволяют довести обработку языкового материала до идеала. И создается газета не одним лицом, а множеством журналистов, которые свои материалы готовят часто в отрыве один от другого. Многообразие газетных жанров, публикации на страницах газет приказов, объявлений, проектов законов, распоряжений, писем читателей накладывает отпечаток на особенности языка газеты.
Это обусловливает возникновение речевых стандартов. Речевые стандарты появляются и по другим причинам – вследствие ограниченного круга тем, вследствие повторяемости тематики. Одна из основных причин возникновения стандартов, а порой и штампов – стремление к экспрессивности высказывания. В условиях газетного творчества поиски способов экспрессивности вызывают переход экспрессии в стандарт. Поэтому в некоторых случаях положительное стремление оборачивается противоположностью. Но это не означает необходимости снижения требований к экспрессивности газетно-публицистической речи.
Замечание 1
В. Г. Костомаров определяет основной стилистический принцип публицистики как единство экспрессии и стандарта, которое составляет специфику газетной речи.
§ 1. Сфера употребления и функции публицистического стиля
Публицистический
стиль представляет собой особую,
исторически сложившуюся разновидность
русского литературного языка, обслуживающую
широкую сферу общественных отношений:
общественно-политических,
политико-экономических, социокультурных
и др. Публицистический стиль используется
в общественно-политической литературе,
средствах массовой информации
(периодической печати, радио- и
телепередачах, документальном кино).
Одной
из основных функций данного стиля
является информационная
– передача (ретранслирование) информации
различных типов, т.е. сообщение о положении
дел, разного рода фактах и событиях. Не
менее важна комментарийно—оценочная
функция средств массовой информации,
суть которой заключается в том, что
передача информации сопровождается
комментариями, анализом и оценкой.
Информативная
функция публицистического стиля речи
тесно связана с функцией воздействия
на читателя. Функция воздействия особенно
активно реализуется в период инверсионных
изменений в обществе, во время проведения
массовых манифестаций, общественно-политических
акций, например в ходе политических
выборов. М.Н.Кожина определяет эту
функцию как воздействующе-информативную,
которая выражает определенную общественную
позицию и убеждает читателей в ее
истинности (Кожина М.Н. Стилистика
русского языка. М., 1993. С. 184).
Информативная
функция публицистического стиля
предполагает такие его качества, как
документально-фактологическая
точность, собирательность, официальность.
Это означает, что все жанры публицистики
основываются на проверенных фактах,
использовании документальных источников.
Но
журналист всегда стремится не просто
передать информацию, а эффективно и
целеустремленно воздействовать на
массовую аудиторию, сформировать ее
мнение, гражданскую позицию, побудить
к определенным действиям.
Функция
воздействия публицистической речи
требует экспрессивности, повышенной
эмоциональности, которая проявляется
в таких стилевых чертах публицистики,
как оценочность,
полемичность, страстность, призывность.
В
книге “Русский язык на газетной полосе”
известный исследователь
газетно-публицистического стиля
В.Г.Костомаров выделил основную черту
языка газеты: стремление к стандартизованности
и одновременно к экспрессии; сочетание
двух противоположных, но взаимосвязанных
тенденций – к экпрессии и стандарту.
Действием этих
двух противоположных тенденций к
экспрессии и стандарту определяется
специфика языка газетно-публицистического
стиля речи.
Какие бывают стили речи
В русском языке выделяют четыре основных языковых стиля, отличающихся друг от друга разными наборами приемов и характеристик и имеющий свои основные признаки текста:
- официально-деловой;
- разговорный;
- художественный;
- публицистический.
В каждом конкретном случае автор должен знать, как правильно определить стиль текста, какие использовать функциональные стили современного русского языка, чтобы донести его суть до конечной аудитории. К примеру, на вопрос, что такое стиль текста, легко ответить, если знать, что:
- Для переписки с деловыми партнерами, начальством и подчиненными подходит официально-деловой жанр.
- А для личного общения и переписки больше подходит разговорный.
- Описание событий, мест, эмоций и переживаний удается лучше с помощью художественного стиля изложения.
- Публицистический стиль речи предназначен для донесения мысли через средства массовой информации – журналы, газеты, интернет. Однако тексты СМИ не всегда можно назвать публицистикой, в некоторых случаях используется разговорный или научный жанр.
Публицистический
В результате этого стиля изложения получается статья, репортаж, интервью или очерк. Грамматика и стилистика жанра предусматривают легкость чтения и восприятия самыми широкими массами целевой аудитории. Публицистический стиль почти всегда не предполагает обращения к читателю, ведь изложение ведется от третьего лица. Примеры такого стиля вы найдете, почитав любую газету.
В отдельный вариант иногда выделяется научно-публицистический стиль. В таком случае в тексте используется рассуждение на научные тематики. Автор в самом начале делает предположение, а на протяжении статьи, очерка или заметки приводит доказательства правдивости или неверности данного тезиса, а в конце делает вывод на основании приведенных доводов. Языковые средства научного стиля предполагают использование точных определений. Примеры публицистического стиля распространены, перепутать их с другими сложно.
Разговорный
Основное применение стиля – устная речь, а экспрессивность и понятность для широких масс делает его популярным и в публицистике. Такой текст использует просторечные выражения и приемлет прямое обращение к читателю, задавая вопросы и провоцируя эмоциональное восприятие написанного. Письменный разговорный стиль отличается от устного, т.к. с помощью текста сложнее передать эмоции, выражаемые мимикой или жестами.
Художественный
Если речь не идет о литературных журналах, этот жанр не используется в периодических изданиях. Что такое художественный текст? Он предполагает пространные рассуждения, описания, диалоги, анализ. Задачей художественного стиля является не передача информации, а максимальное погружение читателя в произведение, возбуждение эмоций, фантазий, воздействие на чувства. Этот жанр предусматривает возможность пространных рассуждений, субъективизм при оценке фактов, событий и явлений. Длина текста для тех, кто использует книжный стиль речи, не ограничивается.
Официально-деловой
Официальный стиль речи предназначен для делового общения как внутри коллектива, так и в переписке со сторонними организациями. Официально-деловой применяется и при устном общении, если речь идет о деловых отношениях. Задачей такого стиля текста является передача максимального количества фактов от одного человека к другому без применений оценочных прилагательных. Широко используются стандартные фразы и повторы, которые в других стилистиках воспринимаются как недостатки или даже ошибки.
Официально-деловой стиль предусматривает сухое перечисление фактов, цифр, установление причинно-следственных связей, определенную систему, определяющую построение написанных предложений. Текст такого типа отличается от всех остальных, он обязательно содержит два элемента:
- Описательная часть – здесь излагаются свершившиеся факты, возможные последствия.
- Действие – здесь указывается требование, просьба, предложение для совершения определенных деяний.
Видеоурок по русскому языку «Стили речи»
Смотреть видео
Произведение Том 17. Избранные публицистические статьи полностью
28.01.13 |
О жизни |
09.04.13 |
Пора опомниться! |
09.04.13 |
О голоде |
09.04.13 |
Стыдно |
09.04.13 |
Голод или не голод? |
09.04.13 |
Царю и его помощникам |
09.04.13 |
Ответ на определение Синода от 20–22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма |
09.04.13 |
09.04.13 |
|
Незаконченное, наброски |
09.04.13 |
Комментарии | |
Публицистика Льва Толстого |
09.04.13 |
Комментарии к произведениям |
09.04.13 |
Алфавитный указатель имен и названий |
09.04.13 |
Анна Каренина
Анна Каренина
Роман Льва Толстого «Анна Каренина» входит в золотой фонд мировой литературы. Это монументальное произведение, в котором раскрыта тема семейной драмы. В нем основная линия о трагической любви замужней дамы Анны Карениной и офицера Вронского идет на фоне счастливого брака Константина Левина и Кити Щербацкой. Достоевский отзывался о романе Толстого как об «огромной психологической разработке души человеческой». В этом масштабном произведении создана полная картина нравов и быта русского дворянского общества второй половины XIX века, в которой, однако, философские размышления автора в лице Левина сочетаются с психологическими зарисовки и сценами из жизни крестьян.
В этом романе о частной жизни и отношениях современников Толстого, в котором автор зарисовал наблюдения за чувствами и мыслями реальных людей, поднимаются темы, важные для каждого. Имеем ли мы право разрушить семью, лишить ребенка материнской заботы ради буйства плоти? Могут ли отношения, основанные на супружеской измене принести счастье или же они заранее обречены на провал? Неутолимая жажда быть понятым и в жизни, и в смерти, и эти вопросы без ответов стояли в прошлом, не уйти от них и сегодня, поэтому этот роман будет современным в любую историческую эпоху.
(c)Leylek для Librebook.me
Война и мир
Война и мир
Можно ли считать себя по-настоящему образованным человеком, не прочитав «Войну и мир»? — Думаю, ответ на этот вопрос очевиден.
Эпический роман Льва Толстого «Война и мир» по праву считается жемчужиной мировой литературы. Критики всего мира признают «Войну и мир» образцом нового европейского романа, хотя он не является таковым в полной мере. С технической точки зрения, можно назвать это произведение абсолютно совершенным, — описания эпических событий войны с Наполеоном 1812 года, и в то же время филигранно отточенные характеры всех слоев русского общества того времени.
Можно сказать, это грандиозный по своему размаху собирательный психологический портрет русского народа, изображенный одним из самых гениальных писателей всех времен. И портрет этот наполнен такой проникновенной и глубокой любовью, что нельзя не гордиться, -Мы — русские, этот роман о нас и для нас, и какое счастье что мы можем прочитать это великое произведение на своем родном языке.
(с)Kamitake для Librebook
Воскресение
Воскресение
«Воскресение» – шедевр позднего творчества Льва Толстого. История уставшего от светской жизни и развлечений аристократа, переживающего внезапное духовное прозрение при трагической встрече с циничной «жрицей любви», которую он сам некогда толкнул на этот печальный путь. История болезненной, мучительной переоценки ценностей и долгого трудного очищения…
Кавказский пленник
Кавказский пленник
Рассказ «Кавказский пленник» Лев Николаевич писал на основе собственных впечатлений от войны за присоединения Кавказа к Российской Империи. Благодаря военной службе на Кавказе, молодой офицер Лев Толстой, многое узнал о жизни и быте горцев, что позволило в дальнейшем не однажды вернуться к этой теме.«Кавказский пленник» — невероятно достоверная зарисовка небольшой странички кавказской войны 19 века. Противостояние характеров и противостояние культур прорисовано предельно просто, через несложные метафоры, наполненные глубочайшим философским смыслом. Этот рассказ читают пятиклассники, но стоило бы перечесть и взрослым, очень полезное чтение получилось бы, тем более, что тема Кавказа – вечная тема для России. (с) MrsGonzo для LibreBook
Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей
Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей
В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н. И. Сладков, Е. И. Чарушин. Есть и такие, как, например, Л. Н. Толстой, К. Г. Паустовский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, кто творил больше для взрослых. Прочтете вы и рассказы писателей, посвященные в основном природе, — М. М. Пришвина, В. В. Бианки и тех, кого больше всего интересует человек, — И. С. Тургенева, А. П. Чехова, В. П. Астафьева. Но все писатели, чьи произведения помещены в этом сборнике, передают нам свою любовь к животным. А любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь.
LibreBook.me
Читать
Пример текста публицистического стиля
Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов
Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты. Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг»
Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.
Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.
В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…
Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.
Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?
- Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
- Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
- Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
- Найти языковые средства, присущие данному стилю.
Общие признаки
Толковый словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение:
В более позднем источнике — толковом словаре Т. Ф. Ефремовой — ко всему прочему добавляется научно-популярный жанр.
В настоящее время также можно выделить рекламную статью. У популярных веб-публикаций есть свои особенности, о которых скажем несколько позже, но в целом они дублируют устоявшуюся систему жанров.
Оговоримся сразу, что поведём речь об авторских, т. е. написанных преимущественно одним человеком (не считая правок), статьях. (Им в противовес существуют коллективные, чаще всего используемые в науке (при создании справочников, словарей, энциклопедий)). Материал, создаваемый одним автором, в большей степени сохраняет целевое, тематическое и стилевое единство. Именно этим он и интересен.
Цель статьи — довести до сознания читателя определённые факты, положения, суждения либо чьё-либо мнение о них.
Целевые установки задают следующие признаки:
- небольшой размер;
- как правило, один предмет исследования;
- информационный, разъяснительный, аналитический или критический характер;
- рассуждение как определяющий тип текста;
- объективизация повествования (может быть нарочито нарушена в рекламе или блоге).
Это наиболее общие черты. Каждый жанр статьи имеет свои характерные особенности.
Разбор примера
Для лучшего усваивания материала нужно посмотреть на примере, как используются компоненты публицистического стиля.
Отрывок из статьи:
Как проводить такой урок, если нет маленького класса? Прийти на экзамен если нет с собой зачётной книжки? Включается ли процесс вдыхание медовой пылью в программу обучения в университетах? Сама Оксана Ф., например, считает иначе. Ей 35 лет, она на хорошем счету у одного из банков и вместе с тем — студентка колледжа четвёртого курса. Во время завтрака или днём, когда брат Алёны занят, она садится за его ноутбук, подключается к сети и начинает изучать ту информацию, которую ей сказал преподаватель, преподающий в вузе за четыреста километров от неё, с главной целью — узнать больше.
Из этого текста можно выделить следующие лексические приёмы:
- общие слова: экзамен, завтрак, день;
- термины: сеть, класс, меловая пыль;
- разговорная речь: сказал, изучать;
- речевые клише: проводить урок, на хорошем счету, подключается к сети.
Морфологическая часть — в самом тексте совмещены черты публицистического и других стилей, а также содержатся отвлечённые существительные, употребляемые в разных падежах: время завтрака, обучения.
Синтаксис — в тексте есть как простые короткие предложения, так и сложные.
Заметка в газету. Пример
Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.
Аналитические жанры публицистического стиля речи
Аналитические тексты воздействуют на человека. Это анализ журналистом какого-либо факта, события, явления или личности.
Аналитическим жанром являются статьи, беседы, рецензии, корреспонденция.
Как и интервью, беседа ведётся между двумя (иногда более) людьми.
У беседы и интервью есть отличия:
Интервью
Задающий вопросы не высказывает своих предположений, выводов по поводу обсуждаемого вопроса.
Журналист имеет право не изучать тему, по которой он будет задавать вопросы, лишь составить их список.
Статья после интервью содержит чёткое мнение опрашиваемого.
Беседа
Оба партнёра равноправны и могут как задавать вопросы, так и отвечать на них.
Журналист должен быть в курсе тематики беседы, чтобы дискуссия была интересной, оба участника должны быть хотя бы частично компетентны в вопросе.
В изложенном тексте вопрос рассмотрен полностью и содержит мнения каждого участника. А читатель уже может сам делать определённые выводы по поднятой в ходе беседы проблеме.
Статья как аналитический жанр публицистического стиля речи содержит подробный обзор события, ситуации или факта. Автор исследует разные источники информации, раскрывает свою точку зрения на проблему и вызывает читателя на размышление над темой.
Различаются следующие формы статей в аналитическом жанре публицистики:
- общеисследовательский – анализируется ряд вопросов, например, экономической направленности страны, нравственного развития членов общества и т.п. В статье должна быть чёткая грань между дозволенным текстом и своими личными взглядами, которые не должны никак отражаться. Автор, как правило, излагает мнение того, кто анализирует информацию, не добавляя ничего от себя;
- практико-аналитический – описываются рядовые повседневные проблемы, например, в какой-то промышленной отрасли, также даются рекомендации по устранению проблемы;
- полемический – текст пронизан конкретной полемикой по предложенной теме. Обозреваются разные взгляды, как правило: взгляды учёных, политиков, психологов и др. Такой текст пишется специалистом, уполномоченным представить достоверную и проверенную информацию. Не допускается изменять смысл слов и искажать факты в угоду собственному мнению. Автор статьи обязан излагать материал правильным литературным языком.
Корреспонденция, как и репортаж, рассказывает и истолковывает событие. В ней объясняются причины случившегося и анализируется факт, также оценивается значимость его, прогнозируется дальнейшее развитие.
Но если в репортаже могут быть представлены несколько фактов, то корреспонденция опирается лишь на одном. Всё рассуждение строится вокруг этого одного факта. Остальная информация лишь дополняет и подверждает главное утверждение.
Рецензия представляет собой подробный обзор, например, книги. Рецензент выражает своё мнение по поводу произведения таким образом, чтобы читающий, даже не владеющий информацией, понял, о чём речь в книге, фильме или передаче.
В последнее время рецензии приобрели иронический характер. А это не допустимо и говорит лишь о непрофессионализме автора.
Рецензия должна быть написана грамотно и сохранять нейтральную оценку, чтобы мнение о произведении было объективным у каждого читателя.
Парус
Белеет парус
одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в
краю родном? Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он
счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним
луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть
покой! (М. Лермонтов) Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832
г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и
однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение,’ о чем
свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант
стихотворения. Это яркий образец пейзажно-символической лирики. В «Парусе»
нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения
русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и
стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть
может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье,
и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлин-ского «Андрей, князь
Переяславский»: Белеет парус одинокой, Как лебединое крыло, И грустен путник
ясноокой; У ног колчан, в руке весло. По композиции стихотворение представляет
собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три
строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и
второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и
паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если
прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а
потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря
на то что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная
структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане
паруса (в первой строфе) сменяет изображение надвигающейся бури. Параллельно
идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого
странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и
неприятием жизни (см. вторую строфу). Но мятежник хочет обрести душевный и
нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре
(третья строфа). Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и му- чительные
вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и
жажда перемен, обновления — и заключается внутренняя напряженность стихов, сила
их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения
определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой. В
нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т.
е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е.
не имеющий единомышленников, близких людей). Все стихотворение проникнуто
антитезой, которая находит выражение в контекстуальных антонимах: Что ищет он в
стране далекой? Что кинул он в краю родном? Так же: счастия не ищет — не от
счастия бежит; над ним — под ним. Повтор слов и их симметричное расположение —
синтаксический параллелизм (Что ищет он… Что кинул… счастия не ищет… не
от счастия бежит..
над — под) — подчеркивают важность содержания. Той же цели
служит и инверсия — перестановка компонентов предложения, нарушающая их
обычный, стилистически нейтральный, порядок и приводящая к смысловому или
эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом
Ср.
обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря
Читатель обратит
внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым
словом. Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает
динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус,
играют волны
Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое
значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку. Поэт
использует звукоподражание (ветер свищет, мачта… скрыпит), что усиливает
ощутимый эффект бури. Динамическое изображение бури во второй строфе передается
бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет…) и нагнетанием глаголов
(скрыпит, гнется). Стихотворение написано двустопным ямбом, но обращает на себя
внимание сбив ямбического метра в третьей стопе (пропуск ударения). Так
ритмически выделяются опорные слова и словосочетания, и прежде всего парус
одинокой. Так же ритмически подчеркивается и слово счастие. Легко заметить, что
одни и те же слова становятся значимыми и эстетически ценными в стихотворении
благодаря различным средствам их выделения: антитезе, инверсии, ритму.
Статья в интернете
Век информационных технологий диктует новые способы донесения информации до адресата и, соответственно, новые жанры.
Интернет-статья существует в тех же разновидностях, что и опубликованная на бумаге. Более того, часто она дублируется в обоих источниках, как, например, газетные репортажи или научные исследования.
Несколько по-иному может выглядеть статья в авторском блоге: в зависимости от частоты наполнения блога, она может освещать более узкие вопросы и довольствоваться меньшим объёмом, чем в журнале.
В наибольшей степени это применимо к информационным статьям (инструкциям и прочим описаниям): они призваны ответить на краткие и предельно конкретные пользовательские вопросы, например: как размножить землянику черенками, как размножить землянику семенами, как ухаживать за земляникой весной и т. д.
Небольшая дозировка информации облегчает читательское восприятие, помогает быстро получить нужный ответ и способствует переходу по внутренним ссылкам в случае возникновения дополнительных вопросов (при наличии грамотного меню).
Впрочем, некоторые авторы предпочитают писать объёмные, но хорошо структурированные тексты (в таком случае оглавление должно быть кликабельным, чтобы читатель мог сразу перейти к интересующему разделу сайта).
Отдельной разновидностью интернет-статьи является СЕО-статья. Это текст, содержащий ключи для распознавания поисковыми системами. Именно благодаря ключевым словам пользователь находит нужную информацию, введя запрос в окошечко “Яндекса” или “Гугла”. Подробнее о СЕО мы уже писали.
Впрочем, говорить о её принадлежности к особому жанру оснований мало: СЕО-статья преследует различные цели, критерием качества здесь является не только её грамотная оптимизация, но и незаметность наполнения ключами для читателя, а значит, специфических языковых средств он не обнаружит. Поэтому приставка СЕО- существует только для копирайтера и заказчика и является “тайным шифром”, указывающим на особые методы построения и обработки текста.
Где используется публицистический стиль?
Совсем недавно для того, чтобы узнать какую-то новость, люди получали газеты, другие ежедневные средства массовой информации, просматривали новостные программы по телевидению.
Сегодня же доступ к новостной информации стал намного шире.
Практически каждый из нас имеет круглосуточный доступ к новостным лентам, которые ежедневно освещаются в Интернет-пространстве.
Причём мы получаем новости в различных форматах. Интересно, что, каким бы способом мы не получали новость – через газеты, журналы, через Интернет, сама же публицистика новостной информации осталось неизменный, как и сам стиль публицистики и принципы подачи свежей информации.
Рассматриваемый нами стиль также называют журналистским письмом. Это такой стиль письма, который используется для сообщение новый информации по разным каналам.
- новости в газетах и журналах;
- телевизионные передачи;
- радио;
- интернет.
Стоит отметить, что этот стиль письма значительно отличается от других стилей.
Открыв газету или новостное сообщение в Интернете, мы сразу заметим своеобразие новостного стиля. Публицистика выделяется своей краткостью, каждый новостной сюжет имеет строгую определённую структуру.
Например, привлекателен большой жирный заголовок, а также уже в первом предложении или абзаце внимание читателя обращается на краткое изложение того, что последует далее в статье. Публицистика затрагивает различные типы информации
Это могут быть нейтральные новости о спортивной или культурной жизни, также это могут быть острые политические заметки
Публицистика затрагивает различные типы информации. Это могут быть нейтральные новости о спортивной или культурной жизни, также это могут быть острые политические заметки.
Связь публицистики с другими стилями речи
Публицистическое направление расположено между научным и художественным стилями. Можно сказать, что оно обладает межстилевой принадлежностью. Научному стилю публицистика близка своей логически связанной последовательностью изложения определенных фактов, развернутыми высказываниями, разделением на логические абзацы.
С художественным стилем она связана своеобразностью речи, яркими эмоциональными элементами, метафорами, сравнениями, перифразами. Основным отличием от художественного направления выступают слова эмоционального воздействия, которые не обладают такой четкой свежестью и эмоциональной окрашенностью.
Синтаксические характеристики публицистического стиля
Для публицистических текстов характерны некоторые синтаксические особенности. К примеру, риторические смысловые вопросы: «Много ли требуется, для того, чтобы разглядеть алмазное небо над головой?». Или вопрос-ответ: «Разве Александр Сергеевич Пушкин постоянно признавался в любви к русскому народу? Но нет, он творил для своего народа!». Также используются повторы: «Победители те, кто стремится вперед, к лучшему! Победители те, кто не останавливается!». Множество восклицательных предложений: «Да что вы творите! Вы рождаете преступников!». Часто используется инверсивный или неправильный порядок слов: «Новые способы ведения хозяйства предлагают предприниматели из Архангельска».
Публицистическому стилю присуще использование обращений, цитат из литературы, поговорок, афоризмов, пословиц, большого количества однородных членов в предложениях.
Разговорный стиль
Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.
Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил».
В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет». Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!», «Да ладно?!», «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.