Топ-10 советов по саморазвитию и самосовершенствованию

Содержание:

Мотив достижений

Когда человек стремится к высоким результатам или в совершенстве овладеть каким-нибудь мастерством, то он начинает много работать над собой. Это помогает человеку достигать поставленных целей. Он понимает значимость этого достижения, объективно оценивает свои возможности и надеется на успех.

Побудить человека к активным действиям может лишь совокупность мотиваций. Чем больше мотивов для саморазвития, тем быстрее и активнее человек примется за работу.

Важно понимать, что человек постоянно живет в мотивации. Желания появляются каждую минуту, все новые и новые

И вы находитесь в постоянном действии.

Чем больше наших потребностей мы сможем реализовать, тем больших высот сможет достичь в жизни. Их реализация конечно напрямую зависит от мотивации. А. Маслоу рассматривает мотивацию с точки зрения базовых потребностей человека.

Он выделил 5 основных потребностей человека:

физиологические —  потребность в пище, дыхании, крыше над головой, рождении детей, отдыхе и т.д.;
потребности в безопасности — стабильность, уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости, стремление защититься от грубого обращения;
потребности в общении — необходимость дружбы и любви, признания, внимание к себе, находиться в коллективе, заботиться о близких;
потребности в самооценке — потребности в уважении, карьерном росте, признании, похвале и престиже;
потребности в творческом самовыражении, воплощении в жизнь своих навыков и умений.

Физиологические потребности и потребности в безопасности являются первостепенными

Трудно думать о любви, когда сильно кушать хочется. Это низшие потребности, без удовлетворения которых человек не сможет двигаться дальше, пока не удовлетворит эти нужды.  На следующем этапе развития появляюся мотивы самосовершенствования, которые направлены на исполнение более высоких потребностей.

Когда человек чувствует себя в безопасности и удовлетворил все свои физиологические потребности, он начинает чувствовать нужду в любви. Ему не хватает друзей, общения, любимого человека. Он хочет получить близкие и дружеские отношения. Находиться в социуме, быть полезным в обществе.

Далее человек начинает нуждаться в признании. Ему важны его достижения, ощущение своей значимости, самодостаточности. Также человек начинает заботиться о своей репутации и статусе. Достигнув этого, у личности возникает чувство уверенности в себе. Он начинает понимать то, что его действия приносят пользу и нужны этому миру. Это сильнейшая мотивация к саморазвитию.

И высшей ступенью развития потребностей является потребность в самоактуализации. Человек, удовлетворивший свои потребности физиологические, в безопасности, признании и уверенности в себе, начинает истинный поиск себя. Он ищет свое истинное предназначение в жизни.

На этом этапе человек может полностью сменить род деятельности, начать много путешествовать, читать, узнавать, чтобы понять, кто он есть на самом деле и в чем его предназначение. Ищет деятельность, где он сможет полностью раскрыть все свои возможности, умения и таланты. Сфера, которая принесет истинную радость ему самому и максимальную пользу для всего мира.

Каждый человек индивидуален и процесс самосовершенствования у каждого проходит по-разному. Одни люди мечтают достичь заоблачных высот в какой-то сфере, а другие приходят к тому, что им очень мало нужно для счастья. Они уходят в уединение или слияние с природой.

Самопознание личности и профессиональное саморазвитие

Никакого развития не наступит, если заранее не узнать обо всех тонкостях и уникальных чертах собственной личности. Самопознание – важнейший источник для изучения личности. Только сам человек способен составить наиболее точное представление о самом себе, исходя из пережитого опыта, совершенных жизненных выборов, действий.

Без самопознания личности сложно развиваться в совершенно любой сфере, в том числе и профессиональной, а всё потому, что у каждого человека существуют свои персональные способности, отличающие его от других людей. Если бы все мы были одинаковыми, как выходцы из копировального аппарата, то наврятли бы смогли достичь успеха в каком-либо деле. Ведь тогда бы это нас довольно сильно выделяло среди остальных жителей планеты.

Дело в том, что благодаря именно самопознанию личности, люди способны добиваться дальнейшего самостоятельного развития в любых направлениях жизни. Тоже касается и профессионального саморазвития. Если человек знает свои способности, возможности, он будет уверен в них и обязательно найдёт им полезное применение в работе

Также важно выявить персональные предпочтения, вкусы, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в той сфере, которая будет приносить вам не только престиж, заработок, но и удовольствие

Анализ форм саморазвития личности

Анализируя разные формы саморазвития, Дж. Пассмор пришел к выводу, что способность человека к усовершенствованию может означать несколько подходов восприятия.

В особенности, он отметил такие:

  • есть какое-то задание, в исполнении которого каждый человек может развиваться технически (техническое саморазвитие);
  • человек способен полностью покориться воле Бога или представителя элиты (саморазвитие в повиновении);
  • он может стремиться быть свободным от любых моральных дефектов (моральное саморазвитие);
  • он может сделать себя существом, совершенным метафизически (метафизическое саморазвитие);
  • он может вести себя как идеально совершенное человеческое существо (подражательное саморазвитие, которое может быть определено в терминах адекватности определенной модели);
  • он может сделать себя существом гармоничным и упорядоченным (эстетическое саморазвитие);
  • он может стать богоподобным (богоподобное саморазвитие);
  • он может стремиться к своей естественной цели (телеологическое саморазвитие).

В отличии от самовоспитания, которое может иметь и асоциальную направленность, саморазвитие наполняет моральным, гуманистическим содержанием все проявления активности личности, обеспечивая достижение ею духовно-моральной целостности, моральной чистоты.

Тенденция различения понятий «собственное саморазвитие» и «техническое саморазвитие», основанная в англоязычной литературе Дж. Пассмором, не приобрела дальнейшего надлежащего развития. Она так и осталась явлением сугубо индивидуальным и даже прослыла субъективным подходом к классификации форм саморазвития.

Каждый может составить мнение по этому поводу опираясь лишь на собственные доводы и догадки. Незаменимым в этом круговороте остается лишь опыт. Он то и дает толчок и развитие, он придает поступкам осознанности и целенаправленности.

Изучайте себя и покоряйте свой собственный мир, ведь внутри каждой личности скрыто немало тайн и способностей, которые еще предстоит раскрыть.

Факторы становления личности в студенческие годы

Саморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу.

Выделяют следующие факторы:

  1. Психологическая готовность — наличие «жизненных планов» по словам Веккера указывает на высшее развитие личности, которая овладела своим миром, сформировала особую систему жизни в существующей действительности.
  2. В студенческие годы формируются основные задачи, человек осознаёт смысл жизни, строит свой проект жизнеустройства, проходит решающий поворот взаимодействия с внешним миром, по Фельдштейну этап называется «Я — общество».
  3. Потребность в самопознании — только осознав необходимость понимания своей сущности со всеми положительными и отрицательными качествами, возникает возможность дальнейшего развития. Именно на этапе студенчества происходит формирование самотождественности, возникает чёткое представление о себе, как результат применения различных ролей, изучения литературы. Идентичность развивается довольно стремительно, при этом не всегда студент может сразу осмыслить своё предназначение и дальнейшую реализацию. Такие ситуации находятся в пределах нормы.
  4. Желание саморазвиваться — соразмеряя желаемый результат и текущую ситуацию жизни, личных качеств возникает необходимость, желание саморазвития. Только наличие цели и стимула позволит приблизить личность к необходимым трансформациям. Актуализация личности предполагает понимание и принятие своей личности, формирование мотивов, возможностей для дальнейшей адаптации в социальной среде, решения текущих жизненных сложностей.

Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний.

Шаг 2. Ставим цели для саморазвития – составляем План саморазвития на год

Если планнер “Формула Жизни мечты” заполнен – значит у вас есть чёткое представление, чего вы хотите.

Теперь составляем План саморазвития на год – ставим конкретные цели по сферам на год в соответствии с нашими мечтами.

Скачайте и заполните Планнер “Мои цели на год по сферам” (загрузка в формате PDF начнётся автоматически  после нажатия на имя файла ) Year_plan

Распечатайте планнер – запишите ваши мечты-цели в соответствующие колонки

Что важно в этом планнере – в специальных колонках расписать конкретные шаги и поставить сроки

С чего начать саморазвитие: пошаговый план и мой пример

Например, моя цель на год – начать путешествовать. Какие конкретные шаги я могу предпринять на этом пути? Оформить загранпаспорт, написать список стран, в которых хочу побывать, подписаться на паблики лоукостов, мониторить цены на жильё, например ( о том, как спланировать путешествие – я подробно писала в отдельной статье). А ещё постановка цели “начать путешествовать” сделает меня открытой для всех возможностей путешествовать – я буду стремиться попасть в рабочую командировку, международную школу или конференцию.

Постановка цели в той иной сфере заставляет видеть нас возможности её осуществить, а не искать отговорки “почему это невозможно”.

Я много писала о постановке целей на год, сейчас остановлюсь на самых важных моментах.

Саморазвитие в психологии

Профессиональное саморазвитие зависит не только от заложенных в нас с самого рождения талантов и способностей. Здесь также важны: мотивация и желание самого человека к росту в сфере труда. Только так, имея должный стимул, реально достичь наивысшего профессионализма в выбранном деле.

Если брать саморазвитие, как термин из научных разделов о психологии, то оно несёт весьма интересное значение. Саморазвитие личности – это самая настоящая, постоянная работа над собой, совершаемая ежедневно на протяжении всего жизненного пути человека. Исходя из такого определения, можно сделать полезный для всех вывод, что только благодаря непрекращающемуся саморазвитию возможно достижение высот и успехов на дороге жизни.

Саморазвитие в психологии подразумевает большой труд над собой, над мыслями, а также над любыми действиями, совершаемыми индивидом в обществе.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества

Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время

Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души

Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Самоутверждение как форма саморазвития

Определение 3

Самоутверждение представляет собой процесс формирования личностных изменений, которые не могут поколебать ни окружающие, ни внешние обстоятельства, ни сам утверждающийся субъект; специфическая деятельность, протекающая в рамках саморазвития по подтверждению определённых личностных качеств, поведенческих паттернов.

В основе самоутверждения как психологического процесса лежит имманентная потребность личности, обусловленная условиями ее конкурентного существования среди других представителей социально-природного окружения.

Цели реализации процесса варьируются в зависимости от мотивов, потребностей и особенностей сферы самоутверждения. В свою очередь, сферами самоутверждения могут выступать практически все области жизнедеятельности, которые имеют для человека личностную значимость.

Результатами самоутверждения может стать ощущение личностью собственной нужности, полезности, исключительности и уникальности, что приводит к трансформациям процесса из субъективного в субъектно-объективный, на реализацию которого огромное влияние оказывают как личностные, так и объективные факторы.

Что такое Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу или точнее «Пирамида потребностей по Маслоу» — это отраженная в схеме психологическая теория, связанная с человеческой мотивацией, выдвинутая американским психологом Авраамом Маслоу в 1943 году

Суть теории заключается в объяснении мотивации тех или иных действий человека, в зависимости от их первостепенной важности

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ – это, определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Пирамида Маслоу – это схематическое изображение теории о том, что все поступки, которые совершает человек базируются на важности его потребностей. Это значит, что человек, делает определенное действие исходя из того, что у него уже имеется, и что ему сейчас больше всего необходимо

Другими словами, Пирамида Маслоу – это специальная схема в виде пирамиды, которая объясняет мотивацию человека совершать какие-то действия в зависимости от того, на какой ступени он сейчас находится.

Уровни ПИРАМИДЫ МАСЛОУ

Если говорить непосредственно о ступенях пирамиды, то следует отметить, что самые простейшие потребности человека расположены на нижних уровнях. Переход к более высоким уровням потребностей, практически невозможен без достаточного удовлетворения первичных. Простыми словами, это значит, что пока человек не будет обеспечен к примеру, пищей, водой, и убежищем, то и мотивации к познанию тонких граней искусства у него не будет. Все мысли будут сосредоточены на том, как бы достать еды, воды и укрыться от непогоды. Вот когда он все это получит, тогда и начнет думать об комфорте, социализации, саморазвитии, статусе и т.д.

Первый уровень ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА по МАСЛОУ

На первом уровне у нас располагаются самые базовые физические потребности любого человека, такие как:

  • Еда;
  • Вода;
  • Воздух;
  • Тепло;
  • Отдых;
  • Сон.

Не сложно догадаться, что это первостепенные и жизненно необходимые потребности, и по сути без них человек не способен существовать. Можно даже сказать, что человек инстинктивно в первую очередь стремится обеспечить себя всем из этого списка.

Второй уровень ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА по МАСЛОУ

На втором уровне у нас располагаются более сложные потребности человека, такие как:

  • Физическая безопасность;
  • Экономическая безопасность;
  • Состояние здоровья;
  • Комфорт.

Как видно из этого списка, после того как человек удовлетворил все свои основные потребности, он хочет чувствовать себя в безопасности, как от физических, так и других угроз, исходящих от социальной жизни. Помимо прочего, человека начинает беспокоить аспект состояния собственного здоровья и общего комфорта жизни.

Третий уровень ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА по МАСЛОУ

На этом уровне, у человека проявляются стремления к общности и участию в социальной жизни. Сюда можно включить:

  • Общение;
  • Дружба;
  • Брак и семья;
  • Забота о других;
  • Потребность в любви и заботе.

Четвертый уровень ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА по МАСЛОУ

К данному сектору пирамиды можно отнести аспекты, связанные с личными ценностями, уважением и признанием в обществе. Помимо прочего, на этом этапе человек остро нуждается в уважении со стороны окружающих. Понемногу растет ЧСВ.

  • Карьера;
  • Образование,
  • Имидж;
  • Статус в обществе;

Пятый уровень ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА по МАСЛОУ

Этот уровень пирамиды можно назвать самоактуализацией. Он посвящен личному росту и использованию собственного потенциала и талантов по максимуму. Другими словами, можно сказать, что на этом этапе человек постоянно пытается вырасти над самим собой, сделать себя еще лучше и достичь некого «просветления».

Этапы саморазвития

При стремлении к становлению личности полезно составить программу саморазвития. Это упорядочит мысли и позволит отслеживать результаты работы.

План личностного роста на год

Планирование – один из методов повышения эффективности деятельности. Оно приводит мысли в порядок, учит расставлять приоритеты и отказываться от незначительного. Метод активно применяется в менеджменте для улучшения профессиональных качеств работников.

План личностного роста на год на начальном этапе можно разбить на декады, выбрав главные цели. Внутри каждого блока придумать промежуточные задачи. Они должны работать на основную мечту.

Пример плана при саморазвитии:

Определить жизненные приоритеты. Путем рассуждений оценить достижения, проанализировать неудачи

Главное – понять, что действительно важно, и найти поддержку (это друзья или близкие, мыслящие в том же направлении и готовые идти рядом);
Избавиться от лишнего, выбросить или раздать ненужные вещи. Освежить обстановку дома, позволить себе расслабиться, слегка отпустив ситуацию

Нужно создать позитивный настрой. Зависимость от пережитых негативных эмоций тянет назад. Поэтому нужно расстаться с отрицательными событиями, отпустить злость;
Разрешить себе измениться: отправиться в спортзал или бассейн, изменить прическу или цвет волос. Главное – выглядеть так, чтобы было комфортно, и это придавало уверенности в себе, чтобы при взгляде на себя в зеркало хотелось улыбаться;
Приступить к обучению. В приподнятом настроении легче усваивать знания. Сейчас есть большой выбор получить их: отправиться на тренинги, записаться на курсы, поучаствовать в мастер-классе, поступить в школу иностранного языка. В свободном доступе находится масса литературы и аудиокниг.

Тренинг

План на год для саморазвития каждый составляет, опираясь на приоритеты и представляя мечту. Четкое представление желаемого – залог успеха. Целевая комплексная программа (цкп) саморазвития поможет не сбиваться с пути, отслеживать победы, следить за неудачами и не забывать о цели.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Вывод

Программа саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни. Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация.

Желаем каждому человеку найти себя и быть самодостаточной личностью!

Вывод

Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.

Развитие предполагает стремление к своему «Идеальному Я», которое уникальное у каждого человека

Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться

Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector