25 бесплатных онлайн-курсов программирования для обучения с нуля
Содержание:
- Сетевая академия ЛАНИТ
- Инструменты
- Библиотека Frontend-developer, часть 1: Основы
- Среды и компиляторы для программирования на C
- Набор инструментов для работы
- Агрегаты, мои агрегаты, как приятно о вас думать
- Как начать обучение
- «Джанго» — это танцы?
- Тренажёры для простого программирования
- Python
- Гибридные решения
- Тестирование и корректность программ
- Заключение
- Выбор языка программирования
- Категории программирования
- Личностные качества для самообучения
- Курсы программирования на разных языках
- Блоки[править]
- Как научиться программированию
Сетевая академия ЛАНИТ
В настоящее время «Сетевая Академия ЛАНИТ» — один из крупнейших российских учебных центров в области информационных технологий.
«Сетевая Академия» находится в Москве и располагает 9 компьютерными классами вместимостью от 4 до 26 человек каждый. Все классы учебного центра оснащены современным компьютерным и проекционным оборудованием в соответствии со стандартными требованиями компаний-производителей программного и аппаратного обеспечения.
ИТ-специалистам:
- Авторизованные курсы: Adobe, Cisco, HP, IBM, Juniper, Linux, Microsoft, Novell, SAP, VMware, Базальт СПО, Astra Linux, Check Point, Dell EMC и др
- Авторские курсы УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ» и партнеров: Avaya, Java, Luxoft, Oracle, языки программирования, информационная безопасность, Python, Big Data Science и др.
- Сертификационные тесты (Pearson VUE и KRYTERION).
Инструменты
Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую, как индексация имен, отображение документации, подсветка синтаксиса, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор и редактирование текста создаваемой программы, который называют исходным кодом. Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода.
В процессе программирования в настоящее время широко используются интегрированные среды разработки, в состав которых обычно входят:
- редактор кода для ввода и редактирования текста программ;
- отладчик для отладки (поиска и устранения ошибок);
- транслятор для преобразования текста программы в машинное представление;
- компоновщик для сборки программы из нескольких модулей;
- другие служебные модули и инструменты.
Библиотека Frontend-developer, часть 1: Основы
В прошлой статье я рассказывал о пользе курсов, о минусах и плюсах модного онлайн-образования. Сегодня же я хочу рассказать о книгах, именно о тех книгах, которые, на мой взгляд, могут серьезно повысить вашу компетентность во многих вопросах JS.
Многие, возможно, зададут вопрос: «А зачем книги? Есть же браузер, не?». Безусловно, разработчик должен уметь пользоваться поисковой строкой, уметь искать, и, наверное, самое главное — уметь правильно задавать вопросы, но книги нужны для более глубокого понимания того, с чем вы работаете. Книги позволяют взглянуть на некоторые вещи с «академической» стороны. Мы можем провести аналогию с образованием в высших учебных заведениях. В любом ВУЗе мы читаем книги, которые были написаны кандидатами технических наук и профессорами, чтобы потом сдать сессию, получить хорошую стипендию и жить дальше до следующей сессии, повышая сложность материала на каждой контрольной точке. Теперь смотрим на сферу и видим, что мы читаем академический материал, после идем на собеседование, удачно его проходим, получаем желанный оффер, а после повышаем свою квалификацию к следующей контрольной точке (новому рабочему месту или новой должности). В принципе, с алгоритмом мы разобрались. Идем дальше.
Сейчас кто-то скажет, что мы читаем книги только для собеседований, но на самом деле это не так. Конечно, чтобы решать задачи на всплытие или удаление всех дубликатов в массиве книги не нужны — достаточно браузера или опытного разработчика на habr, который в своей статье распишет что да как. Но вот оценка решений, подбор оптимального решения и оптимизированной реализации, которая не требует потом десятки часов рефакторинга — тут могут помочь только книги в связке с опытом разработки. Скажем прямо — книги дают более глобальное понимание всей frontend-разработки, глубокое понимание работы сложных и примитивных механизмов в языке, умение оценивать правильность решения проблемы на основе тех же самых паттернов проектирования, делать код более читаемым, более оптимизированным.
Среды и компиляторы для программирования на C
Если вы пользуетесь одним из дистрибутивов GNU/Linux, вам подойдет любой текстовый редактор с подсветкой синтаксиса, также понадобятся GCC и терминал.
Существуют редакторы для программистов, включающие различные дополнения, в том числе терминал, просмотр каталогов и др. Например, Geany или Atom.
C – компилируемый язык программирования. В GNU/Linux для получения исполняемых файлов используется GCC – набор компиляторов, включающий в том числе компилятор для C. Чтобы из исходного файла (обычно таким файлам дают расширение *.с) получить исполняемый, надо выполнить в терминале команду примерно следующего вида:
gcc -o hello hello.c
, где gcc — команда, запускающая программу, выполняющую компиляцию и иные действия; -o – ключ, сообщающий, что мы вручную указываем имя исполняемого файла; hello – имя получаемого исполняемого файла; hello.c – имя файла с исходным кодом. Имя исполняемого файла можно не указывать:
gcc hello.c
В этом случае исполняемый файл будет иметь имя по умолчанию a.out.
Для Windows существует свой набор компиляторов – MinGW. Его можно использовать самостоятельно, однако он входит в состав простой среды разработки Dev-C++, которая может оказаться хорошим выбором для обучения программированию на языках C и С++.
При сохранении выбирайте тип файла «C source files (*.c)». Компиляция и запуск программы выполняется при нажатии клавиши F9. После исполнения программа сразу закрывается и результат невозможно увидеть. Чтобы этого не происходило, прописывают две дополнительные строки: #include <conio.h> и getch(). (Возможно это не актуально для более новой версии Dev-C++.)
«Hello World» в GNU/Linux:
#include <stdio.h> int main () { printf ("Hello World\n"); }
«Hello World» в Windows:
#include <stdio.h> #include <conio.h> int main () { printf ("Hello World\n"); getch(); }
С другой стороны, существует большое количество кроссплатформенных сред разработки. Например, Eclipse + модуль CDT, KDevelop, CLion.
«Hello World» на C
На примере простейшей программы сразу отметим некоторые особенности языка программирования C.
В языке C роль основной ветки программы берет на себя функция main(). Она является точкой входа в программу. Эта функция всегда должна присутствовать в законченной программе на языке C, и исполнение программы начинается именно с нее. Однако объявленные внутри нее переменные не являются глобальными, их область видимости простирается только на main(). Тем не менее в языке программирования C почти весь программный код заключается в функции, и функция main() является главной и обязательной.
По умолчанию функция main() возвращает тип данных int, поэтому можно не указывать тип возвращаемых данных. Однако компилятор в этом случае выносит предупреждение.
Функция printf() предназначена для вывода данных. Ее назначение аналогично функции print() в Python. Однако функция printf() после вывода не выполняет переход на новую строку. Поэтому для перехода используется специальный символ, который обозначается комбинацией \n.
Выражения на языке C разделяются точкой с запятой.
В языке C функции ввода-вывода не являются частью языка. Например, в Python нам не надо импортировать никакой модуль, чтобы пользоваться функциями print() и input(). В C мы не можем просто вызвать функцию printf(), т. к. в самом C ее просто нет. Эту функцию, а также ряд других, можно подключить с помощью заголовочного файла stdio.h. Именно для этого в начале программы прописана строка . Include с английского переводится как «включить», а stdio есть сокращение от «стандартный ввод-вывод (input-output)».
В заголовочных файлах (они оканчиваются на *.h) обычно содержаться объявления тех или иных функций. Объявление — это просто описание функции: какие параметры она принимает и что возвращает. Сам код функции (определение) находится не в заголовочном файле, а в библиотеках (других файлах), которые могут быть уже скомпилированы и расположены в системных каталогах. Перед компиляцией программы запускается препроцессор языка C. Помимо прочего он включает в начало файла программы содержимое указанных в ней заголовочных файлов.
Закомментируйте1 первую строчку кода программы HelloWorld. Попробуйте скомпилировать программу. Удалось ли получить исполняемый файл? Какое предупреждение выдал компилятор?
1 // — однострочный комментарий на языке C; /* … */ — многострочный комментарий на языке C.
Набор инструментов для работы
Инструментарий типичного программиста чаще всего состоит из следующих вещей:
- компьютер;
- интернет (прежде всего он нужен для поиска всего неизученного и неизвестного в любом из известных поисковых сервисов);
- редактор кода (или IDE — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения), который поможет упорядочить всё, что вы создаёте;
- компилятор или интерпретатор. Это программа, которая читает ваш код и пытается найти в нём ошибки. Затем он собирает ваш код в единый пакет и передаёт компьютеру для выполнения;
- наушники. Возможно, вас будут отвлекать внешние шумы, а наушники — один из простых способов оградить себя от шумов.
Вы можете использовать свободное программное обеспечение для начала работы с кодом. Таковым является Atom и Notepad++. Вы также можете попробовать SublimeText, однако этот редактор является платным программным обеспечением.
Агрегаты, мои агрегаты, как приятно о вас думать
В Domain-Driven Design выделяют стратегические и тактические паттерны. Например, первые — это Единый язык, а вторые — Агрегаты. Я много раз слышал от коллег, что со стратегией всё понятно, но когда дело доходит до перехода на тактический уровень (до кода) — всё в тумане. Это приводит к некорректным техническим решениям, которые не могут компенсировать даже правильный настрой и близость к бизнесу
Для успеха проекта крайне важно освоить тактические паттерны, особенно Агрегаты. Всё потому, что Агрегаты инкапсулируют в себя почти всю бизнес-логику, это основа вашего приложения
В этой статье я и расскажу про Агрегаты, как они могут помочь и почему важно их освоить. Но…
Как начать обучение
На сегодняшний день при написании программы начинающий программист использует много готовых программ. Вот несколько советов, которые помогут вам научиться программированию:
- Наилучшим решением для понимания станет поиск части готового кода, который вы сможете сами модифицировать.
- Начинайте осваивать программирование с маленьких кодов, постепенно увеличивая их, когда научитесь четко ставить задачу перед компьютером.
- Знание математики очень поможет вам в программировании, однако, если вы не являетесь великим математиком, можно обойтись базовыми знаниями.
- Если вы начали программировать для себя, не бойтесь экспериментировать. Если профессионалы скажут, что код слишком сложный, они будут правы, но вы обязательно набьете руку и сделаете все так, как нужно.
Задаваясь вопросом, зачем изучать программирование, подумайте о том, сколько новых дверей перед вами откроется с этими знаниями. Написание программ требует немало времени и усилий от вас, однако, освоив это сложное дело, вы поймёте, что многие команды на рабочем компьютере можно делать в разы быстрее. Если же вы решили заниматься программированием профессионально, то будьте готовы к тому, что со временем у вас будет очень хороший заработок при условии постоянного совершенствования и обучения. В любом случае быстрее освоить программирование поможет хорошая память, внимательность и способность концентрироваться. Все эти навыки можно улучшить с помощью тренажёров Викиум.
«Джанго» — это танцы?
Если на все эти вопросы у вас нет ответа (даже приблизительного), вам нужен курс, немалая часть которого посвящена азам вычислительной науки, объяснению типов данных, алгоритмов и обучению синтаксису языка программирования. Пройти такой можно, например, в SkillFactory. Первые 4 месяца вебинаров как раз и посвящены основам. Затем вы сможете перейти к написанию простеньких программ.
В дальнейшем за 9 месяцев вы узнаете, как использовать Python/Django, базы данных и СУБД, javascript и верстку, как поднять веб-сервер и развернуть на домене созданный сайт. Это как раз то, что нужно для фронтенд и бэкенд уровня.
Последний этап курса — поиск и устранение ошибок в написанном коде, автоматическое тестирование приложения с помощью фреймворков, проектирование интерфейсов, передача навыков по решению проблем, возникающих перед фулстек-разработчиком в самом начале выполнения заказа.
Помимо лекций компетентных специалистов на курсе «fullstack-разработчик на Python» вы сможете выполнять домашние задания, решать задачи разного уровня сложности, а также вам будут доступны тренажеры для программирования. В конце курса предстоит пройти тестовое собеседование, что поможет при дальнейшем трудоустройстве.
Тренажёры для простого программирования
Яндекс.Практикум. Это наш родной тренажёр, где тебя пошагово проводят от первой строчки до небольшого работающего продукта, с пояснениями и интерактивом. Есть тренажёры для веб-программирования, бэкенда, а также аналитики и тестирования. Всё на русском. Бесплатной версии хватит, чтобы понять — нравится вам это направление или нет.
Совет профессионала: если не знаете, какую профессию в программировании выбрать, попробуйте бесплатные версии всех тренажёров, и вы сразу поймёте, к чему лежит душа. Вместо того чтобы читать статьи с описаниями профессий, просто попробуйте сами, и всё станет ясно.
Code Academy (на самом деле CodeCademy, но что?). Похоже на Практикум, только на английском. Из особенностей — помесячная оплата за доступ к материалам курсов.
Codepen. Это не совсем тренажёр, а, скорее, онлайн-редактор кода, где сразу можно увидеть результат. Если вы читаете это с компьютера, посмотрите на HTML-код двух движущихся треугольников, на которые можно залипнуть надолго. Бесплатно, есть необязательная подписка, но нет заданий и проверки кода на ошибки.
Python
Основы языка Python
Объём: 17 лекций.Площадка: GeekBrains.Организатор: GeekBrains.Язык: русский.
Этот вводный курс подойдёт как начинающим, так и опытным разработчикам, которые хотят познакомиться с Python. На занятиях рассматриваются основы программирования, различные примеры применения языка для решения практических задач и пишутся полноценные программы.
Программирование на Python
Объём: 28 лекций, 3–6 часов в неделю.Площадка: Stepik.Организатор: Bioinformatics Institute.Язык: русский.
Подробный начальный онлайн‑курс для изучения основ Python и базовых аспектов программирования, ориентированный на людей без опыта. Слушатели познакомятся с такими понятиями, как операторы, переменные, списки, условия и циклы. Среди материалов есть обычные упражнения и необязательные задачи повышенной сложности.
Python: основы и применение
Объём: 20 лекций, (5 часов видео).Площадка: Stepik.Организатор: Bioinformatics Institute.Язык: русский.
Базовый курс, посвящённый основам Python и программирования в целом. Содержит упражнения для закрепления материала, которые проверяются с указанием ошибок. В заключительной части рассматриваются реальные задачи, с которыми можно столкнуться в разработке, и даются примеры их решения.
Интерактивные уроки по Python
Объём: 11 видеолекций.Площадка: Pythontuts.Организатор: Кодкамп.Язык: русский.
Подборка интерактивных уроков для всех, кто хочет освоить Python, независимо от уровня подготовки. Шаг за шагом рассматриваются такие азы, как переменные и циклы, а затем более продвинутые вещи вроде регулярных выражений и инспекции кода.
Machine Learning with Python: A Practical Introduction
Объём: 5 недель, 4–6 часов в неделю.Площадка: edX.Организатор: IBM.Язык: английский.
Вводный онлайн‑курс по основам машинного обучения на Python, который познакомит с различными видами моделирования. Слушатели освоят классификацию, кластеризацию и другие популярные алгоритмы, а также подкрепят полученные теоретические знания практическими навыками.
Гибридные решения
В определенных ситуациях задача может распасться на две части: базовая формулировка задачи + дополнительные ограничения, в такой ситуации можно использовать связку:
На ряде задач, например в случае с structured frequent pattern mining гибридные решения имеют существенное преимущество в масштабируемости (см. Paramonov, Sergey; Stepanova, Daria; Miettinen, Pauli: Hybrid ASP-based Approach to Pattern Mining, Theory and Practice of Logic Programming, 2018):
Сравнение на синтетическом датасете последовательностей (от авторов другого метода; разница работы на настоящих крупных датасетах несколько порядков — у нас десятки секунды-минуты, у них не получается вычислить все последовательности за ночь вычислений)
Так же для графовых датасетов разница еще существенней, тут сравнивается старый декларативный метод и новый гибридный (логарифмическая шкала)
Отсюда следует, что если у нас есть специализированный алгоритм и дополнительные ограничения, то при определенных условиях их можно соединить для более эффективного и общего решения.
Тестирование и корректность программ
Обычно, научные задачи, особенно комбинаторные, сложно отлаживать и еще сложнее показать их корректность. Отсюда возникают подобные проблемы в духе вот таких:
И в целом, если вы думали, что научный код обычно необычайного качества, покрыт тестами и легко поддерживается, то вот кусочек кода из LCM-k:
Одной из важных особенностей программ с формальной семантикой является доказуемость их корректности, точнее говоря, вы смещаете фокус вопроса корректности на «ASP solver», т.е. систему которая может работать с языком Answer Set Programming. Вы можете показать, что программа и правила математически корректно моделируют вашу задачу — и вопросы по верному выполнению переходят в сообщество разработчиков. У систем, как правило, открытый код — так же они хорошо покрыты тестами и ими пользуются немалая группа юзеров. В среднем, мы достаточно уверены, что с ASP системами все хорошо в плане правильного выполнения кода.
Обычно, когда на свет выходит новый алгоритм (и статья вместе с ним), мы как бы просто верим в часть помеченную «?» на схеме:
В случае с ASP — algorithm и implementation являются одним и тем же (ну если вы не обернете ASP в процедурные вызовы в алгоритме), а значит можно показать формальную корректность самого кода.
Например, это можно использовать в качестве:
- прототипа решения
- baseline алгоритма
- тестирования более быстрой версии на корректность
Заключение
Сегодня мы многое поняли (с) — и прикоснулись к вершине айсберга логического программирования. Тезисно (tl;dr) статья умещается в несколько пунктов:
- современное логическое программирование != Пролог;
- ASP хорош для решения комбинаторных задач;
- вероятностное логическое программирование подходит для моделей вида: правила + вероятность;
- лучше всего использовать ASP и ЛП для создания прототипов и тестирования идей: «а нам вообще что-то даст это дополнительное ограничение?», «против чего тестировать будем?», etc;
- если у вас нет хороших идей, как написать быстрый поиск к трудной задаче с ограничениями, скорее всего вам пригодится ASP и это будет быстрее и надежнее лобового решения.
Выбор языка программирования
Есть много разных языков программирования, и пока вы не погрузились в тему, сложно в них разбираться. Какой начать учить, чтобы потом не пожалеть?
Давайте так. Мы будем описывать разные ситуации. Читайте каждый пункт по очереди. Если поймете, что этот пункт не про вас, переходите к следующему. И так пока не получите свой ответ.
- Хочу что-то предельно простое, может даже не самое практичное. Ваш язык: Ruby.
- Я хочу начать кодить для себя, из любопытства или в рамках самосовершенствования. У меня нет на примете проекта, который мне бы хотелось реализовать. Посоветуйте мне лучший способ начать. Ваш язык: Python.
- Я хочу начать кодить для себя, из любопытства или в рамках самосовершенствования. У меня нет на примете проекта, но я хотел бы выучить такой язык, чтобы после него было легко переключиться на любой другой (даже если изначально изучение первого языка будет трудным). Ваш язык: С++.
- Я хочу кодить для себя, и у меня на примете есть проект. Он связан с сайтами. Хочу выучить самый простой язык из тех, что позволит мне создавать сайты в интернете. Ваш язык: JavaScript.
- Я хочу кодить для себя, и у меня на примете есть проект. Он связан с сайтами, но в будущем я хотел бы работать не только с ними. Ваш язык: Python.
- Хочу стать программистом для себя, и есть идея проекта, связанного с приложениями на Android. Ваш язык: Java
- Хочу стать программистом для себя, и есть идея проекта, связанного с приложениями на iOS Ваш язык: Objective-C
- Хочу стать программистом для себя, и есть идея проекта, связанного с компьютерными играми или сложными программами в 3D. Ваш язык: C++
- Я иду в программирование ради денег, и хочу получить хорошую работу. Компания не имеет особого значения. Ваш язык: Java или Python.
- Я хочу устроиться на работу в компанию и работать с веб-интерфейами. Ваш язык: JavaScript.
- Хочу устроиться в компанию и работать с сайтами. Готов потрудиться чуть больше, но охватить при этом более широкий спектр знаний. Ваш язык: PHP.
- В будущем я хочу устроиться в крупную корпорацию вроде Google или Facebook. Ваш язык: Python.
- В будущем я хочу устроиться работать в Apple. Ваш язык: Objective-C.
- В будущем я хочу устроиться работать в Microsoft. Ваш язык: C#.
Решение серьезное, не нужно делать его на основе одного-двух предложений в каком-то там списке. Почитайте больше о языке, который мы вам подсказали. Узнайте, для чего конкретно он применяется, погуглите вакансии с ним, посмотрите примеры реализованных проектов. Подойдите к этому со всей серьезностью.
Категории программирования
Доцент кафедры высшей математики Илья Щуров рассказывает, что программирование можно разделить на 2 категории: когда вы пишете программу на заказ для клиента или же просто программируете ради своего удовольствия. Если рассматривать программирование как профессиональную отрасль, то стоит отметить, что данная деятельность является достаточно сложной и не всегда интересной и приятной работой. Отчасти это зависит от того, что многие люди будут высказывать вам недовольство по поводу работы программы, а количество удовлетворённых всегда будет в разы меньше. Программирование для себя — некое хобби, которое всегда принесет массу положительных эмоций и поможет с пользой провести время.
Во время диалога с программистами выяснилось, что более 80% занимаются этим делом исключительно для себя и своего удовольствия. Как показывает практика, даже являясь профессионалом в области написания программ, в 90% случаев покупают уже готовые программы. Тем не менее в любой отрасли есть ситуации, с которыми ранее никто не сталкивался, и умение писать программы может выручить.
Личностные качества для самообучения
Программировать можно научиться самому. Для самообучения потребуются следующие личностные качества:
- Оптимизм и жизнелюбие. Данные качества подпитывают открытость и восприимчивость человека, помогают добиваться своего, закрепляют готовность действовать. В процессе самообучения и работы будут возникать препятствия, вопросы и проблемы. Пессимиста это оттолкнет и заставит отступить от идеи освоения программирования. Оптимист будет вдохновляться результатами других и видеть в препятствиях лишь ступеньки на пути к овладению навыком.
- Гибкость мышления. Для создания игры, приложения или сайта недостаточно выучить языки программирования. Нужно уметь их применять. Для решения многих задач потребуются креативность и стрессоустойчивость. Придется переключаться с одного занятия на другое, что потребует быстрой адаптации. Часто вы будете вынуждены исправлять ошибки в коде. Лучше воспринимать это как шанс на улучшение навыка, а не как катастрофу.
- Смелость. В процессе изучения программирования с нуля вы постоянно будете сталкиваться с чем-то неизвестным. Если постоянно бояться и отступать после первой неудачи, освоить новый навык не удастся.
- Честность. Потребуется быть откровенным, чтобы признавать, что вы чего-то не знаете или не умеете. Честный человек всегда правильно анализирует свои возможности и реже попадает в неудобные ситуации. Ученик, который искренне верит в то, что уже достиг верха мастерства, в действительности останавливается на одном уровне.
- Самодисциплина. Вам придется регулярно усваивать новую информацию, слушать, читать, анализировать код, выполнять задания и т. д. При слишком редких занятиях вам не удастся изучить программирование дома, поскольку вы будете забывать уже пройденное. Частые уроки приведут либо к выгоранию, либо к перенапряжению.
Курсы программирования на разных языках
Теперь я расскажу о курсах программирования на различных языках: Java, Python и других.
Их можно найти на сайтах, которые я описал выше.
ТОП-5 лучших курсов по Java
- Факультет Java-разработки от GeekBrains — программа, рассчитанная на 12 месяцев обучения. За это время вы полностью освоите Java, получите престижный диплом и возможность устроиться в крупную компанию.
- Профессия Java-разработчик от Skillbox — крутой курс с упором на практику. В конце — диплом и помощь в получении стажировки.
- Java-разработчик с нуля от Нетологии — программа рассчитана на 11 месяцев обучения с упором на практику. В конце — защита диплома и помощь от центра развития карьеры.
- Профессия Java-разработчик от Skillfactory — 18-месячный курс по разработке на Java, где также предусмотрена практика, занятия с преподавателем на удобной платформе, сертификат в конце обучения и помощь с трудоустройством.
- JavaRush — не поставить эту платформу в список лучших курсов по Java было бы преступлением. Интерактивная платформа с возможностью бесплатного и платного обучения. Она точно заслуживает внимания.
ТОП-5 лучших курсов по Python
- Профессия Python-разработчик от Skillbox — за 12 месяцев вы полностью освоите профессию, получите бесценный опыт, индивидуальную поддержку и престижный сертификат. В конце — помощь в трудоустройстве.
- Python-разработчик от Нетологии — обучение длится 8 месяцев. Вы будете создавать проекты под чутким контролем преподавателей, в конце выполните дипломную работу и получите сертификат. Помощь в трудоустройстве также имеется.
- Факультет Python-разработки от GeekBrains — огромная программа обучения, в ходе которой вы освоите профессию Python-разработчика.
- Курс Python для веб-разработки от SkillFactory — неплохой курс по веб-разработке, который отлично подойдет для новичков.
- Программист Python от GeekBrains — еще один курс от GB, только менее обширный, чем предыдущий. Тем не менее, он точно заслуживает внимания.
ТОП-5 лучших курсов по PHP
- PHP-разработчик с нуля до PRO — крутой курс от Skillbox, который длится 9 месяцев. За это время вы полностью освоите профессию и сможете устроиться на работу.
- Профессия PHP-разработчик от Skillbox — более полная программа обучения, рассчитанная на 12 месяцев обучения. От предыдущей отличается более глубоким уровнем (вы станете настоящим профи).
- Программист PHP от GeekBrains — неплохой курс на 6 месяцев обучения.
- Веб-разработчик на PHP — курс от SkillFactory, рассчитанный на год обучения.
- Профессия Fullstack-разработчик — курс от Skillbox, где вы можете освоить один из трех языков программирования (в том числе PHP). Длится ровно год.
ТОП-5 лучших курсов по HTML/CSS
Это не языки программирования (а разметки и стилей), но их все равно стоит добавить.
- Профессия Frontend-разработчик от Skillbox — отличный курс, в ходе которого вы освоите HTML, CSS, JS и многие интересные инструменты для веб-разработки. Длится 12 месяцев.
- Frontend-разработчик с нуля от Нетологии — аналогичный курс, только уже от другой школы. Длится 13 месяцев.
- Курс Frontend-разработчик от GeekBrains — еще один курс из той же оперы. Но уже от GeekBrains. Обучение длится всего 5 месяцев.
- Курс Frontend-разработчик от SkillFactory — отличная программа обучения на 6 месяцев.
- Основы HTML и CSS от Нетологии — бесплатный курс с базовой информацией. Подойдет для новичков.
ТОП-5 лучших курсов по C/C++ и C#
- Профессия Разработчик на C++ с нуля — крутой курс по плюсам от Skillbox. Рассчитан на 18 месяцев (аж 1.5 года) обучения. Но за это время вы освоите профессию и сможете трудоустроиться (и получать аж от 150 000 рублей).
- Профессия С#-разработчик — еще один курс от Skillbox, но уже по C#. Рассчитан на 12 месяцев обучения.
- Программист С++ от GeekBrains — рассчитан на 7 месяцев обучения.
- Разработчик C# от GeekBrains — курс рассчитан на 8 месяцев обучения.
- Факультет разработки игр от GeekBrains — огромная программа обучения, в ходе которой вы сможете освоить C#.
ТОП-5 лучших курсов по аналитике данных и SQL
- SQL и получение данных — неплохой курс от Нетологии, где за 1.5 месяца вы научитесь получать данные для анализа без помощи разработчиков.
- Курс SQL с нуля — программа обучения от SkillFactory, рассчитанная на 8 недель.
- Курс по аналитике данных от SkillFactory — более полная программа обучения, рассчитанная на 6 месяцев. В процессе обучения вы также изучаете SQL.
- Профессия Data Scientist от Нетологии — еще одна большая программа обучения, в ходе которой вы полностью освоите профессию (и также поработаете с языком запросов SQL).
- Профессия Data Scientist от Skillbox — масштабный курс, рассчитанный на 300 часов обучения.
Блоки[править]
Блок представляет собой способ группировки двух или более отдельных операторов, выражений или иных элементов кода, которые должны представлять собой целое..
- Скобки (фигурные скобки) …
Си, Си++, Objective-C, Go, Java, JavaScript/ECMAScript, C#, D, Perl, PHP (циклы for и loop , передача блоков как аргументов), Rust, Scala, S-Lang, Swift, Windows PowerShell, Haskell (в do-нотации), AutoHotkey
см. также Curly bracket programming language
- Круглые скобки …
OCaml, Standard ML
- Квадратные скобки …
Smalltalk (блоки — объекты первого класса, т. н. замыкания)
- …
Ада, Алгол, Паскаль, Ruby (циклы for, do/while и do/until), OCaml, Simula, Erlang.
- …
ПЛ/1 (PL/I), REXX
- …
Bash (циклы for и while), Visual Basic, Фортран, TUTOR (тело блока обязано быть с отступом), Visual Prolog
- …
Lua, Ruby (блоки передаются как аргументы, цикл for), Seed7 (тело цикла заключено между do и end)
- X … (напр. … ):
Ruby (операторы if, while, until, def, class, module), OCaml (циклы for и while), MATLAB (операторы if и switch, циклы for и while, предложение try , блоки package, classdef, properties, methods, events и function), Lua (then / else и function)
- ( …)
Scheme
- (progn …)
Лисп
- ( …)
Clojure
- Отступы
- Значимые (см. ): Cobra, CoffeeScript, F#, Haskell (в do-нотации без скобок), Occam, Python
- Не имеют значения (см. Free-form languages): потомки Алгола (включая Си, Паскаль и Perl); языки семейства Лисп
- Другое
- Ада, Visual Basic, Seed7: …
- Bash, sh, and ksh: … , … , … ;
- Алгол 68: … , … , … , …
- Lua, Паскаль (язык программирования), Модула-2, Seed7: …
- Кобол: … , … и т. д. для операторов; … для предложений.
- Visual Basic .NET: … , … , …
- Small Basic: … , … , …
Как научиться программированию
Итак, вы определились с языком, теперь нужно придумать, как его выучить. А выучить его вам будет не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. У страха глаза велики. Нужно просто приложить усилия и потратить на обучение несколько месяцев. Это не так уж и много на самом деле. Специалисты уже подсчитали, что на изучение programming language нужно в среднем от 6 до 13 недель, если заниматься по 8 часов в день. Если предположить, что вы уже где-то работаете на полный рабочий день, и свободного времени у вас меньше, то это 2-6 месяцев.
Есть еще такая теория как «10,000 hours rule». Она гласит, что в любом ремесле можно стать профессионалом за 10 тысяч часов. Если поделить на 40 часов в неделю, то выйдет около пяти лет. Но это чтобы стать прям экспертом. А для первых серьезных проектов и первой работы достаточно, как мы уже сказали, от нескольких месяцев до полугода.
Где учиться?
- Книги. У нас в блоге выходила подборка лучших книг для изучения программирования. Рекомендуем к прочтению.
- Онлайн-курсы. В той же самой подборке о них тоже сказано несколько слов, но если вкратце, то можно заниматься в GeekBrains (рус), Яндекс Практикуме (рус), Codeacademy (англ), Coursera (в основном англ), Skillshare (в основном англ) и так далее.
- Видеоуроки на YouTube. Есть много хороших бесплатных курсов. В том числе записи уроков из платных видеокурсов прошлых лет — слитых или выложенных самими школами.
- Оффлайн школы и тренинги. Это самый дорогой способ научиться программированию, но самый эффективный. Под личным руководством наставника вам будет гораздо проще, ведь не придется задерживаться на одном месте.
Что общее у всего вышеперечисленного? Наличие практики. В хороших учебниках всегда есть разделы с практикой, на онлайн-курсах есть тренажеры или домашние задания. На ютубе вы можете сами попробовать написать программу по туториалу. А на тренингах вы именно этим и будете заниматься большую часть времени. Возможность написать что-то своими руками будет вас мотивировать. В идеале вы должны написать свою первую программу уже на первом, максимум на втором уроке.
Стоит ли поступать в университет, чтобы научиться программировать? Можно, но это вовсе не обязательно. Курс обучения в университете длится от четырех лет. За это время вы спокойно можете выучиться самостоятельно и получить несколько лет опыта. Поступать стоит в том случае, если вы планируете освоить сложную профессию по узкой специальности, и знаете, что в этом конкретном университете вас этому могут научить.