Чем метафора отличается от олицетворения

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
  2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
  3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
  4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Как работать с метафорическими ассоциативными картами?

Главная ценность МАК в том, что они помогают завязать разговор с клиентом и преодолеть защиты сознания. Людям сложно раскрыться на сеансе у психолога, и наводящие вопросы не всегда работают. Человек ходит вокруг главной проблемы, но иногда даже не осознает то, что является источником его дискомфорта.

Карты МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. В присутствии психолога человек вновь проживает свою проблему. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.

Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.

Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.

Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы. 

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Кому полезны МАК

Метафорические карты применяются в психоанализе, когнитивно-поведенческой или нарративной терапии, гештальте, психосинтезе и транзактном анализе. Их может использовать любой психолог, к какой бы школе он ни принадлежал. МАК — универсальный и гибкий инструмент для людей всех возрастов и культур. Он может быть входом в терапию, самой терапией или выходом из нее.

Большинство колод МАК — не терапевтические, а доступные для широкой аудитории. В комплекте к ним идут книжки-инструкции с описанием техник и упражнений. Можно играть одному или в компании.

Каждая колода имеет свое назначение

Самостоятельная работа с картами поможет заглянуть внутрь себя, но результат будет более поверхностным, чем на приеме у психолога. Специалист снимает внутренние защиты и блоки, которые мешают человеку. Самому этого не сделать, нужны профессиональные навыки. Для начала лучше посмотреть, как работает с МАК психолог, и под его руководством освоить несколько техник. Затем практиковаться самостоятельно, но уже без ошибок новичка.

МАК пригодятся и другим специалистам: педагогам, социальным работникам, менеджерам по подбору персонала и пр. Техники самопрезентации используются на собеседованиях и для знакомства нового человека с коллективом. Во время групповых сеансов в организации, в детском саду или школе можно выяснить, как сотрудники/ученики видят рабочий /учебный процесс, как они представляют себе идеальные условия работы/учебы, какие отношения складываются между ними и т.д.

Карты применяются в семейной терапии. Когда члены семьи на приеме у психолога начинают говорить, они нередко переходят на обвинения, обиды, выражаются штампами. Тогда психолог предлагает карты, чтобы каждый высказался через образы.

Метафоры среди нас

Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

  1. Когда мы говорим о человеке, что он как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
  2. А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
  3. Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.

Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

  1. «в тихом омуте черти водятся»
  2. «в каждой бочке затычка»
  3. «моя хата с краю»

Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».

Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Что такое эпитет и сравнения, как их отличить от метафоры?

Эпитеты и сравнения – это еще два полезных художественных приема, делающих речь насыщенной и интересной.

Что такое эпитет

Эпитет – это яркое образное определение, которое подчеркивают какую-либо характерную черту объекта. К примеру, седой туман, бездонное озеро, золотые руки и т.п. В основном эпитеты выражаются прилагательными.

Посмотрите внимательно на четверостишье  А.К. Толстого, вы нашли в нем эпитеты? Посмотрите, как тонко и искусно он их использует.

«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо, В полуденных лучах следы недавней стужи Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо И морщит на полях синеющие лужи…»

Отличить эпитет от метафоры можно с помощью преобразования. Если выражение можно превратить в сравнительный оборот, то это метафора, а вот эпитет переделать нельзя.  К примеру, в стихотворении А. С. Пушкин «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» улей сравнивается с кельей, то есть мы можем сформулировать это следующим образом: улей, как келья из воска.

А вот посмотрите, как искусно вплетает эпитеты в свои стихи Марина Цветаева: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Эпитеты «льстивые» и «поклонные» превратить в сравнительный оборот никак не получится.

Что такое сравнение

Сравнение – это соотнесение одного с другим, непосредственное сравнение.

Глаза, как море синие…

Перепутать его с эпитетом или метафорой достаточно сложно.

  • В отличие от метафоры, в сравнении всегда  присутствуют два сравниваемых объекта или явления.
  • Также сравнение прямо указывает на сходство в чем-то разных предметов, а метафора — это более завуалированное, спрятанное сравнение.
  • Метафора основывается на переносном значении, сравнение же на прямом.
  • Сравнение можно узнать по характерным дополнительным словам «как», «словно», «точно», «как будто», а также «похожий», «напоминает», «подобно».

Желаю вам образных и красивых сочинений!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Типы метафоры

Номинативная метафора

Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.

Например:

  • спутник Земли;
  • застёжка-молния;
  • ножка стола;
  • носик чайника;
  • нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
  • ручка чашки;
  • глазок двери;
  • подошва горы;
  • спинка стула;
  • роза ветров;
  • глазное яблоко;
  • белок глаза
  • лисички (сорт грибов)
  • зонтик (тип соцветия) и др.

«Метафорная свежесть» таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.

Когнитивная метафора

Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.

Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.

Образная метафора

Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.

Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).

Концептуальная метафора

Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение «любовные отношения зашли в тупик» можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры «любовь – это путешествие».

Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.

Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.

Индивидуальные и групповые техники

С помощью МАК психолог может проработать любую проблему клиента. Например, человек жалуется на нерешительность. Психолог просит его выбрать карту, которая ассоциируется с этим состоянием. Далее специалист распутывает клубок ассоциаций, задавая вопросы: «Чего боится ваша нерешительность?», «Что усиливает ее?» и так далее. Клиент выбирает карты, проблема начинает говорить сама за себя.

Любое изображение на карте «говорит» о внутреннем мире клиента

Еще одна простая техника — «Визитка». Ее цель – помочь человеку представиться на сеансе индивидуальной или групповой терапии и ответить на внутренний вопрос: «Кто я?» Психолог раскладывает на столе карты, человек берет ту, которая соответствует его личности, и через описание изображения рассказывает о себе.

Многие семейные техники МАК предназначены для работы партнеров друг с другом без специалиста. Например, муж и жена могут попробовать парную технику. Жена выбирает карты, составляя свою идеальную семью, а муж – свою. Затем они меняются местами и объясняют, что видят в раскладе супруга. Так люди начинают понимать себя и другого, объяснять, чего они хотят.

Для групповой работы можно применить технику «Иногда я бываю таким». На столе перед участниками сеанса раскладывается портретная колода МАК. Каждый вслепую вытягивает по одной карте и описывает, каким он бывает, основываясь на ассоциациях от изображения.

Сеанс работы с МАК

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

А. Островский «Волки и овцы»

Примеры метафоры в стихах

Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» «С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!» «Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

А. Блок «Так окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

Узнайте больше про Метонимию.

Как работать с метафорическими картами?

Главная ценность МАК в том, что они помогают завязать разговор с клиентом и преодолеть вербальные фильтры. Людям сложно раскрыться на сеансе у психолога, и наводящие вопросы не всегда работают. Человек ходит вокруг главной проблемы, но не решается произнести вслух то, что его тревожит.

МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. В присутствии психолога человек вновь проживает свою проблему. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.

Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.

Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.

Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы.

Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам

Семинар-практикум «Универсальные технологии работы с метафорическими ассоциативными картами (МАК)» будет проходить с 18 ноября по 2 декабря на платформе Электронной библиотеки «Современные образовательные технологии в социальной сфере». Преподаватели-ведущие просто и доступно расскажут о базовых понятиях в МАК, об индивидуальной и групповой работе, затем участники попробуют на практике несколько техник.

Авторы практикума «Универсальные технологии работы с метафорическими ассоциативными картами» готовят новый семинар о применении МАК в семейной терапии. Он станет специализированным дополнением к основному семинару-практикуму и будет интересен как профессионалам, так и широкой аудитории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector