Словарь теории цвета

Содержание:

Коды некоторых оттенков цвета, расположенных на цветовом круге[править]

красный — оранжевый:

FF0000 FF1100 FF2200 FF3300 FF4400 FF5500 FF6600 FF7700 FF8800 FF9900 FFAA00 FFBB00 FFCC00 FFDD00 FFEE00 FFFF00

жёлтый — зелёный:

FFFF00 EEFF00 DDFF00 CCFF00 BBFF00 AAFF00 99FF00 88FF00 77FF00 66FF00 55FF00 44FF00 33FF00 22FF00 11FF00 00FF00

зелёный — циан (голубой):

00FF00 00FF11 00FF22 00FF33 00FF44 00FF55 00FF66 00FF77 00FF88 00FF99 00FFAA 00FFBB 00FFCC 00FFDD 00FFEE 00FFFF

голубой — синий:

00FFFF 00EEFF 00DDFF 00CCFF 00BBFF 00AAFF 0099FF 0088FF 0077FF 0066FF 0055FF 0044FF 0033FF 0022FF 0011FF 0000FF

синий — пурпур (маджента):

0000FF 1100FF 2200FF 3300FF 4400FF 5500FF 6600FF 7700FF 8800FF 9900FF AA00FF BB00FF CC00FF DD00FF EE00FF FF00FF

маджента — красный:

FF00FF FF00EE FF00DD FF00CC FF00BB FF00AA FF0099 FF0088 FF0077 FF0066 FF0055 FF0044 FF0033 FF0022 FF0011 FF0000

История[править]


Спектр от 400 до 800 нанометров

С помощью стеклянной призмы Исаак Ньютон впервые разложил белый солнечный свет в непрерывный спектр, получив т. н. «спектральные цвета». Из этих цветов он составил круг, мистически ассоциировав «7 цветов» и «7 планет».

Теория цвета Гёте была первым систематическим исследованием физиологических эффектов цвета (1810). Его наблюдения относительно эффекта противоположных цветов вели его к симметрической договоренности его цветного колеса, «для цветов, диаметрально противоположных друг друг … — те, которые взаимно вызывают друг друга в глазу.» (Гёте, Теория цвета, 1810 ). Этим он подтверждал так называемую оппонентную гипотезу цветового зрения, которую сформулировал в 1870 году немецкий физиолог Эвальд Геринг..

Всесторонняя история цветовых кругов, спиралей, треугольников, диаграмм и других систем была издана, как глава e-книги, Сарой Лауэнгард; описание ограничено XVIII веком.

Известны вариации цветового круга Гёте, Освальда, Иттена. Так, круг Вильгельма Оствальда (работы 1916—1923 гг.) содержит 24 тона, для определения материальных носителей которых были проведены значительные работы (выбор красителей, способа смешивания, материала подложки для печати).

Определение цветового круга

Цветовой круг (колесо) широко используется в дизайне и колористике. По сути, это особое правило, помогающее ориентироваться в многообразии красок, создавать нужные оттенки в любой цветовой модели. Иными словами, круг представляет собой способ непрерывности цветовых переходов. Секторы фигуры окрашены в различные тона, которые размещены в особом порядке. Их взаимное расположение обусловлено законами колористики (теории цвета), поэтому круг помогает производить подбор гармоничных сочетаний оттенков.

Дизайнеры воспринимают цветовое колесо как «шпаргалку», в которой отражены все возможные колористические схемы. Его можно посмотреть онлайн либо взять в руки в печатном виде. Тем не менее, на подбор оттенков с учетом данных круга влияет ряд сторонних факторов. Специалисты отмечают, что спектр цвета воспринимается субъективно и сильно зависит от остальной композиции в помещении. Также на восприятие цвета влияет размер окрашенных поверхностей, их форма, поэтому в каждом случае приходится принимать решение индивидуально.

Простые и беспроигрышные способы сочетания цвета, которые хорошо смотрятся в женской одежде

Светлый + темный цвет= оптический вид. Темный цвет будет визуально сужать часть тела.

Светлый цвет+яркий=сложно и привлекательно

Темный+темный=идеальный наряд для любого случай (как показывает Виктория Бэкхем)

Темный + яркий = гламурно, идеально подходящий для ночи

Светлый+темный+яркий цвета= никогда не останетесь незамеченными

Светлый+светлый +яркий = в монохроматический образ добавляем акценты с помощью пары туфель, сумки или аксессуаров

Сетлый + темный+яркий. Дополнительным цветом может быть аксессуар или один предмет одежды.

Такой круг Иттена можно купить в книжном магазине или для рукоделия. Есть разные приложения для смартфонов, которые могут помочь в выборе одежды и сделать шоппинг легче и приятнее.

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)

Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Тетрада — сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Что посмотреть

  • Фильмы Стэнли Кубрика — я не очень люблю его фильмы с точки зрения сценария и режиссуры, но в том, что касается света, цвета и постановки кадра, ему нет равных.
  • Фильмы Уэса Андерсона — в своём роде современный преемник Кубрика, великолепная работа с цветом и постановкой кадра, виртуоз симметрии.
  • Фильмы, снятые Роджером Дикинсом — известным оператором-постановщиком. Да, в его картинах часто можно встретить сочетание голубой/оранжевый, но не упомянуть его не могу, так как его работы великолепны.
  • «Она» («Her») 2013-го года с Хоакином Фениксом — отличный фильм с неординарной цветовой палитрой и прекрасным освещением.

Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:

А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.

Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.

Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Цветовая гамма творческого стиля

Это самая разнообразная палитра с самыми неожиданными сочетаниями. В большинстве случаев выбираются либо яркие акценты, либо в целом довольно броская комбинация. Конечно, и сложность гаммы не ограничена, хотя стоит помнить, что более шести оттенков будут напрягать глаз. Как не странно, но в этом стиле часто используется черный цвет, и как основа, и как дополняющий. С помощью него достигается предельная контрастность, к которой стремятся творческие люди.

В общем, в этот стиль можно вписать все оттенки, пределом сочетаемости которых будет гармоничность их между собой и с вашей внешностью. Казалась бы все так просто, но как раз таки отсутствие рамок делает этот стиль самым сложным, так как вы ходите по тонкой грани безобразия и креативности.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

HSL

Цветовая модель HSL является представлением модели RGB в цилиндрической системе координат. HSL представляет цвета более интуитивным и понятным для восприятия образом, чем типичное RGB. Модель часто используется в графических приложениях, в палитрах цветов, и для анализа изображений.

HSL расшифровывается как Hue (цвет/оттенок), Saturation (насыщенность), Lightness/Luminance (светлота/светлость/светимость, не путать с яркостью).

Hue задаёт положение цвета на цветовом круге (от 0 до 360). Saturation является процентным значением насыщенности (от 0% до 100%). Lightness является процентным значением светлости (от 0% до 100%).

  1. h1 { color: hsl(120, 100%, 50%); } /* зелёный */
  2. h2 { color: hsl(120, 100%, 75%); } /* светло-зелёный */
  3. h3 { color: hsl(120, 100%, 25%); } /* тёмно-зелёный */
  4. h4 { color: hsl(120, 60%, 70%); } /* пастельный зеленый */

HSL поддерживается в IE9+, Firefox, Chrome, Safari, и в Opera 10+.

Устройство круга

Сейчас цветовой круг является базовым инструментом цветового конструирования. Его основу составляют 3 тона: красный, синий, желтый. Результатом их комбинирования являются прочие оттенки, которые тоже отражены в «шпаргалке».

Существуют разные виды цветовых кругов, различающиеся количеством присутствующих в них секторов. Любой круг включает теплую и холодную зоны, что можно заметить визуально: красный, оранжевый, желтый относятся к первой зоне, синий, голубой, зеленый – ко второй.

Цветовой круг Иттена

Именно эта форма представления цветов является сейчас самой популярной. В цветовом кольце Йоханесса Иттена впервые было выделено 12 секторов, поэтому теперь оно считается классическим. Все 12 цветов расположены по окружности так, что контрастирующие тона находятся в противоположных друг другу зонах.

В центре кольца Иттена – треугольник с базовыми тонами (синий, желтый, красный), которые при смешивании позволяют получить все остальные цвета. Треугольник окружен шестиугольником, в котором прорисованы три оттенка, полученные путем смешивания равных долей базовых цветов (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Следующим слоем по окружности расположились другие оттенки зеленого, желтого, синего, красного, оранжевого, фиолетового спектров.

Цветовой круг Гете

Поэт, мыслитель Гете тоже имел свой взгляд на построение цветового круга. Он отмечал существование так называемых «чистых тонов», которые нельзя получить путем смешивания красок. В круге Гете эти цвета чередуются с дополнительными (оранжевый, фиолетовый, зеленый), которые получены путем попарного соединения основных. Несмотря на то, что кольцо Гете на этом замыкается, он тоже отмечал получение всех остальных оттенков при комбинировании предыдущих.

Цветовой круг Гете конца 17 века Современный цветовой круг Гёте

Цветовой круг Освальда

Большой круг Освальда основан на гармонии цветовых сочетаний, то есть на приятных ощущениях, которые испытывает человек при оценке комбинации тонов. Для определения таких сочетаний ученый провел множество исследований, результатом которых стало упорядочивание существующих оттенков.

Как и в прочих системах, в этом круге выделяется основная палитра в центре, но в нее включаются красный, синий, зеленый (на данных тонах строится современная цветовая модель RGB). Затем круг делится на 12 секторов (12 оттенков), каждый из которых состоит из нескольких слоев в порядке увеличения интенсивности цвета к краям. В данной и иных моделях нет черного и белого цветов, поскольку первый воспринимается как максимально возможная насыщенность тона, а второй – как его отсутствие.

Цветовое колесо Ньютона

Исаак Ньютон был первым, кто попытался привести все видимые цвета в единую систему и нарисовать цветовой круг. Кольцо Ньютона включает семь секторов – красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый. Позже ученый добавил к кругу пурпурный, расположив его между красным и фиолетовым.

Несмотря на недочеты, которые потом исправил Иттен (круг последнего считается самым удобным для дизайнеров и художников), именно Ньютон сформулировал первые законы оптического смешивания. Также ученый определил, что при соединении фиолетового и красного получается пурпурный, и ввел его в цветовую модель. Он же обозначил идею самого смешивания тонов при наблюдениях за разложением луча света.

Цветовая система Ньютона из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Сочетания отдельных тонов

Каждый сектор круга градуирован на светлые и более темные тона, начиная от центра и направляясь к краю. Также все отраженные в круге цвета можно поделить на теплые, холодные и нейтральные, что поможет с подбором нужных комбинаций.

Нейтральные тона

К категории нейтральных относятся серые тона, а также черный и белый цвета. Они подходят к любым оттенкам, прекрасно комбинируются между собой. Тем не менее, интерьер, выполненный только в одном из нейтральных цветов, считается скучным, а порой и мрачным, поэтому к нему обязательно надо добавлять яркие детали. Например, если решено оформить помещение в серых тонах, стоит ввести акценты таких оттенков:

  • розовый;
  • малиновый;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • красный.

Теплые цвета

Спектр теплых тонов в цветовой модели широк. Они благоприятно воспринимаются глазом, дарят ощущение уюта и света. Тем не менее, выбрать удачные сочетания только из этой группы не всегда возможно. Например, к теплому красному лучше добавить нейтральный белый, черный или холодный синий. Также отлично будет смотреться комбинация бордового с серым, синим или прохладным зеленым.

Красивые комбинации теплых цветов также встречаются. Например, идеально выглядят вместе коричневый и персиковый, светло-оранжевый. Довольно модным считается тандем желтого, красного, оранжевого. Но чаще всего при оформлении интерьера применяются именно тепло-холодные дуэты, например, шоколад и мята, розовый и голубой, оранжевый и бирюзовый.

Холодные оттенки

Цвета, расположенные в круге от зеленого до фиолетового, считаются холодными. Это ассоциация с водой, травой, они навевают прохладу, освежают в жаркий день, дарят ощущение покоя. Хорошим сочетанием для дома признается темно-синий цвет с красным, разбавленные белым.

К холодной бирюзе стоит добавить розовые, оранжевые, рыжие, коралловые детали, получится невероятно стильная композиция. Удачным считается такой тандем, как синий и желтый цвета: они прекрасно подходят для создания весеннего настроения. Если внимательно посмотреть на цветовой круг и воспользоваться одной из описанных моделей, наверняка получится подобрать идеальную красочную палитру для своего дома, находиться в котором будет приятно и радостно!

Колесо цвета синтез системе RYB

Синтез системе RYB (красный, желтый, синий) цвет колеса используется художников, художников и дизайнеров для смешивания пигмента цветов.

3 основных цвета красный, желтый и синий.

Вторичные цвета создаются путем смешивания основных цветов.

3 вторичных цвета оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Красный и желтый = оранжевыйЖелтый и синий = зеленыйСиний и красный = фиолетовый.

Третичные цвета изготавливаются путем смешивания двух вторичных цветов.

6 третичных цветов красно-оранжевый, желтый-оранжевый, желтый-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый

12 основных цветов синтез системе RYB:

RED#FE2712 R-O#FC600A ORANGE#FB9902 Y-O#FCCC1A YELLOW#FEFE33 Y-G#B2D732
GREEN#66B032 B-G#347C98 BLUE#0247FE B-P#4424D6 PURPLE#8601AF R-P#C21460

Синтез системе RYB является лучшим цветовым колесом, чтобы определить цвета, которые хорошо сочетаются друг с другом.

Синтез системе RYB колесо может быть использовано для создания приятных цветовых схем для Интернета.

Вы узнаете больше о цветовых схемах в главе
Цветовые схемы.

❮ Назад
Дальше ❯

Круг Иттена и цветовые гармонии как пользоваться

Опытные дизайнеры уже редко используют круг, они имеют особое чутье и ценные навыки работы, поэтому способны формировать гармоничный интерьер даже без теоретических знаний. Новичкам поможет круг Иттена – самая удобная модель цветовых сочетаний, позволяющая правильно подбирать простые и сложные комбинации.

Как пользоваться кругом Иттена? Есть несколько типов сопоставления цветов, которые получаются путем вращения модели. Сочетать тона можно описанными ниже способами.

Монохромная комбинация

Данная схема считается наиболее простой в применении. Она включает оттенки одного цвета – более насыщенные и светлые. Например, если работать в онлайн-программе, то при наведении стрелки на синий тон в окне появляются разнообразные оттенки синего.

Комплементарное или контрастное сочетание

Дополнительные (комплементарные) цвета противоположны друг другу на цветовом круге, потому еще называются контрастными (пример контраста – красный и зеленый). Их комбинация всегда смотрится ярко, интересно, многие сочетания напоминают природные: стоит только взглянуть на грядку с клубникой. Для организации такой цветовой схемы нужно брать оттенки с максимальной насыщенностью, хотя соблюдение чувства меры является обязательным. В противном случае столь контрастные дуэты могут вызвать раздражение.

Контрастное или комплиментарное сочетание

Классическая триада – сочетание 3 цветов

Триада цветов образуется путем объединения в интерьере оттенков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, то есть равноудаленных. Такая комбинация смотрится эффектно, в том числе – при использовании пастельных оттенков. Тем не менее, для гармоничности образа нужно выбрать один цвет и сделать его основным, а два других – применить для акцентов.

Аналоговое сочетание 2-5 цветов

В круге Иттена расположенные рядом тона при объединении дают спокойное, располагающее, уютное впечатление. Их может быть от двух до пяти, при этом идеальным считается применение двух-трех. Три цвета – это аналоговая триада. Аналоговые комбинации широко встречаются в природе, являются гармоничными, приятными для глаз (пример – желтый, желто-оранжевый, желто-зеленый цвета в одном интерьере). Любой из цветов также стоит сделать главным, остальные – дополнительными или акцентными.

Сочетание 2-5 аналогичных цветов

Раздельно-комплементарное сочетание или контрастная триада

Здесь вместо противоположных тонов применяются соседние цвета. В итоге получается контрастный, но не слишком напрягающий глаза интерьер. Самый простой вариант – применять контрастную триаду в виде основного и двух дополнительных родственно-контрастных цветов (они находятся справа и слева от дополнительного тона).

Тетрада – прямоугольная схема

Эта модель состоит из четырех тонов, каждая пара является комплементарной (контрастной друг к другу). Вариантов в применении такой комбинации множество. Можно получить даже самые яркие сочетания, которые понравятся ребенку, но один тон обязательно должен быть основным, а остальные – дополнительными. В противном случае интерьер не будет выглядеть гармонично.

Квадратная схема

Схема квадрата напоминает прямоугольную, но все тона в ней равноудалены по кругу. Облик комнаты будет живым, динамичным. Примером является включение в интерьер сине-зеленого, желтого, красно-оранжевого, фиолетового.

Шестиугольная схема

Обычно такую схему применяют только опытные дизайнеры, поскольку она считается самой сложной. В цветовой круг тут вписывают шестиугольник, и базой становятся три пары дополнительных цветов.

Цветное колесо RGB

Цветовой круг RGB (красный, зеленый, синий) представляет собой 3 источника света, используемые для производства цветов на экране телевизора или компьютера.

Основные цвета: красный, зеленый и синий.

Вторичные цвета создаются путем смешивания основных цветов:

Красный и зеленый = желтыйЗеленый и синий = голубойСиний и красный = пурпурный

12 основных цветов RGB:

RED#FF0000(255,0,0) #FF8000(255,128,0) YELLOW#FFFF00(255,255,0) #80FF00(128,255,0) GREEN#00FF00(0,255,0) #00FF80(0,255,80)
CYAN#00FFFF(0,255,255) #0080FF(0,128,255) BLUE#0000FF(0,0,255) #8000FF(128,00,255) MAGENTA#FF00FF(255,0,255) #FF0080(255,0,128)

Зеленый цвет RGB отличается от цвета HTML с именем Green.

Зеленый цвет RGB отличается от цвета HTML с именем Green.

Цветные колеса и смешивание красок[править]

Нет никаких прямолинейных отношений между цветами, полученными при смешении пигментов, которые изменяются в разных средах. С психофизическим цветным кругом, однако, получающийся оттенок любой смеси двух цветных источников света может быть определен просто относительной яркостью и длиной волны двух огней, подобное же вычисление не может быть выполнено с двумя красками. Также цветное колесо живописца является показательным, а не прогнозирующим, когда обыкновенно сравнивают существующие цвета, но не вычисляют точные цвета смесей. Из-за различий, касающихся средних, различных цветных колес, может быть создан согласно типу краски или другой используемой среды. Много художников делают их собственные индивидуальные цветные колеса. Они часто содержат только виды цвета, а не градации между тонами, которая является характерной для цветного круга.

Двенадцать главных цветов цветного колеса RGB/HSV[править]

Основная статья: HSV (цветовая модель)

RGB-базирующееся колесо цвета HSV (уехало) и трехмерное коническое место HSV, которое представлено (справа).

Первичные, вторичные, и третичные цвета на RGB красят колесо

HSL en:HSL_and_HSV и места цвета HSV основаны на месте цвета RGB en:RGB_color_space, в котором двенадцать первичных, вторичных, и третичных цветов являются раздельными под углами en:Hue_(color) в 30° разных степеней оттенков, соответствуя тому, где один или два RGB координируют — в максимуме (255), один или два — в минимуме (0), и в случае третичных цветов, можно быть в полумасштабе (127). Насыщенность этих цветов — в максимуме (1) и в HSL и в HSV, и в месте HSV ценность — в максимуме (1).

Шесть первичных и вторичных цветов этого цветного колеса называют в цветах сети en:Web_colors и цветах X11 en:X11_color_names. Совокупные первичные выборы (Аддитивный синтез цвета), красный, зеленый (известь цвета сети) и синий, являются первичными цветами этого цветного колеса. Отнимающие первичные выборы, желтый, циан (вода), и фуксин (фуксия), являются ее вторичными цветами (Субтрактивный синтез цвета).

Третичные цвета не имеют никакого последовательного набора названий цвета сети: апельсин (не то же самое как сеть красят апельсин), шартрез en:Chartreuse_(color) цвета сети (зеленый шартрез), весенний зеленый цвет, голубой (не то же самое как цвет сети), фиолетовый (не то же самое как цвет сети), и повысился (не названный X11, или цвет сети) — третичные цвета колеса цвета HSV.

Цветной круг и цветное зрение[править]

Цветное колесо с красным, зеленым, и фиолетовым («плюс цвета») и фуксин, желтый, и голубой/синий цвет («минус цвета») (1908 г.)

Схема спектра основных цветов и их смешения

Цветной круг, основанный на спектральных длинах волн появляется с красным в одном конце спектра и фиолетовый в другом. Имеющий форму клина (в разрезе конуса) или конуса (обьём тела вращения) промежуток представляет цвета, которые не имеют никакой уникальной спектральной частоты. Эти экстра-спектральные цвета, purples, формируются из совокупной смеси цветов с концов спектра.

В нормальном человеческом видении, длины волны приблизительно между 380нм и 700нм представлены этим неполным кругом: с более длинными длинами волны, приравнивающими к красному концу спектра. Дополнения расположены непосредственно друг напротив друга на этом колесе. Эти дополнения не идентичны тем смешиванием пигмента (например, в красках), но когда цвета совокупно смешаны в правильных пропорциях, появляются цвета в виде нейтрального серого или белого.

Цветной круг используется также в других целях, скажем, для для иллюстрации совокупной цветной смеси. Объединение двух цветных видов от различных частей спектра может произвести третий цвет, который появляется как свет от другой части спектра, даже при том, что несходные длины волны вовлечены. Этот тип цвета, известен как метамеризм (metameric). en:Metamerism_(color) Таким образом комбинация зеленого и красного света могла бы произвести цвет близко к желтому c очевидным оттенком. Недавно сформированный цвет находится между двумя оригинальными цветами на цветном круге, но он (они) обычно представляется как присоединенный прямой линией на круге и местоположение нового цвета ближе к (белому) центру круга, указывающего, что получающийся оттенок менее насыщается (то есть, более бледный), чем любой из двух исходных цветов. Комбинация любых двух цветов, таким образом, всегда менее насыщается, чем два чистых спектральных цвета индивидуально.

Объекты могут рассматриваться под разнообразием различных условий освещения. Человеческая визуальная система в состоянии приспособиться к этим различиям цветной адаптацией. Этот аспект визуальной системы относительно легок к тому, чтобы ввести в заблуждение наблюдателя, и оптические обманы, имеющие отношение к покраске — общее явление. Цветной круг — полезный инструмент для того, чтобы исследовать эти иллюзии.

Подготовка спектральных цветов в кругу производится, чтобы предсказать примеси цветовых стеблей на базе работы сэра Айзека Ньютона. Психофизическая теория прошлых цветных дат круга к раннему цветному треугольнику Томаса Юнга, работа которого была позже расширена Джеймсом Клерком Максвеллом и Германном фон Гельмголцем. Первый постулировал это, тем что глаз содержит рецепторы, которые отвечают на три различных первичных сенсации, или спектры света. Поскольку Максвелл показал все оттенки, но не все цвета, которые могут быть созданы от трех первичных цветов, типа красного, зеленого, и синего, если они смешаны в правильных пропорциях. Теория «Максвелла-Гельмголца» пока все еще принимается как эффективная в моделировании человеческого цветного видения, { Айзек Ньютон} хотя цветная система видения намного более сложна, чем различия в одной сетчатке, с различными ячейками в боковом geniculate ядре, которое также реагирует на дополнительне цвета, и продолжает формировать цветное изображение, которое происходит в зрительной области коры головного мозга.

Выбор цвета

В программах работы с графикой, инструмент выбора цвета является неотъемлемым элементом. Однако, не каждый такой инструмент удобен для работы и отражает реальные свойства цвета. Здесь возникает та же проблема, что и при попытке изобразить на плоской бумаге шарообразную карту Земли.

На данных иллюстрациях представлены панели выбора цвета программ Paint, Photoshop, и Fireworks:

MS Paint: стандартная панель цветов Windows.

Adobe Photoshop CC: уже лучше, но представление цветового пространства по-прежнему плоское.

Adobe Fireworks CS6: цветовой круг, свойства цвета, широкие возможности по подбору палитры цветовых сочетаний.

В следующих статьях, посвящённых теории цвета, представлена кубическая модель цвета. Она более удобна для работы, так как во-первых даёт чёткое понятие места (координат) каждого цифрового цвета, и во-вторых наглядно показывает взаимодействие двух систем цифрового представления цвета (RGB и CMYK).

Теория цвета: цветовая гамма

Цветовая гамма – это палитра, которая фиксирует диапазон (набор) оттенков и цветов. Она имеет в различных видах физическое или цифровое использование, то есть подбор цветов, характеризующий  манеру живописи художника на разных этапах его творчества.

Линия гармонично взаимосвязанных цветовых оттенков представляет собой цветовую гамму, используемую в работе над художественными произведениями.

Можно выделить три гаммы:

  • холодную
  • теплую
  • смешанную 

Первая получается посредством красок с холодными оттенками. Вторая – образуется при  использовании цветов с теплыми оттенками. Смешанная (нейтральная) – включает в себя два вышеназванных понятий. Равновесие в композиции холодных и теплых оттенков получают благодаря смешанной  гамме, а отсутствие их дает нейтральная гамма.

Главное, чтобы не произошло перевешивание холодных или теплых оттенков.

Красную: малиновый, вишневый, гранатовый, цвет красной смородины, розовый (полевая гвоздика), лафитный (красное виноградное вино),  амарант (древесина красного дерева), пунцовый (яркий красный), бордо, земляничный, клубничный, нежно-розовый, цикламен (то есть темно-красный с оттенком розового), оттенок розовой пудры, желто-розовый, само (или телесно-розовый), малиново-красный, клюквенный, алый, брусничный, рубиновый, кумачовый, томатный, коралловый.

Оранжевую: апельсиновый, мандариновый, золотистый, морковный, цвет ржавчины, беж (с желтоватым светло-коричневым оттенком), экрю (старая слоновая кость с бронзовым оттенком), кофейный, молоко с кофе, кофе с молоком, шоколадный, гаванна (цвет сигар), цвет загара, каштановый, терракота (красновато-коричневый), коричневый, осенний (осиновый лист), мускат (мускатный орех), бронзовый, цвет сандалового дерева.

Желтую: лимонный, канареечный, банановый, соломенный, крем, жемчужный, палевый (бледно-желто-розовый), шафран (коричнево-желтый), табачный, янтарный, латунный, цвет сухой горчицы, желтовато-серый, песочный.

Желто-зеленую: гороховый, яблочный, фисташковый (или зеленоватый), оливковый (зелено-желтый), изумрудный, травянистый, резеда, хаки (коричнево-зеленый).

Голубовато-зеленую: цвет морской волны, воды, льда, павлиновый, полынный, бирюзовый, миртовый (темно-голубо-зеленый), кипарисовый, лилово-синий, зелено-голубой, бледно-зеленый, голубовато-серо-зеленый (эвкалипт).

Голубую: пепельный, небесно-голубой,  незабудковый, сапфирно-голубой, голубо-пепельный,  сумрачно-голубой, цвет гортензии, электрик.

Синюю: васильковый, индиго (темно-синий), перванш (темно-голубо-серый), ультрамарин (синька), кубовый (густо-синий), лазурный.

Фиолетовую: сиреневый, садовая фиалка, аметистовый, персидская сирень, лесная фиалка,  лиловый, гелиотроп (темно-лиловый), ирис, лесная орхидея, свекольный, сливовый, фуксия, цвет примулы.

Серую: суровый, грифельный, графитный, свинцовый, темно-свинцовый, дымчатый, светло-серо-голубой, пыльный, стальной, цвет зимней беличьей шкурки.

Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Теория цвета: цветовая гамма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector