Методика «социометрия» дж.морено: описание метода
Содержание:
- Результаты социометрии
- Социометрия для младших школьников. Социометрия
- Анализ результатов социометрии пример. Транскрипт
- Обработка результатов карточки
- Обработка результатов
- Порядок проведения по рекомендациям Морено
- Виды социометрии для школьников
- Данные метода
- Социометрия для детей. Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии
Результаты социометрии
Результаты стандартной социометрии могут быть представлены в виде таблицы, социограммы, индексов (мы говорили об этом подробнее в другой статье). Если коротко, то социометрия фиксирует следующее:
- положительные и отрицательные выборы относительно каждого участника группы;
- люди, получившие максимальное и минимальное количество выборов;
- люди, которые совсем не получили никаких выборов;
- рейтинг симпатий и антипатий;
- взаимные выборы в целом и относительно каждого участника;
- наличие и состав мини групп внутри исследуемой группы;
- связь между мини группами или ее отсутствие;
- уровень разобщенности и сплоченности группы;
- динамика и структура отношений внутри группы;
- психологический климат в группе;
- статус каждого человека внутри группы.
А социограмма в социометрии, построенная при помощи социоматрицы, еще и позволяет наглядно выявить все это. Анализ результатов других опросов проводится согласно ключам в выбранных методиках
Самое важное – сравнить результаты всех тестов. Если вы видите, что ответы из разных методик, но из одной и той же области расходятся, то это говорит о нечестности опрашиваемых, попытках схитрить
Если же разные методики указали на одну и ту же проблему, то не стоит сомневаться в ее наличии.
По итогу вы должны составить общий портрет группы и рекомендации по улучшению работоспособности каждого из участников и продуктивности группы в целом. Например, если речь идет об анализе класса, то можно рассадить выявленных зачинщиков срыва дисциплины. Если речь идет о диагностике трудового коллектива, то выявленного негативного лидера можно перевести в другой отдел. Или же можно выявить двух конфликтующих людей и пригласить их на отдельную беседу и т.д.
Социометрия для младших школьников. Социометрия
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка)
В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом
Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.Возможны три основных способа выбора:1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Анализ результатов социометрии пример. Транскрипт
1 СОЦИОМЕТРИЯ Введение Метод социометрии был разработан австрийско-американским психологом Д.Л. Морено. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, связи предпочтения, возникающие в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности или ситуации. С помощью социометрии можно выявить популярность и лидерство, харизматичность, групповой конфликт, интеграторов и аутсайдеров группы. Также этот метод позволяет оценить социально-психологический климат в группе, измерить компетентность в общении, выявить ценностные ориентации группы. При проведении социометрии участникам гарантируется анонимность, их фамилии шифруются, и результаты предъявляются только в зашифрованном виде. Методика и результаты Методика социометрии была проведена на учебной группе слушателей курса МВА по управлению персоналом. Группа состояла из 26 человек, из которых в исследовании участвовал 21 респондент, опрос был проведен в ноябре 2008 года. Каждый респондент должен был выбрать несколько одногруппников в порядке убывания значимости в ответ на следующие вопросы: «С кем из Ваших коллег Вы хотели бы выполнять учебный проект?», «С кем из Ваших коллег Вы бы поехали на отдых?», «С кем из Ваших коллег Вы хотели бы вместе решать рабочие вопросы вне учебы?». Эти вопросы представляют собой критерии «учеба», «отдых» и «работа». Примеры других вопросов по формальному и неформальному критериям приведены в Приложении 1. а основе полученных в ходе опроса данных были построены таблицы с первичными ответами всех респондентов (зашифрованных буквами). а основе этой таблицы были построены матрицы выборов для каждого критерия, в них подсчитаны суммы сделанных и полученных выборов, а также суммы взаимных выборов. В Приложении 2 приведен пример построения социометрической матрицы выборов. Затем были выделены подгруппы непопулярных, средних и популярных членов группы по каждому критерию и сведены в диаграммы. Популярными мы называем членов группы, получивших наибольшее количество выборов от своих одногруппников. В данной группе к популярным относятся респонденты, получившие сумму баллов больше 9. Были оценены изменения положения респондентов в группе в зависимости от критерия. Также был посчитан индекс групповой сплоченности, отражающий уровень развития группы и степень ее интеграции на данный момент. Индекс групповой сплоченности рассчитывается как отношение суммы взаимных выборов к общему числу возможных выборов в группе. Анализ коммуникативных ситуаций. а основе матриц выбора были построены социограммы по первым двум выборам для каждого критерия. Рассмотрим полученные результаты последовательно. Социограмма это графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический вопрос. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы с учетом их статуса (популярности).
Обработка результатов карточки
После того, как респондентами будут заполнены все социометрические карточки, начинается этап их обработки.
Наиболее простыми методами обработки являются:
- табличный метод;
- графический метод;
- индексологический метод.
Первоначально строится социоматрица, в которую, с помощью специальных условных обозначений вносятся результаты.
Определение 2
Социоматрица – это специальная социометрическая таблица, в которой в математической и наглядной форме фиксируются результаты научных исследований взаимоотношений людей.
Осуществление анализа социоматрицы по каждому из критериев, позволяет наглядно увидеть истинную картину взаимоотношений в группе испытуемых.
Для того, чтобы определить межгрупповой выбор, могут быть построены суммарные социоматрицы, которые представляют общую картину выборов одновременно по нескольким критериям.
Важным преимуществом социоматрицы является то, что она предоставляет возможность представить результаты в числовом виде и соответственно проранжировать их.
После того как социоматрица будет проранжирована и проанализирована, необходимо построить социограмму.
Социограмма (социометрическая карта) – это карта социометрических выборов, представленная в графическом виде.
Социограмма позволяет осуществить сравнительный анализ содержания и структур взаимоотношений в исследуемой группе. То есть она позволяет сформировать наглядное представление о статусе каждого члена группы и взаимоотношений между участниками.
Анализ социограммы состоит в том, чтобы найти центральных и наиболее влиятельных членов группы (актив группы), установить взаимные пары и группировки.
Группировки – это несколько взаимосвязанных между собой лиц (3-4 человека), стремящиеся к общению и взаимодействию, связанные общими интересами и идеями.
Замечание 3
Таким образом, социограмма представляет собой существенное дополнение к социоматрице и дает возможность глубже понять, описать и представить наглядно групповые явления.
Обработка результатов
Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:
- Таблица или социоматрица.
- График или социограмма.
- Индексы. Подбираются на основе целей исследования.
В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».
Таблица
Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.
Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иванова | х | + | — | |||
2 | Петров | х | |||||
3 | Сидоров | — | — | х | |||
4 | Комарова | х | |||||
5 | Макаров | х | + | ||||
6 | Пупков | + | + | х |
Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | А. | 1 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
2 | Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
3 | В. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
4 | Г. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
5 | Д. | 2 | 3 | 3 | |||||||||
6 | Е. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
7 | З. | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
8 | И. | ||||||||||||
9 | К. | 2 | |||||||||||
10 | Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||
11 | М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Кол-во выбор | 5 | 7 | 6 | 7 | 10 | 7 | 4 | 16 | 11 | 12 | 79 | ||
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 4.5 |
Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.
График
Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.
Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:
- Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
- Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
- Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
- Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.
При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:
Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Индекс
Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).
Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:
- Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
- Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.
В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:
- Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
- Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
- Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
- Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.
При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.
Порядок проведения по рекомендациям Морено
В классической версии методики Морено «Социометрия» исследование проводится по следующему плану:
- Определение целей и задач исследования, а также группы для изучения. Что касается целей, то это могут быть исследования личных или деловых отношений, эмоционального фона, отношения коллектива к какой-то актуальной проблеме (например, разбор несчастного случая на производстве).
- Разработка главных положений и гипотез для опроса.
- Отказ от анонимности – в противном случае результаты исследования будут неэффективными.
- Отказ от призыва публично рассказать о симпатиях и антипатиях. Раздача карточек с вопросами куда эффективнее. В противном случае люди могут совсем отказаться от участия в исследовании.
- Каждый из участников должен ответить на подготовленные вопросы.
- Нельзя нарушать анонимность, рассказывать участникам кто и кого выбрал. В редких случаях, если выявлен явный конфликт, то можно потом пригласить конфликтующие стороны поговорить один на один в присутствии медиатора.
- Не рекомендуется в процессе исследования допускать общение участников, но они могут смотреть друг на друга. Нельзя препятствовать визуальному контакту.
Если специфика группы позволяет, то методику социометрии можно провести и устно, то есть напрямую задать вопросы каждому из участников. Однако нужно быть готовым к тому, что в этот же момент может разгореться конфликт, возникнет недопонимание между участниками. Если хотите организовывать устное исследование, то необходимо знать азы конфликтологии.
Важно! Если вам кажется, что результаты исследования при помощи методики социометрии получились ошибочными, что кто-то из участников дал ложные ответы, то можно провести опрос еще раз. Кроме этого, вы можете неоднократно проводить диагностику, чтобы отслеживать эффективность коррекционных мероприятий.
Виды социометрии для школьников
Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:
- Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
- Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
- Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.
Данные метода
Проведение социометрического метода дает возможность определить действительный статус личности в коллективе, иерархическую структуру группы. С его помощью можно получить следующие данные:
- строение и процесс развития отношений внутри группы;
- динамический прогресс коллектива;
- уровень группового единства;
- отличительные черты социально-психологической атмосферы сообщества;
- глубинные причины, провоцирующие конфликтные ситуации;
- уровень авторитета участников коллектива;
- негласные лидеры;
- внутренние подгруппы.
Эти сведения помогают вовремя выявить проблемные ситуации и разработать пути решения.
Социометрия для детей. Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии
Аделина Сагитова Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии
Любой коллектив по своей социальной структуре не является однородным. Как правило, в нем существуют свои неофициальные подгруппы, в рамках которых общаются те или иные члены коллектива. Характер возникновения таких подгрупп зависит от множествафакторов: ценностных установок, социального статуса , личностных особенностей человека.
И хотя детские коллективы носят упрощенный характер в плане взаимодействия, тем не менее, по характеру зарождения подобных мини-групп они полностью аналогичны коллективам взрослых людей.
Для того, чтобы поддерживать мир и гармонию, педагогу ДОУ необходимо знать о «внутреннем мире» своей группы. Видеть его в мельчайших подробностях, чтобы в дальнейшем умело разрешать конфликты, знать рычаги позитивного и негативного влияния (когда кто-то из детей учит других плохому или наоборот, помогать застенчивым детям и, наоборот, успокаивать гиперактивных и контролировать агрессивных.
Конечно, для этого подходит метод наблюдения , но он довольно субъективный и во многом зависит от множества условий. Другое дело — нечто более объективное и визуально понятное. Например, социометрия .
Социометрическая техника — это метод , который применяется для диагностики межличностных отношений для дальнейшей их коррекции или сравнения.
Эта техника строится на субъективном выборе каждого членагруппы: положительного (симпатия) и отрицательного (антипатии) . По завершению исследователь (педагог или психолог) строит социограмму (карту взаимодействий, где отмечает членов группы,которые: а) набрали большее количество положительных голосов (звезды, б) набрали умеренное количество голосов (предпочитаемые, в) не получили ни одного голоса (игнорируемые, в) получили только отрицательные голоса (отвергнутые) . Она состоит из четырех зон, где исследователь располагает всех членов группы, в зависимости от набранного количества голосов.
Социограмма дает возможность в деталях рассмотреть существующие какие бы то ни были отношения в группе между детьми.
Как проводить социометрию ?
Существует множества вариантов. Но самый простой и доступный — это вариант с 3-мя карточками.
Во время диагностики исследователь приглашает в спальню группы по одному ребенку. И предлагает ему решить, кому бы он хотел подарить эти 3 карточки (их можно заменить на фишки или наклейки) . Полученные ответы заносят в специальную таблицу выборов, где заведомо записаны все члены группы. Затем, когда положительный выбор сделан, у ребенка спрашивают, кому бы он ни за что не стал дарить наклейку. И тоже заносят ответ в таблицу. Выборы нумеруются по критериюочередности: 3 — первый выбор, 2 — второй выбор, 1 — последний выбор. -1 — отрицательный выбор.
Взаимные выборы отмечаются галочкой или кружком, они необходимы для диагностики дружественных или враждебных отношений между детьми .
Для удобства и точности можно составить дополнительную таблицу с конечным результатом, где участникам исследования выставляется социометрический статус (звезда, предпочитаемый, игнорируемый или отверженный)
Далее результаты в виде схемы переносятся на социограмму , где квадратиками отмечаются мальчики, а треугольниками — девочки.
При необходимости на социограмму так же можно нанести специальные стрелки, которые будут обозначать характервыбора:
——> позитивный односторонний выбор,
позитивный обоюдный выбор,
—> негативный односторонний выбор,
негативный обоюдный выбор.
Что нужно помнить?
Для того, чтобы детское социометрическое исследование носило более точный характер, необходимо придерживаться некоторыхправил:
1) не проводить социометрию , если в группе есть длительно отсутствующие, так как дети акцентируют свое внимание только на тех, с кем играли или кого видели непосредственно перед диагностикой ;
2) не помогать в выборе, задавая наводящие вопросы, если ребенок сомневается;
3) разговаривать мягко и дружелюбно, без какого либо давления, иначе ребенок может испугаться или растеряться;
4) для мотивации необходимо запастись небольшим подарком для каждого участника, какой он будет получать послеопроса: это может быть та же наклейка или фишка.