Значение и характеристики мотива в психологии

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Разновидности

Выделяют следующие мотивы:

  1. самоутверждения. Связан с самолюбием и честолюбием. Индивид стремится доказать окружающим свою значимость. Его целью является получение определенного статуса и уважения в обществе.
  2. идентификации. Основан на стремлении быть похожим на кумира (это может быть как известный актер, так и собственный отец). Происходит идентификация себя с объектом подражания, что ведет к повышению уровня энергетического потенциала.
  3. власти – является одним из самых главных движущих механизмов. При таком подходе люди стремятся занять в коллективе руководящую роль, определять и контролировать деятельность других.
  4. саморазвития. Связан с желанием реализовать свои способности. Часто данный вид мотивации сопровождается возникновением внутриличностного конфликта.
  5. достижения цели. Проявляется как стремление показать высокие результаты в деятельности. Выбираются сложные задания, появляется желание их выполнить.
  6. аффилиации. Потребность основана на желании взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими. Человек хочет познавать других людей и через это производить познание себя.

Существует разделение по степени осознанности. Согласно нему, побуждения могут быть неосознанными и осознанными. Личность может четко их осознавать (тогда они будут именоваться реальными) либо «надумывать» (в этом случае их называют мнимыми).

Есть классификация, предполагающая разделение по степени общественной значимости. Такой вариант выдвинула советский психолог Л.И. Божович. Она указала, что некоторые побуждения могут иметь значимость для общества, а другие – для отдельно взятой личности (их еще иногда называют эгоистическими).

В зависимости от актуальности для индивида А. Леонтьев выделил действующие и потенциальные мотивы.

Сферы применения

Мотивация мотив это одно из направлений, изучаемых теорией, на практике применяется во всех сферах. Зная базовые основы человеческого поведения, легче управлять подчиненным персоналом.

В психологии

Жизнь человека состоит не из одних физических потребностей – есть еще и душа. Она страдает, если возникают отклонения от определенных норм и устоев. Вернуть равновесие помогают психологи. Они изучают пациента, как разностороннюю личность со своими интересами и способностями, помогая направить мотивацию в нужное русло.

В менеджменте

Сложно наладить управление персоналом, не заинтересовав его рабочим процессом. Цель руководителя – озадачить сотрудников достижением главной цели (например, развитие предприятия, увеличение валового дохода) и повысить их удовлетворенность.

Осуществляется это несколькими способами:

  • карьерным ростом;
  • материальной заинтересованностью;
  • нематериальными ценностями (уважение, почет).

Как заинтересовать персонал

Налаженный менеджмент – это четко сформулированная цель и правильно выбранная мотивация, направляющие активность персонала к нужным потребностям.

В экономике

Удовлетворение приносит тот вид трудовой деятельности, который максимально обеспечивает потребности. На авторитарных предприятиях с раздутыми управленческими штатами доход работников находится в пределах среднего уровня. Поэтому зарплата не является мотивацией для трудовых рекордов.

В частном бизнесе, когда прибыль напрямую зависит от сотрудников, наблюдается большая заинтересованность в развитии компании. Особенно, если она подкрепляется экономической оценкой (вознаграждением) функций каждого работника.

Некоторые полагают, что достаточно почитать литературу о том, как достичь цели, либо посмотреть краткий урок видео с советами других, и сразу появится желание действовать. Подобная информация – только пассивный фактор. Настоящая мотивация это в психологии определяется как результат начавшегося действия.

Понятие мотив и цель и преступления

Мотив – мысли и стимулы, заставившие человека сделать противозаконный поступок. Они также объясняют, как преступник относится к совершенному со взгляда психологии.

Уголовное право трактует данное понятие неоднозначно. С одной стороны, это обязательный побудительный стимул совершения любого опасного поступка, с другой – специальная уголовно-правовая норма, что используется для создания модели определенного преступления. В подобных ситуациях мотив является признаком состава преступления.

Целью преступных действий является то, чего желает достичь преступник деянием. Данное понятие неразрывно связано со стимулом. Они коррелируют, но не совпадают.

Иногда цель по ошибке связывают с последствиями поступка. Чтобы избавиться от подобного толкования, следует понимать: цель относится к субъективной стороне права и характеризует определенный результат, к которому стремится преступник. Степень его достижения не влияет на классификацию сделанного.

Классификация мотивов преступления

На классификацию преступных деяний сильно влияют мотивы человека, совершавшего незаконные действия. В уголовном праве было много попыток систематизировать данное понятие.

В дореволюционный период стимулы разделяли на возвышенные, которые заслуживают внимания общественности и низменные, что в большинстве случаев бывают порицаемы. Во времена СССР, когда приняли новое законодательство, начали переосмысливать и главные понятия УК.

Сейчас существует такой перечень классификаций:

  1. Низменные. Они усиливают уголовную ответственность и классифицируются во время судебных процессов как отягчающие обстоятельства. Данная категория включает большой список мотивов, указанный в статьях УК. Она включает в себя хулиганские, расовые, политические, национальные разногласия и религиозная вражда, а также ненависть к определенным социальным категориям людей.
  2. Лишенные низменного содержания. Данная категория не влияет на степень уголовной ответственности. Сюда включают личную неприязнь, карьеризм, ревность, зависть и т.п.

Существует другая классификация, где мотивы разделяют, зависимо от тяжести:

  • корыстные – корыстно-насильственные, имеющие политическую или социальную основу, агрессивные к окружающим;
  • асоциальные – анархо-индивидуалистические, эгоистичные;
  • псевдосоциальные – исходят из интересов определенной группы людей, что противоречит интересам общества;
  • протосоциальные – имеют быстротечный характер, возникают во время конфликтов на почве ревности или мести.

Существует классификация с точки зрения психологии:

  • целевые – определяют конечную цель преступника и выступают стимулом к действию;
  • ориентирующие – конкретизируют цель и помогают выбрать модель поведения;
  • технические – появляются в конкретной ситуации.

В основу каждого из разделов классификации заложены разные основания. К ним относят психологическую характеристику, общественную опасность, класс степени тяжести и др. Каждое деление играет значимую роль при классификации преступлений.

Смысл мотивации преступной деятельности

Преступное поведение не рождается само по себе, всегда в его основе присутствуют те или иные виды мотивов, или движущей силы, побуждающие преступника на противоправное действие, преследующее определенную цель.

Что же лежит в основе мотивации преступления, какими психологическими побуждениями руководствуется преступник, идя на совершение противозаконного проступка?

Преимущественно все виды уголовных помыслов отражают отсутствующий человеческий фактор потребностей, определяющих этот замысел против личности или общественного строя. У одной и той же личности их может насчитываться целое множество, а разнообразие мотиваций, или побуждений к владению определенной потребностью, может быть к тому же и взаимодополняемыми.

Все они могут взаимодействовать сами с собой, либо, приводя психику человека в особое расположение к совершению определенных действий, либо приглушают ее, создавая дисбаланс между аморальностью и преступностью в поведении и образе мыслей.

И отдельно взятые манеры поведения или проступки могут основываться сразу на нескольких мотивациях, порой противоречащих и здравому смыслу, и нормам, содержащие уголовное право.

Иная личная заинтересованность, как мотив должностного преступления

УК РФ предусмотрена ответственность за совершение преступлений по мотивам корыстной или личной заинтересованности.

Личная заинтересованность является более емким понятием, чем корыстная заинтересованность лица, совершившего преступление.

Иная личная заинтересованность как мотив должностного преступления — это попытки должностного лица получить выгоду неимущественного характера для себя, обусловленная такими побуждениями, как карьерный рост, желание приукрасить реальное положение, получить взаимную выгоду, поддержку в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность.

Для того, чтобы правильно понять с уголовно-правовой стороны иную личную заинтересованность, важно ограничить ее кругом мотивов, которые свидетельствуют о неизменимых интересах лица. Это объясняется тем, что иная личная заинтересованность не отражает негативного антисоциального оттенка, которые имеют другие побуждения

Это объясняется тем, что иная личная заинтересованность не отражает негативного антисоциального оттенка, которые имеют другие побуждения.

Что такое Мотивация? Понятие мотивации

В отечественной и зарубежной психологии дано множество определений понятию мотивация, разработано несколько концепций и мотивационных моделей (теория А. Маслоу, Герцберга, Макклеланда).

Слово Мотивация – это определённая и неповторимая система внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека проявлять себя тем или иным образом. Многим людям это понятие покажется чем-то возвышенным, но именно мотивация помогает в достижении поставленной цели, она формирует желания и стремления индивида.

Если выпускник школы желает в будущем стать программистом, то он будет мотивирован поступить на информационный факультет, и приложит к этому все возможные усилия. И, став студентом желаемого факультета, он испытает небывалую радость, а учёба сложится удачным образом.

Другой пример: если человек голоден, то он будет мотивирован на подавление этого чувства, действия его будут направлены на приготовление пищи или покупку готовой еды. После удовлетворения этой потребности, низшей, согласно пирамиде А.Маслоу, человек испытает положительные чувства и будет активен для достижения других целей.

Пример неосознаваемого мотива: это постоянная критика и упрёки другого человека за небольшие ошибки, что осознаётся человеком, как повышение своей значимости, деятельности, но это характерно для людей неуверенных в себе. Мотивы преступника часто скрыты не только от правоохранительных органов, но и от самого преступника.

Чтобы осознать мотив, необходимо проделать тщательную внутреннюю работу.

В науке принято различать понятия мотива, цели и потребности:

  • потребность – это осознаваемое или неосознаваемое внутренние позывы;
  • цель – осознанный конечный результат своих действий;
  • само определение мотива описали выше.

Для того, чтобы определить собственную мотивацию, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Почему я делаю это?
  2. Какие есть у меня потребности, которые я желаю удовлетворить?
  3. Какие результаты ожидаю получить от своих действий и степень их значимости для меня?
  4. Что заставляет действовать меня так, а не иначе?

Свое и чужое в художественном произведении

Представление о «своем» и чужом» возникло еще в древности и отражало особенности сознания архаичного человека подмечать и фиксировать объективные противоположности, существующие в мире. Древнему сознания присуща дуалистичность, которая отражает «извечную конфликтность» реальности.

В фольклоре оппозиция «свое» — «чужое» является доминирующей в свадебных причитаниях, здесь она имеет ценностную окраску, то есть «свое» — хорошее, а «чужое» — плохое.

Категория «чужое» имеет две ипостаси. С одной стороны, «чужое» таит в себе опасность или угрозу. Интерпретация оппозиции «своего» и «чужого» является типичной в аксиологическом плане – в форме противопоставления «хороший» — «плохой», где все принадлежащее к чужому миру имеет резко отрицательную оценку.

С другой стороны, «чужое» может быть притягательным, оно вызывает любопытство, интерес и даже пиетет, в случае, если известно о его превосходстве по каким-либо параметрам. Например, в культурной истории роль «чужого» можно расценивать как роль носителя новых технологий, идей, образа жизни.

Замечание 1

Категория «свой» чаще всего означает «личный», «собственный», «родной», «близкий», «особенный».

Адаптационные способности человека, в отличие от других видов, не так высоки, и процесс приспособления к окружающей действительности требует больше усилий. Необходимым условием сохранения психического здоровья человека является защитная оболочка, в роли которой выступает социально-культурная группа себе подобных.

В этнической психологии этнос рассматривается как психологическая общность, члены которой в принадлежности к этой общности находят удовлетворение физических, психических, социальных потребностей. Человеку необходимо ощущать себя своим среди своих.

Объем понятия «чужой» шире понятия «иностранный». Трактовки слова «иностранец» являются более нейтральными, отчасти положительными. Коннотационное поле слова «чужой» чаще связано с негативными оценками.

Замечание 2

Концепт «свое» — «чужое» отражает свойственную носителям какой-либо определенной лингвокультуры специфическую логику.

В исследованиях по лингвокультурологии отмечается, что культурные концепты являются неоднородными, могут варьироваться в зависимости от того, к какому социальному слою общества принадлежат.

Реализация концепта «свое» — «чужое» является важнейшим для творчества писателя. Он актуализируется на всех уровнях идейно-поэтической системы произведения, включая и различные системы персонажей.

Важными дифференцирующими признаками в разделении «своего» и «чужого» в творчестве писателей выступают социальные, этнические, психологические, культурные, факторы, идеологические, политические установки определенного исторического промежутка. Например, маркерами концепта часто выступают «идеальное — реальное», «белый — красный», «Родина – чужбина», «русское-иностранное».

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Виды мотивации

Побуждающие к действию факторы имеют определенную классификацию. Для каждого конкретного человека мотивация деятельности индивидуальна. Личность самостоятельно ставит для себя цели, определяет направления к ее достижению, на это влияют потребности самого человека.

Люди живут не в вакууме, поэтому на самомотивацию может оказывать влияние воздействие окружающих (членов семьи, соседей, коллег, начальства, друзей, врагов и т.д.)

Поэтому важно понимать, какие включает в себя мотивация виды

Экстринсивная и интринсивная

Под этими научными названиями скрываются вполне понятные человеку термины:

  • Экстринсивная – значит, внешняя. Человека побуждают (принуждают) двигаться в определенном направлении какие-то сторонние обстоятельства или стимулы;
  • Интринсивная мотивация – это отсутствие влияния извне, т.е. внутренние обстоятельства, вытекающие из самого процесса деятельности.

Внутренняя мотивация

Обратите внимание! Обе формы мотивации взаимосвязаны. Если внутренняя позволяет удовлетворять потребности, то внешняя корректирует действия в достижении цели

Положительная и отрицательная

Стимулы могут иметь разный характер. Именно они определяют траекторию движения: «от» или «к». Если действия человека направлены на то, чтобы избежать какой-то негативной ситуации (штрафа, выговора, скандала и др.), это в психологии мотивация отрицательная.

Положительной она становится в том случае, когда целью будет позитивный результат, удовлетворяющий потребность. Например, ребенок с удовольствием приберет свои игрушки, если знает, что мама за это даст конфетку или почитает на ночь сказку.

Устойчивая и неустойчивая

Мотивация зависит от характера человека, его самооценки и места в обществе. Поэтому может быть неустойчивой. Если индивид не уверен в себе или не совсем понимает, к чему он стремится, возникают вопросы типа: «Нужно ли мне это?», «Хватит ли у меня сил осуществить задуманное?», «Реально ли добиться цели?». У таких людей могут меняться потребности, следовательно, и мотивы их удовлетворения.

Атрибуты мотивации

Устойчивая мотивация не требует никаких разъяснений и базируется на естественных потребностях.

Составляющие устойчивой мотивации

Мотивация Направление
Индивидуальная • комфортные условия жизни (быт);
• возможность избежать болезней;
• не ощущать голода и жажды
Групповая • влиться в сообщество;
• выбрать место в иерархии;
• завести потомство и заботиться о нем
Познавательная • получить образование и практические навыки для самовыражения;
• в широком плане – достичь определенных высот в научных изысканиях;
• в совершенстве овладеть игровыми навыками и т.п.

Именно устойчивая мотивация определяет смысл жизни людей. Благодаря ее стимулам, человек из года в год каждый день выполняет конкретные действия.

Разновидности мотивов

Классификация мотивов очень широка: их разделяют на группы, соотнося с различными их свойствами и характеристиками – по направленности и содержанию, уровням и видам.

Для общего ознакомления с этим явлением достаточно знания их видов:

  1. Осознанный мотив проявляется в виде установок, стереотипов, убеждений (я помогаю нуждающимся, потому что считаю милосердие (что это?) ценным качеством и поэтому развиваю его в себе).
  2. Неосознанные – это влечения, смысл которых человек не понимает (я делаю что-то, но не понимаю зачем. Например, пью воду, но при этом не осознаю, что хочу пить).
  3. Социальные – связаны с коммуникацией в обществе (что это?), самореализацией.
  4. Познавательные – получение знаний, развитие.
  5. Побудительные – побуждают личность к деятельности (если вы захотите есть, но не будете ничего предпринимать, чтобы утолить голод, то умрете дней через 10).
  6. Смыслообразующие – придают деятельности смысл.
  7. Внешние – кто-то подталкивает человека на некую деятельность («Учись, сынок, хорошо, президентом станешь»).
  8. Внутренние – истинные побуждения – то, чего хочет сам индивид («Не хочу быть президентом, в хипстеры пойду»).
  9. Реальные – осознаваемые и адекватные ситуации.
  10. Мнимые – надуманные, не относящиеся к реальности (желание взрослой личности похудеть при весе 40 кг).

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей

Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

Методы(способы) мотивации

Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.

Мотивация персонала

Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:

  • материальные стимулы;
  • организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
  • социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).

Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.

Мотивация учащихся

Педагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес

  • словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
  • наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
  • репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
  • самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.

Самомотивация

В основе самомотивации лежит внешнее и внутреннее побуждение к познавательной деятельности. Человек становится активным только тогда, когда направление деятельности совпадает с вектором развития личности.

Работа не вдохновляет, потому что – скучная, рутинная, надоела. Работа, как деятельность, в таких случаях не является самоцелью. Результат – это материальное поощрение.

Нужно вспомнить, что работа дает возможность для чего-то больше, служит финансовым источником. Что нужно? Найти деятельность, которая дает энергию для действия и выполнения рутинных обязанностей. Использовать негативное побуждение, в том числе. Искать себя в других сферах, где результат деятельности будет совпадать с внутренним мотивом.

Аффирмации

Аффирмации используют для того, чтобы перезаписать негативные установки. Вместо «У меня ничего не получится», говорить: «Я с легкостью пробую новое. Мне нравится пробовать все новое».

Вместо «Я боюсь криков начальника», повторить: «Я выслушивают любую критику спокойно. Воспринимаю только конструктивные предложения».

Самовнушение

Самовнушение – это метод вынужденной улыбки, которая запускает химические реакции в мозге. Разумеется, после бессонной ночи нет смысла говорить «Я полон сил!», а нужно просто выспаться. Установки должны быть конкретными и реальными. Перед важным разговором: «Я уверен в себе, я спокоен». Во время ссоры «Меня трудно вывести из себя». В период сомнений – «Я готов работать и действовать».

Биографии известных личностей

Время историй настало. Сейчас каждый с помощью социальных сетей может создать собственную легенду и найти поклонников, которые будут мотивировать. Ф. М. Достоевский изложил в романе «Игрок» историю собственной зависимости и превратил крах в триумф. Превратить слабые стороны в сильные – отыскать возможности – под силу каждому. Нужен тщательный анализ, изучение аналогий.

Визуализация

Метод сонастройки с целью. Это не магический прием, подчиняющий повороты судьбы, а тот самый оазис, который заставляет идти вперед, чтобы напиться. Не стоит думать, что мысли о шикарном офисе сделают его таковым без труда. Мечта заставляет сердце биться сильнее, вырабатывает эндорфины, стимулирует мозговую деятельность.

Хулиганские мотивы

Хулиганские мотивы занимают определенное место в мотивационной системе преступности. Они являются наиболее распространенными при совершении преступлений.

Хулиганский мотив разделяется на три вида:

  1. Собственно хулиганский мотив, который включает озорство и самоутверждение. Для образования этого мотива не требуются эмоции.
  2. Хулиганский мотив причинения вреда. Определяется, как эмоциональный мотив, характеризуется отсутствием рациональной цели, внешне, беспричинным всплеском эмоций. Результатом является причинение вреда общественному отношению.
  3. Хулиганский мотив несоответствия. Можно определить, как рациональный мотив. Он характеризуется тем, что всегда предполагает постановку рациональной предметной цели.

Хулиганский мотив повышает общественную опасность преступлений. Главным признаком хулиганского мотива является способность вызывать глубокое нарушение общественного порядка, выраженное неуважение к обществу, так как хулиганский мотив — это необходимый признак состава хулиганства.

По хулиганским мотивам совершается посягательство на различные сферы общественной жизни. Объектами хулиганских деяний выступают жизнь, здоровье, честь, достоинство, отношения собственности, нравственность, государственное и общественное управление.

Цель преступления определяет ради чего, на результат направлено его деятельность, опасная для общества.

Кроме значения для уголовной ответственности, мотив преступления имеет важное доказательственное значение по уголовному делу. В отдельных случаях мотивы и цели могут выступать в качестве исключительных смягчающих обстоятельств

В отдельных случаях мотивы и цели могут выступать в качестве исключительных смягчающих обстоятельств.

Чем отличаются

Понятие «Мотив» чаще встречается в психологической литературе, но само слово стало довольно-таки модным, и потому часто употребляется там, где надо бы употребить понятие «причина». Разницу между этими понятиями проще всего описать в примерах.

Как уже было описано в примере с преступником, его потребность в деньгах является мотивом, но назвать ее причиной не будет большой ошибкой. Но вспомним пример с яблоком, которое упало со стола. В этом случае движение руки является причиной. Но разве это мотив? Яблоко – предмет неживой, у него не может быть никаких целей, желаний и, соответственно, оно не может быть мотивировано. Мотивацию может иметь только человек, ну и животные, в связи со своими инстинктами.

В этом главная разница: причина есть всегда, во всем и везде. Мотивы есть далеко не всегда. Даже человеческое поведение не всегда является мотивированным. Человек может, например, курить. Это привычка, но никакой мотивации к этому повторяющемуся действию нет. Это немотивированно. Помимо мотивации, есть еще привычки, принуждения, неосознанное инертное поведение, страхи, эмоциональные состояния, стимулы, рациональные размышления. Все они различаются, но все являются движущими силами для человека, все они могут быть причинами для тех или иных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector