Мнемонические приемы запоминания: примеры. как запоминать большие объемы информации
Содержание:
- Онлайн курс Мнемотехника
- А для чего, вообще, нужна мнемотехника?
- Принцип работы
- Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
- Кто использует мнемонические приемы?
- Виды наглядности
- Способы запоминания и игры для детей
- Запоминание имени и человека
- Основные приемы
- Что это такое?
- Метод пространственного маркирования
- 7 советов от Forbes
- Специализированные техники
- Метод ОВОД
- Создание систем опорных образов
- Интервальные повторения
- Плюсы и минусы для детей
Онлайн курс Мнемотехника
Новинка от уже полюбившихся всем интеллект тренажеров «Викиум» —
Занимайтесь понемногу каждый день дома, по пути на работу или на учебу и везде, где есть доступ в Интернет.
Получите полезные навыки:
- Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
- Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
- Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
- Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
- Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах
В программе курса:
- 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
- Набор техник для запоминания информации
- Тест в начале курса и по завершению
- Распланированная программа для развития памяти
А для чего, вообще, нужна мнемотехника?
Во-первых, мнемотехника – самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:
Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны
Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.
Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.
Принцип работы
Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:
Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить
Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.
Далее следует ознакомиться с правилами запоминания.
Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
Тренировки памяти у детей проводятся и в ДОУ воспитателями. Из мнемоники в таком случае выбирают опорные схемы и мнемотаблицы. Обучение начинают с года или двух лет, поскольку в этот период кроха уже знает какие-то сказки и может их рассказать. Однако зачастую он путает персонажей из разных сказок. Мнемотаблицы как раз и помогут запомнить главных героев заданной сказки.
Мнемотаблица по сказке «Колобок»
В ячейки таблицы помещаются иллюстрации персонажей сказки. Особенно удобна для обучения сказка «Колобок», поскольку в ней много персонажей.
Дополнительная информация! Для самых маленьких учеников достаточно четырех ячеек или не более девяти.
В процессе обучения воспитатель рисует в ячейках таблицы с детьми изображения. Это очень увлекает детей, впоследствии они могут начать сами придумывать такие таблицы и изображения.
Память улучшается за счет постоянной кодировки информации в картинки и наоборот, также подкрепляется словесно.
Кто использует мнемонические приемы?
По большей части, вопросами развития памяти и процессами оптимизации запоминания последовательностей интересуются люди, занятые образованием и саморазвитием, так как рассматриваемые техники очень эффективны в процессе обучения новым навыкам. Однако потенциал данного набора инструментов намного шире и такие умения полезны для каждого человека. Владея подобными умениями, можно без проблем запоминать номера телефонов, длинные списки покупок или без шпаргалки подготовить последовательную и качественную речь на презентацию. Это расширяет простые повседневные возможности и выводит продуктивность любого человека на новый уровень.
Виды наглядности
Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов
Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Мнемоквадрат
Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака
Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
Мнемодорожка
Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками
За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.
Таблицы
С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее
Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.
Мнемосхемы
Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе
Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».
Способы запоминания и игры для детей
Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.
Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.
Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.
Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.
Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.
Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.
Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.
Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.
Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие — важнейшая часть жизни каждого человека.
Запоминание имени и человека
Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию, когда вам надо запомнить имена нескольких новых людей на встрече или вечеринке. Конечно, намного проще, когда все с бейджами, но это скорее исключение из правил.
Итак, мы идем на новую встречу и решили, что будем запоминать в локацию комнаты, которую мы разбирали выше. И вот нас знакомят с первым человеком — Петром Васильевичем.
Мы должны не только запомнить имя человека, но и узнать его через некоторое время. Поэтому первоначально смотрим внимательно на лицо человека. Вы должны заинтересоваться новым человеком, иначе запоминания не получится.
Все остальное: цвет волос, прическа, борода, усы и очки могут измениться уже на следующий день.
Скорее всего, телосложение и рост слишком резко не изменятся, поэтому их тоже стоит охватить взглядом.
Точно так же и здесь: пусть образ зафиксируется у вас в голове. Это называется иконическая память. Но образ очень быстро угасает, а нам необходимо сохранить его и использовать дальше.
Когда образ есть, можно либо запомнить имя, либо провести ассоциацию с предметом из дворца памяти. Лучше начать с имени, поскольку оно может исчезнуть из памяти очень быстро.
С помощью всей троицы мы и будем создавать образ. Чтобы добавить нелепости, можно сразу посадить Петра и Василия на плечи Петру Васильевичу.
Если Петр Васильевич крепкий, то это уже будет цирковой номер с силачом, если щуплый, то такого вы не увидите даже в цирке.
Старайтесь создавать образы всегда одинаково, например по правилам чтения: имя слева, отчество справа. Иначе вы можете легко запутаться, особенно в мужских именах.
Что делать, если имена необычные? Такие имена часто запоминаются легче из-за необычности (вы невольно испытаете эмоции и обратите больше внимания).
Переводите буквы в образы и запоминайте по ним. Можно разделить на смысловые части, если это возможно: лютый и бор, лар (сокращенно от «ларец» или, если больше нравится, «ларек») и мина.
Если необходимо запомнить и фамилию (что на практике бывает реже), то действуем сходно с запоминанием трудных имен.
Теперь у нас есть образ человека и дополнительные образы, связанные с его именем. Остался последний штрих — соединить всю картину с образом из нашей комнаты.
Первый образ у нас гитара, так что Петр Васильевич может играть на гитаре. Но здесь также лучше создать правило и помещать опорные образы всегда справа или слева от того, что надо запомнить.
Если при этом они будут, как механические человечки, издавать звуки, краснеть и синеть по очереди и делать что-нибудь необычное, то вы сможете еще много раз назвать ни о чем не подозревающего Петра Васильевича по имени.
Основные приемы
Один из способов освоения искусства запоминания состоит в том, чтобы обучиться специальным технологическим приёмам. Они помогают человеку правильно распорядиться сохранением в мозговых структурах любых данных, поступающих извне.
В основе эффективного запоминания лежат яркие впечатления, желание намеренно чётко запомнить событие, установление связи нового материала с уже имеющимся опытом, навыки своевременной концентрации внимания, осознание запоминаемых сведений и понимание, где они будут использоваться.
Проверка собственной фотографической памяти возможна с помощью метода Айвазовского. Великий художник при необходимости мог перенести на холст оставшийся в памяти пейзаж. Несколько минут испытуемый посвящает изучению какого-нибудь предмета, затем закрывает глаза и пытается воспроизвести его мысленно.
Нередко для удержания в голове большого объёма информации люди прибегают к зубрёжке, но механические способы заучивания утомительны и неэффективны. Для успешного усвоения слов специалисты рекомендуют следующие приёмы:
- рациональные техники предполагают использование логического мышления;
- эйдетика строится на удержании в памяти интересных образов;
- основные мнемические методы опираются на искусственные приёмы эффективного запоминания сведений.
Мнемотехника нацелена на развитие образного мышления, создание опорных ассоциативных рядов и усиление концентрации внимания. Она применяется для фиксации трудной информации. Существует множество интересных эффективных методов запоминания.
Мнемонический
Большая часть приёмов мнемоники напоминает детские игры. Вся поступающая информация кодируется. Затем следуют процесс заучивания и повторение. Лексическая база любого иностранного языка может быть освоена за 2 недели. Приёмы основаны на создании цепочек индивидуальных ассоциаций, связанных с яркими образами и определёнными эмоциями.
Звучание иностранного слова накладывается на знакомое понятие. Английское слово «wall» (стена) созвучно русскому «вол», поэтому нужно представить огромного вола, быстро бегущего и упирающегося своими могучими рогами в стену. Можно даже вообразить сильный треск разрушающейся стены.
Акроним
Факты легко запоминаются посредством условного сокращения фраз, начальные буквы слов которых являются кодом для расшифровки нужных для заучивания данных. Астрономы по начальным буквам слов определённых фраз легко усваивают названия планет Солнечной системы. С малых лет люди для воспроизведения всей цепи радужной расцветки в строгой последовательности запоминают выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Компоновка
Данный приём предполагает применение определённых принципов или правил. В процессе заучивания текста одни прибегают к расположению информации в алфавитном порядке, другие производят распределение по цвету, размеру, возрасту или назначению.
Ассоциативный метод
Для более эффективного запоминания при создании ассоциативных рядов желательно использовать следующие приёмы мнемотехники: гиперболизацию, оживление, видоизменение и акцентирование.
Гиперболизация подразумевает намеренное преувеличение образов. Мелкому предмету надо в воображении придать гигантский вид. Он должен предстать в мыслях намного более крупным, чем есть в реальном мире. Например, нужно представить муху огромного размера. Может быть, ей будут присущи параметры орла или даже самолёта.
Оживление предмета предполагает придание ему движения. Надолго запомнится самостоятельно движущийся по комнате стол.
Видоизменение происходит при преобразовании понятия, но без нарушения значения самого слова
Например, мотоцикл можно в воображении снабдить пропеллером.
Акцентирование основывается на мысленном усилении образа посредством выделения важной детали. Можно задействовать карикатуру или шарж
Иногда запоминаемому образу придают свет или звук. Например, во время запоминания слова «шарф» представляют его гудящим и светящимся изнутри.
Можно воспользоваться приёмом «цепочка» и соединить между собой слова, логически не связанные друг с другом. Например, создают цепь образов для запоминания списка покупок.
Что это такое?
Мнемотехника, также известная как мнемоника – это особый набор методов и приёмов, позволяющий превращать любую информацию, необходимую к запоминанию, в чёткие образы, которые надолго откладываются в памяти благодаря некоему ассоциативному ряду.
Те же школьные уроки для детей обычно не представляют большого интереса, поскольку слишком часто ограничиваются подачей сухих фактов; если же превратить обучение в увлекательный рассказ с наглядными демонстрациями или даже игру, результат способен превзойти все мыслимые ожидания.
Общее развитие памяти, обеспечиваемое при помощи мнемотехники, позволяет добиться различных преимуществ. Если вам сообщают важную информацию в виде имён, названий или телефона, а записать их не на чем, благодаря занятиям мнемоникой вы с большой долей вероятности сумеете их запомнить хотя бы до того момента, пока не доберётесь до надёжного носителя информации.
Для учащихся это и вовсе «золотая жила», ведь запоминать наизусть стихи или готовиться к экзаменам теперь можно намного быстрее, а потребность в шпаргалках сильно снижается.
Метод пространственного маркирования
Мнемотехническая составляющая увеличена. Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно «распихиваются» в отдельные части некоего зрительного образа (по углам зримо представляемого дома, в разных местах некой страны и т. д. — нужный образ отберете сами), и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним. Таким образом, этапы применения метода следующие.
1. Создаете «свое пространство». Оно должно быть и без того хорошо вам известно, образно и мысленно обжито, с ярко и зримо представляемыми маршрутами — от страны из любимого произведения в жанре фэнтэзи до собственного микрорайона.
2. Прокладываете по нему маршрут и запоминаете его.
3. Мысленно проходите маршрут, помещая в очередных пунктах «клады» — последовательные фрагменты текста или, что еще лучше, ключевые слова.
4. Пройдите маршрут несколько раз в прямом и обратном порядке, «обнаруживая», «подбирая» и вновь «ставя на место» смысловые единицы.
Теперь при необходимости «вспомнить все» мысленно становитесь в исходную точку маршрута и начинайте движение, последовательно выбирая из ваших «захоронок» размещенную информацию. Дополнительные ассоциации единиц информации с взаимосвязанными и яркими зрительными образами послужат надежным подспорьем вашей памяти.
7 советов от Forbes
Смотрите на кучу визитных карточек, и не можете связать их ни с одним лицом? В последние месяцы вы встретили так много людей, что сейчас не знаете, кто есть кто? Знакомая ситуация? Нельсон Деллис – профессиональный консультант из Майами, занимающийся вопросами тренировки памяти. Несколько лет назад он стал чемпионом США по запоминанию. На это действо съезжаются люди, ежедневно тренирующие мыслительные способности. Участники конкурса должны запомнить 99 имен, которые они услышали впервые в жизни или стихотворение, которое никогда раньше не читали, или именно упомянутый выше набор визитных карточек.
Нельсон Деллис раскрыл журналу Forbes несколько техник, которые он использует. Они основаны на научных исследованиях. Над способами улучшения памяти он работает с нейробиологом Университета Джона Хопкинса Маджидом Фотухи.
Как запомнить имена и лица
Согласно доктору Фотухи, для людей наиболее характерна именно проблема запоминания имен. Первый шаг в ее устранении – сосредоточение на том, когда кто-то называет свое имя в первый раз. При необходимости переспросите, уточните, как правильно произносится имя. Так вы его повторите впервые. Можно также спросить, что означает имя, откуда происходит (если звучит экзотично). Лучше всего вы запомните имя, если представите нового знакомого кому-то другому. Или, если будете называть его по имени. Это проявление вежливости, способ разрушения личного барьера, и метод запоминания.
Как лучше запомнить вещи в долгосрочной перспективе
Если вам кажется, что не помните столько вещей, как раньше, возможно, речь идет о физиологической особенности. Мозговые способности ежегодно уменьшаются примерно на 0,5%. Это связано не только с возрастом, но и с напряжением, ожирением, отсутствием витаминов, многими другими факторами. Но этот процесс не одинаковый у всех людей. Существует простой способ его предотвратить.
«Наиболее эффективный метод поддержки и развития ментальной памяти – физическая активность», – говорит Маджид Фотухи. Сам он ходит в горы, занимается спортом не реже 5 раз в неделю, спит 8 часов в сутки. Кроме того, д-р Фотухи соблюдает «мозговую» диету, употребляя много свежих фруктов и овощей, содержащих антиоксиданты (например, клубника). Также его рацион включают большое количество ненасыщенных жирных кислот (в особенности, рыба).
Как запомнить, где оставлены ключи
О ключах или очках человек забывает, потому что кладет их куда-то неосознанно, говорит чемпион по памяти Нельсон Деллис. Сам он, ложа ключи в определенное место, пытается активировать свой мозг. «Я пытаюсь сделать что-то, что полностью выходит за рамки повседневной деятельности. Я говорю что-то глупое, стучу себя по лбу, выдаю странный звук», – говорит м-р Деллис.
Помогает движение, например, топанье ногами. Если при этом вы издадите странный звук, произнесете необычное слово, мозг создаст ассоциацию, которую вы не забудете. Вы, конечно, будете выглядеть несколько глупо, но в домашней обстановке это не имеет значения. «Чем больше чувств вы задействуете, тем больше шансов на запоминание», – говорит д-р Фотухи.
Рассмотрим еще несколько советов от Forbes и неврологов, направленных на управление мышлением и развитие памяти. Они очень просты, подходят для повседневного применения.
Преобразование информации в визуальную форму
Большинство сведений, таких как различные имена или цифры, являются абстрактными. Но если вы ассоциируете их с соответствующим изображением, мозг лучше их запомнит. Например, если вы паркуете автомобиль в секторе N13, можете представить себе торт на день рождения с 13 свечами.
Храните информацию во «дворце памяти»
Информацию, уже содержащуюся мозгу, нужно также быстро и легко найти. Один из методов – создать «дворец памяти», представленный как некоторое пространство, например, ваш дом. Заполняйте его изображениями, связанными с определенной информацией. Проходя по «дворцу», вы сможете легко найти информацию там, куда она была помещена.
Учитесь постепенно
Совет психологов: если предстоит большое событие, на котором вам надо будет запомнить много вещей (речь или презентация), не пытайтесь поглотить всю информацию сразу. При постепенном повторении, с паузами, она сохранится в коре – части мозга, где размещается долговременная память.
Специализированные техники
Основные принципы и правила хранения информации в памяти, описанные выше, являются неотъемлемой частью следующих методов запоминания. Эти принципы основаны на мнемотехнике (системе методов, облегчающих запоминание и увеличивающих диапазон памяти), используемой древними греками. Для удобства хранения информации используются основные принципы – движение, юмор, цвет и др.
Система соединения
Основная технология памяти, использующая воображение — это система соединения, в которой одна вещь соединяется с другой. Необходимо вовлечь воображение, использовать свои чувства: объединить эмоции, юмор, движение, цвета, эротизм. Главное, надо все визуализировать – представить всю картину, как будто вы ее действительно видите.
Этот метод идеально подходит для запоминания списка терминов, набора изображений, а также короткой презентации, нескольких аргументов, списка покупок. Например, вы планируете покупать следующие продукты: хлеб, яблоки, яйца, молоко, мука. Сохранить этот список в памяти можно, связывая каждый элемент с красочной историей – чем больше фантазий, абсурда, эмоций, тем лучше.
Применение техники – запоминание короткой простой информации.
Римская система LOCI
Начальный этап этой системы – создание собственной конструкции в сознании, которая впоследствии будет заполняться информацией. Если вам предстоит произнести речи, читать лекцию, представьте себе свой дом, разместите в нем идеи, связанные с основными темами. Чем более странными и забавными они будут, тем лучше вы их запомните. Эта техника использовалась ораторами в старом Риме.
Метод хорош для запоминания последовательных (не связанных между собой) элементов, сюжетной или временной последовательности. Первый шаг – определение места, которое вам хорошо знакомо (спальня, дорога в школу, на работу, собственное тело).
Тщательное знание места – это необходимое условие. Впоследствии вы можете запомнить столько пунктов, сколько подсказок содержит место в сознании. Каждая подсказка ассоциируется с одной концепцией, которую надо запомнить. Затем вы постепенно проходите по созданной конструкции и вспоминаете уложенные вещи.
Техника действует на основе создания самых интригующих ссылок на места и концепции, предназначенные для запоминания. Чем более абсурдная и необычная связь создается, тем больше увеличивается вероятность воспоминания
Важно задействовать разные чувства, представить все ясно в уме. Чем ярче картина, тем лучше
Применение техники: создание путей позволяет хранить в памяти неограниченное количество вещей. Попытайтесь создать несколько путей, тренировать ассоциации. С увеличением опыта эти пути могут использоваться для более сложной информации (презентации, аргументы, списки, экзамены).
Система числовых ссылок
Эта техника основана на арифметике, полезна для запоминания чисел. Реальные вещи мы помним лучше, чем цифры. Поэтому каждая цифра заменяется предметом, который его напоминает. Например, 1 = флаг с палкой, 2 = лебедь и т.д.
Применение техники: для запоминания цифр и простой информации.
Master system
Master system – это метод, используемый специалистами. Он был изобретен около 300 лет назад и до сих пор совершенствуется. Эта система позволяет запоминать неограниченное количество понятий, чисел, дат, имен и т.д. Она применяется игроками для запоминания карт. Основа – присвоение букв цифрам. Эти буквы впоследствии могут использоваться для составления слов, помогающих запоминать цифры с помощью разных историй.
Применение техники: Master system имеет универсальное применение, используется для запоминания цифр, неограниченного количества информации в точной последовательности.
Метод ОВОД
Название этого упражнения для мозга и памяти складывается из первых букв в обозначении основных стадий запоминания текста: основная мысль, внимательное чтение, обзор, доводка. Рассмотрим, в чем заключается суть каждого этапа подробнее.
Основная мысль. Необходимо осмысленно прочитать текст. Здесь нужно воспринять текстовую информацию и выделить основные мысли, заключенные в ней. Для этого подчеркните необходимое. Как вариант, на отдельный листок выпишите необходимый материал. Например, вам необходимо запомнить правило написания сложных имен прилагательных. Читая параграф учебника, подчеркните основные случаи, связанные с данным правописанием. Внимательное чтение. Этот этап представляет повторное прочтение
Знакомясь с текстом во второй раз, обращайте внимание на детали и подробности. Для этого прочтение должно быть неторопливым, а также отличаться внимательностью и вдумчивостью
Главной целью такого метода является мысленная привязка обнаруженных подробностей и мельчайших деталей к основным мыслям текста. Так, читая повторно материл, обратите внимание на конкретные примеры, которые описывают основные случаи написания сложных прилагательных. Обзор. Название этапа говорит само за себя. Здесь текст просматривается бегло. Причем просмотр начинается не с начала, а с конца. Задача этапа — составить примерный план текста и запомнить его как последовательность реализации основных мыслей. Для этого при прочтении задавайте вопросы по выделенным пунктам. Например, при правописании сложных прилагательных выделяем два случая: через дефис и слитно. Каждый из них включает подпункты с примерами. Доводка. Теперь пытаемся повторить текст по памяти. Осуществляется это следующим образом: сначала необходимо вспомнить основные моменты и уже после этого переходить к подробностям. При этом постарайтесь никуда не подсматривать. Затем прочитайте еще раз составленный план, отмечая опасные места: то, что забылось или было упущено, но при этом является важным.
Этот пример мнемонического приема запоминания лучше всего подойдет для усвоения текстовой информации небольшого объема. Данная методика имеет накопительный эффект. Освоив новую информацию, повторите ее чуть позже. Это связано с тем, что она может быть быстро забыта. При использовании этого приема со временем эффект запоминания будет улучшаться.
Создание систем опорных образов
Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.
Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.
Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:
- Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
- Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
- Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.
Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.
После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.
Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.
Плюсы и минусы для детей
Принципы освоения мнемотехники для начинающих можно найти для любого возраста, однако, принято считать, что начинать обучение лучше всего ещё в дошкольном возрасте – тогда ребёнок на основе полученных умений сможет куда интенсивнее усваивать школьные и университетские знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Яркий пример мнемоники – это знаменитая пословица об охотнике и фазане, позволяющая научить малышей последовательности цветов радуги. При этом именно в детском возрасте такая техника даёт максимум возможностей для разностороннего развития ребёнка:
- любая нужная информация запоминается без лишних усилий и хранится долго;
- попутно упражнения тренируют память, позволяя лучше запоминать даже то, что не облачено в наиболее запоминающуюся форму;
- из-за большого количества метафор и ассоциативного мышления расширяется словарный запас ребёнка, улучшается произношение, горизонты кругозора расширяются;
- логика, воображение, творческие навыки и интеллект совершенствуются, со временем позволяя обращать в мнемотехническую форму любые подаваемые знания;
- большинство методик позволяют заниматься даже в домашних условиях, а также подходят для детей с ОВЗ.
Распространённые ошибки при построении программы выглядят следующим образом:
- если обучение началось в весьма раннем возрасте, следует помнить, что словарный запас и кругозор малыша пока невелик, потому некоторые ассоциации для него просто недоступны, и слишком сложные материи просто затормозят развитие;
- мнемоника – инструмент для запоминания довольно сложных вещей, не следует использовать его для фиксации в памяти любой простейшей информации, поскольку чрезмерное нагромождение ассоциаций только запутывает;
- мнемотехника – лишь один из способов заучивания информации, её нельзя применить абсолютно в любой ситуации, потому полностью отказываться от обучения механическому заучиванию не стоит, поскольку оно тоже пригодится в жизни.