Инструктаж по технике безопасности в 2020 году: виды, содержание, как провести

Ремонт линии

Правила ремонта линий обязывает бригаду организовать в радиусе 20 метров от места проведения работ заземление. Любую деятельность вне данного круга проводить запрещено. Если на участке трудится несколько бригад, то у каждой должно быть свое заземление.

Работники могут перемещаться для удобства прямо по кабелям, если они имеют не менее 70 кв. мм. поперечной площади.

Работы на поврежденных линиях

Во время ремонта линий запрещено:

  • Использование траверсов при пофазном ремонте.
  • Залезать на опоры ЛЭП для осмотра поломки.
  • Перемещаться под поврежденными опорами в темное время суток.
  • Подходить к оголенным проводам ближе, чем на 8 метров.

Техника безопасности на уроках физкультуры на улице

Если физкультура проводится на улице, то соблюдаются те же общие требования, что и при уроках в зале, а также существуют дополнительные:

  • из помещения можно выходить и идти на спортивную площадку, а также возвращаться с нее только в сопровождении педагога;
  • категорически запрещено самовольно покидать площадку и территорию учебного заведения;
  • одежда и обувь подбираются исходя из погодных условий;
  • не занимаются на мокром покрытии, на скользком, неровном грунте.

При необходимости ученик должен под контролем учителя помочь оказать первую помощь, вызвать скорую помощь.

Если преподаватель увидит несоответствие нормам объектов занятий или спортивного инвентаря, он обязан сообщить об этом руководству учебной организации и прекратить урок до исправления ситуации.

Учащийся, имеющий частичный допуск, получает только легкую нагрузку согласно состоянию здоровья и уровню подготовки.

Правила в промышленности

Производственный процесс обязательно включает соблюдение техники безопасности при работе с электрическим током. Если специалист не выполняет предписанные меры, то руководство может ввести штрафные санкции и лишить его денежного вознаграждения. При несчастных случаях виновных привлекают к уголовной или административной ответственности, поэтому они обязаны строго придерживаться всех правил обращения с электрооборудованием:

  1. с током могут работать только специалисты, имеющие теоретические и практические умения, подтверждённые документально — дипломом о соответствующем образовании, сертификатами;
  2. электрики проходят обучение и аттестацию по технике безопасности, что записано в журнале с указанием фамилии сотрудника, даты проведения экзамена и личной подписью специалиста;
  3. тестированию подвергаются все сотрудники независимо от занимаемой должности, ответственность несут начальники отделов, которые работают с электрическими сетями;
  4. к работе не приступают без специальной одежды;
  5. оборудование предварительно заземляют;
  6. электроинструменты не используют в местах повышенного риска возгорания или взрывов;
  7. нельзя в зоне проведения ремонта находиться посторонним людям.

Иногда приходится работать в помещении с высокой влажностью. В этом случае используют инструменты с определённым классом защиты, который указывается на корпусе изделия:

  1. первый — предусматривает работу в безопасных помещениях;
  2. второй — можно использовать прибор снаружи или внутри комнат с повышенной опасностью;
  3. третий — предназначен для особо опасных условий.

Перед началом ремонта осматривают устройства на целостность аппаратов, проводов и розеток. Проверки проводят в холостом режиме, затем подаётся питание. Если необходимо сменить мелкие детали или насадки, то инструмент отключают от сети.

Опасность поражения электрическим током

Удар током может вызвать шок и потерю сознания, а также апноэ. При ударе электрическим током человек внезапно падает без сознания, сильно сжимая руки. Чаще всего в сжатой руке находится электрический провод. В месте контакта тела с током могут быть глубокие ожоговые раны. Степень повреждения зависит от величины напряжения и тока, его продолжительности и пути прохождения потока.

Опасность тока от электроприборов

Важно! Удар током приводит к обширным и глубоким ожогам. Напряжение от 500 до 1000 вольт вызывает внутренние ожоги

Другим следствием поражения электрическим током является фибрилляция желудочков, которая может привести даже к кратковременному прохождению тока 110-230 вольт через грудную клетку. Этот процесс может быть смертельным, поскольку при фибрилляции желудочков все клетки миокарда движутся независимо, а не скоординированным образом, что необходимо для накачки крови и поддержания кровообращения. При очень высоком напряжении мышечные сокращения настолько сильны, что сердечные мышцы больше не могут двигаться.

Кроме того, электричество приводит к серьезным неврологическим расстройствам. Оно нарушает нервный контроль над сердцем и легкими, что приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, дыхания и кровообращения. Когда ток протекает через мозг, человек почти всегда теряет сознание.

Электричество с очень высоким напряжением, а также повторные удары током могут привести к невропатии.

Удар током чрезвычайно опасен для здоровья и жизни человека. Смерть может наступить в результате остановки сердца из-за фибрилляции желудочков, хотя наиболее распространенной причиной смерти людей с электрическим током являются обширные и глубокие ожоги. Если напряжение очень высокое, происходит обугливание тела.

Ниже представлена таблица пороговых величин тока.

Напряжение Ощутимый (мА) Не отпускающий (мА) Фибрилляционный (мА)
Переменное (50Гц) 1,0-1.5 12,0-15,0 100,0
Постоянное 6,0 60,0 300,0

Основные требования

Самостоятельно работать с подобным оборудованием могут опытные сотрудники, те, кто прошел вводный инструктаж, имеет соответствующее образование и квалификацию, знающие особенности строения аппаратуры, ее функциональность. Они обучены приемам выполнения необходимых работ, помнят об основных мерах безопасности и способны оказывать пострадавшим первую помощь.

Техника безопасности использования разных электроинструментов

Какие требования к ним предъявляются:

  • выполнять работу, предписанную должностной инструкцией;
  • придерживаться указанных правил распорядка;
  • правильно использовать средства индивидуальной, коллективной защиты;
  • соблюдать все правила по охране труда;
  • при возникновении опасной ситуации извещать начальство немедленно;
  • содержать в порядке оборудование и рабочее место;
  • периодически проходить общий противопожарный инструктаж, курсы повышения своей квалификации.

Гражданин, работающий с ручным электроинструментом, постоянно отвечает за состояние, функциональность и безопасность аппаратуры. Должен поддержать инструмент в нормальном (рабочем) состоянии, своевременно производить ремонт, замену деталей.

Обратите внимание! Если человек случайно пострадает от воздействия электрического тока, уметь оказать ему нужную помощь

Требования к экипировке оператора

Внешний вид сотрудника, контактирующего с электрооборудованием, тоже имеет значение. Руководство должно обеспечить ему комплект спецодежды: это спецобувь, форма, головной убор и другие приспособления, необходимые для безопасной работы. Они выдаются бесплатно, в соответствии с нормами выдачи спецодежды и положениями Коллективного договора.

Кроме формы и других нательных защитных средств, работникам бесплатно должны выдать:

  • защитные очки;
  • виброизолирующие рукавицы;
  • прочные противошумные шлемы, пробки, наушники;
  • диэлектрические средства, обеспечивающие индивидуальную защиту (галоши, коврики, боты).

Сотрудники должны регулярно пользоваться выданными средствами, надевать все необходимое каждый раз, когда начинают смену. Виброизолирующие рукавицы с остальными шумоизолирующими средствами используются, если уровень вибрации и производственного шума на предприятии выше нормы.

Вышеописанные диэлектрические средства применяются для работников, кто пользуется инструментами I класса или оборудованием II-III классов, при выполнении различных монтажных работ. Такая аппаратура характерна на сферы строительства.

Если работа сотрудника связана с большой высотой, например, когда он поднимается на строящееся здание, то защитный комплект дополняется: монтажным поясом, стропами, монтерскими когтями и иными приспособлениями.

Комплект защитной экипировки оператора

Информация вокруг нас

Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Взгляните на рис. 1. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?

Скорее всего, вы заметили различия там, где их на самом деле нет. Убедитесь в этом, воспользовавшись линейкой.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии». Рекомендуем поработать с этим ресурсом, выполнить необходимые измерения виртуальными инструментами.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.

Виды информации по форме представления

Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами чувств. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах (табл. 1).

Таблица 1

Виды информации
Числовая информация Количественные характеристики объектов окружающего мира — возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы полезных ископаемых, площади лесов и т. д. 12 — число, записанное арабскими цифрами.XII — число, записанное римскими цифрами.00001100 — представление числа в памяти компьютера.
Текстовая информация Всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков Книга — русский язык.Book — английский язык.Buck — немецкий язык.Livre — французский язык.
Графическая информация Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т. д.
Звуковая информация Всё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т. д.
Видеоинформация Последовательности изображений — фильмы, мультфильмы и т. д.

Действия с информацией

Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку — сохранить.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки информации.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование — это действия человека с информацией. А вот, например, приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится вкусно и полезно. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Информация — это сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Вопросы и задания

1. Расскажите, что вы знаете об информации.

2. Назовите чувства и органы чувств человека, с помощью которых он получает следующие виды информации:1) зрительную информацию;
2) звуковую информацию;
3) вкусовую информацию;
4) обонятельную информацию;
5) осязательную информацию.

3. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние, осязание) является наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?
Вам будет легче ответить на этот вопрос после просмотра анимации «Восприятие информации животными через органы чувств», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

4. Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.

5. Является ли покраска стен примером действия с информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.

6. Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?

7. Можно ли информацию потерять? Приведите примеры.

Основные правила безопасности

Спортивный зал, площадка, где происходят занятия на улице, а также спортивный инвентарь и всё оборудование, которое используется на уроке, должны соответствовать нормативам и правилам безопасности. За это отвечает руководство учебного заведения. В помещении для физкультуры необходимо иметь аптечку для оказания первой помощи.

Описание правил безопасности оформляется документально. В зависимости от местных условий они могут изменяться, руководство образовательного учреждения вправе корректировать запрещенные и разрешенные действия. Здесь мы перечислим базовые требования. 

До начала урока

  1. Учащиеся допускаются к занятиям только после прохождения инструктажа по технике безопасности.
  2. На каждого ученика должен быть документ об уровне допуска, который дается врачом.
  3. Если допуск частичный или есть освобождение, ученик всё равно обязан присутствовать на уроке.
  4. Перед уроком учащиеся переодеваются в спортивную форму в специально отведенных для этой цели раздельных для мальчиков и девочек раздевалках.
  5. В раздевалке запрещается открывать окна, вставать на скамейки.
  6. Спортивная форма должна соответствовать погодным условиям на улице или температуре помещения, где проходят занятия. Обувь — достаточно легкая, на резиновой подошве, чтобы не скользила.
  7. Спортивный инвентарь ученики могут подготовить заранее, получив на это разрешение от учителя.
  8. Снять вещи, которые могут мешать или представлять опасность: часы, браслеты, массивные серьги и т. д.
  9. Убрать из карманов острые предметы и те, которые могут внезапно выпасть.
  10. На место проведения урока приходят после разрешения преподавателя.
  11. Перед началом нужно построиться.

Во время урока

  1. Внимательно слушать и выполнять все требования учителя.
  2. Делать все упражнения и брать спортинвентарь после разрешения и использовать строго по назначению.
  3. Запрещена еда и жевательная резинка.
  4. Не пользоваться гаджетами.
  5. Нельзя отвлекать учителя и мешать другим.
  6. Следить за тем, чтобы случайно не травмировать окружающих.

При беге:

  • бежать надо по своей дорожке, не менять траекторию бега без веских причин;
  • соблюдать дистанцию, чтобы избежать столкновений;
  • нельзя резко останавливаться на финише.

При выполнении упражнений со снарядами:

  • чтобы не упасть с брусьев или перекладины, следите, чтобы руки не были влажными;
  • перед метанием убедитесь, что в секторе броска нет людей и предметов;
  • нельзя стоять справа от метающего, ходить за снарядами без разрешения и находиться в зоне броска;
  • запрещено делать упражнения на снарядах, под которыми нет матов и при бьющем в глаза ярком свете;
  • сложные упражнения необходимо выполнять со страховкой;
  • безопасный снаряд должен быть исправен, хорошо закреплен, на достаточном расстоянии от стен и от других объектов.

При прыжках:

  • запрещено прыгать на рыхлом, неровном или скользком грунте;
  • ни в коем случае не приземляйтесь на прямые руки.

Важно: если ученик вдруг почувствует себя плохо на уроке или травмируется, он обязан сразу же сообщить о своем состоянии учителю. Все должны быть в курсе, где находится аварийный выход и быть готовы по команде учителя в случае возникновения нештатной ситуации покинуть помещение или площадку, где идет урок

Все должны быть в курсе, где находится аварийный выход и быть готовы по команде учителя в случае возникновения нештатной ситуации покинуть помещение или площадку, где идет урок.

Самовольно уходить с урока запрещается.

После урока

  1. Если необходимо убрать спортивный инвентарь, то это делают только с ведома преподавателя.
  2. Место занятий покидают спокойно и организованно и после того, как разрешит педагог.
  3. Нужно переодеться, вымыть руки с мылом и умыться.

Пить холодную воду во время или сразу после занятий запрещено.

Особенности рабочих мест

В зависимости от вида деятельности будет зависеть охрана труда, организация рабочего места.

В условиях вредного производства требования по охране труда будут отличаться от условий работы в офисе.

Например, уровень шума в цехе должен соответствовать нормам, установленным законом, превышение допустимого значения может серьезно сказаться на здоровье сотрудника. Либо, станок, на котором работает сотрудник, должен быть специально оборудован.

При этом световое освещение тоже должно соответствовать законодательству в области охраны труда. Если сотрудник работает в помещении, где нет окон, и свет не поступает в кабинет, то данные условия труда будут считаться вредными.

Создание рабочего места напрямую зависит от трудовых обязанностей, которые выполняет сотрудник. У монтажника высотных зданий основным требованием является обеспечение безопасности при выполнении работ, снаряжение должно отвечать всем требованиям и быть не изношенным.

Основные правила эксплуатации

Современное оборудование позволяет облегчить многие процессы, однако, такие механизмы требуют особого отношения. Любая ошибка может закончиться трагически. Особенно электрические механизмы

Даже малый электрозаряд опасен, поэтому к операторам предъявляют список требований, включающий такие личные качества как внимательность, осторожность и спокойствие

Правила пользования электроинструментом условно делятся на три взаимосвязанных этапа:

  • до работы;
  • в период функционирования оборудования;
  • после работы.

Включая ряд базовых условий, актуальных на любом этапе:

  1. Проверка инструмента, его общего состояния и работоспособности. Осмотр его проводов на наличие повреждений или сколов.
  2. Ознакомление со списком требований, описанных производителем аппарата.
  3. Проверка текущего уровня заземления оборудования.
  4. Изучение проводов — насколько эффективна их изоляция. Поможет штепсельная вилка и специальная защитная трубка.
  5. Хранение техники в сухих, защищенных от осадков помещениях, обязательна регистрация и учет всех видов аппаратуры. Каждому — отдельный документ.

Техника безопасности касается и возрастного критерия. Работать с такими инструментами могут лишь совершеннолетние граждане, прошедшие ТБ, имеющие соответствующие навыки, образование и опыт. Данные условия описаны в ГОСТ и других нормативных актах.

Разновидности защитных перчаток

Правила безопасности перед началом работы

Начиная смену, сотрудник, работающий оператором электроинструмента обязан:

  • очистить рабочее пространство, убрав все ненужное (мусор, пыль, лишние детали);
  • проверить внешнее состояние обмоток мотора (используя треугольник, потом звезду);
  • изучить техническое состояние своего электроинструмента, проводки и надежность заземления у корпуса аппаратуры;
  • наличие, состояние и исправность своих перчаток, защитного костюма и резинового коврика.

Далее он следует пунктам служебной инструкции.

Проведение рабочего процесса

Важно сохранять внимательность, работать неспешно и помнить о текущих задачах. Отслеживать исправность подводящих проводов, уровень электрификации инструмента

Не допускать перекручивания шнуров, их зажима и петления.

Запрещено проводить сети проводов:

  • под проездами;
  • подъездными путями;
  • местах, где хранятся материалы.

Своевременно менять старые и потертые провода.

Меры безопасности после завершения работы

Окончание процедуры также важно:

  • проследить, чтобы аппарат полностью выключился;
  • дождаться, пока все двигающие части не замрут полностью;
  • очистить стружку и прочий материал, оставшийся после работы;
  • разобрать (по необходимости) инструмент.

Важно! Запрещено оставлять включенный аппарат без внимания!

Требования к помещениям при работе за компьютером

Требования к ПЭВМ включают и определенные условия, относящиеся к помещениям, которые должны соблюдаться. Необходимо оснастить комнату всем необходимым для безопасности и удобства персонала. Обязательно наличие не только естественного, но и искусственного освещения. Нельзя организовывать рабочее место в подвале. Для взрослого человека размер рабочего места должен составлять минимум 6 м2. Если рабочая площадь не соответствует требованиям, ее необходимо расширить.

Необходима качественная система отопления. Наличие кондиционера или хорошей вытяжной вентиляции является обязательным.

Есть требования и к отделочным материалам. Использовать любые материалы для таких помещений нельзя. Подходит отделка, обладающая диффузно-отражающими свойствами. Пол должен быть ровным, без ям. Поверхность – не скользкой, антистатической. Чем проще в уходе будут используемые материалы, тем лучше.

Важно! Обязательно наличие в помещении огнетушителя и аптечки со всем необходимым для оказания первой медицинской помощи

Требования электробезопасности при обслуживании установки

В официальных правилах ТБ по электробезопасности описаны положения, которые затрагивают безопасность работ при деятельности с действующими агрегатами и линиями под напряжением.

Работать с электроустановками может только квалифицированный специалист с соответствующим уровнем допуска. По правилам, если напряжение в сети более 1 киловольта, деятельность может осуществляться только при наличии у бригадира 4-й степени допуска. Его подчиненные могут принимать участие, если у них присутствует 3 степень.

Осуществлять осмотр поврежденных электроустановок, согласно правилам электробезопасности, может только специальная бригада, в составе которой присутствует обладатель 4 степени допуска. В правилах ТБ сказано, на удаленном расстоянии от объектов под высоким напряжением должны находиться:

  • Остальные люди, не входящие в состав оперативной бригады.
  • Гидравлические подъемники.
  • Телескопические вышки.
  • Автомобильная техника.
  • Лестницы, стремянки, краны.

За тем, чтобы никто не подходил к опасному объекту без разрешения, следит охрана.

Обычный работник может подойти к агрегату только с разрешения старшего оперативной бригады и в его сопровождении.

В подстанциях с электрооборудованием мощностью от 1000 вольт обязано присутствовать защитное ограждение. Находиться на объекте, и подходить к технике можно только в сопровождении уполномоченного сотрудника с допуском электробезопасности. Проникать за ограждение категорически запрещено.

ТБ при работах на действующих электроагрегатах

Вся деятельность на действующих электроагрегатах должна быть оформлена на специальном бланке. В нем указывается:

  • Минимальный объем выполняемых работ.
  • Место их проведения.
  • Дата и время начала и конца наряда.
  • Список сотрудников.
  • ФИО бригадира.

Все действия выполняются только с разрешения руководящего состава. Они выписывают наряд, в котором указан алгоритм и правила выполнения всей операции. Самостоятельно добавлять или убирать какие-либо пункты из него запрещено.

Важно! В обязательном порядке все рабочие должны быть облачены в специальную униформу. Она должна иметь длинные рукава и прорезиненные элементы

Запрещается использовать металлические инструменты без резиновой защиты, соответствующей ГОСТу.

Условия работы:

  • Опасные элементы должны располагаться непосредственно перед лицом работника.
  • Освещение должно быть приемлемым, не слишком интенсивным.
  • Запрещено работать на улице в дождливую погоду.

Меры по безопасному осуществлению работ

Чтобы снизить вероятность халатного отношения и повысить безопасность, руководство должно:

  • Оформлять всю деятельность в виде нарядов, распоряжений и списков.
  • Контролировать норму порядка на рабочей зоне.
  • Следить за тем, чтобы к электроустановкам допускались только лица, имеющие соответствующий допуск.
  • Предоставлять полную команду бригадиру для помощи.
  • Официально фиксировать начало и конец наряда, переход на другой объект.

Меры безопасности при работе

Сотрудники несут ответственность за соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей так же, как и руководители.

Последствия поражения

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых ток может пройти по организму:

  • человек взялся за оголенный провод под напряжением двумя руками;
  • человек находиться на земле и прикасается к оголенному проводу рукой;
  • человек стоит на земле в районе неисправного заземления;
  • человек прикоснулся головой за токопроводящие элементы;
  • опасными путями являются те, которые проходят через жизненно важные органы.

В таблице ниже представлены последствия поражения электрическим током.

Электроток Вид проявления
Переменный Постоянный
До 1,5 мА Небольшие судороги пальцев Не ощущается и является безопасным
До 3 мА Дрожь конечностей усиленная Не ощущается
До 7 мА Судорожные движения непроизвольные Ощущения жжения
До 10 мА Болевые ощущения усиленные Усиление нагревания
До 25 мА Эффект прилипания. Сильные болевые ощущения Сильное нагревание. Небольшие судороги
До 80 мА Остановка дыхания и возможно сердца Нагревание более сильное. Движение рук непроизвольное. Трудность дыхания
До 100 мА Остановка дыхания. Более 3 с — остановка сердца Остановка дыхания.

Обратите внимание! В любом случае последствия поражения могут варьироваться в зависимости от состояния человека и его индивидуальности

Поражения электротоком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector