Какие существуют электронные почты: список, популярность, плюсы и минусы
Содержание:
Как работает почтовый сервер
Разберем, как работает почтовый сервер на простых примерах. Например, отправку электронного письма с Gmail на Mail.ru можно сравнить с отправкой обычного письма из России во Францию.
Электронная почта | Обычная почта |
Вы пишете письмо по электронной почте и нажимаете «Отправить». Программа передает письмо на серверную часть. | Вы пишете физическое письмо и опускаете его в ящик. |
Почтовый сервер Gmail.com передает письмо на сервер Mail.ru. | Сотрудники почты смотрят адрес на конверте, маркируют его и пересылают вместе с множеством писем во Францию. |
Mail.ru распознает, кому письмо, и передает его программе, которая направляет сообщение нужному пользователю. | Французская почта распознает, кому вы отправили письмо и почтальон приносит письмо в ящик получателю. |
Письмо оказывается во «Входящих» (или в «Спаме») и вы его читаете. | Получатель читает письмо. |
Только в электронной почте все происходит очень быстро, автоматически и без участия людей.
Если интересно вникнуть глубже — читайте детальный пример пересылки письма между двумя почтовыми ящиками.
Помимо популярных почтовых серверов (Mail.ru, Gmail), можно развернуть свой собственный почтовый сервер.
Fastmail
У австралийского сервиса Fastmail любопытная история: когда-то он был куплен вендором известного и теряющего популярность браузера Opera, но в прошлом году отделился, став полностью самостоятельной единицей. А расположение серверов с бэкапом в Норвегии дает хороший уровень безопасности и неподвластности спецслужбам, особенно российским. Стоимость аккаунта стартует с ~$5 долларов в год.
Название сервиса неслучайно. Он действительно быстрый: средний размер страницы стандартного HTML-интерфейса составляет 30 Кбайт (в отличие от 200 Кбайт у Gmail в таких же условиях), и это критично особенно в роуминге. Отсутствуют ненужные приложения, есть простой минималистичный интерфейс (можно выбирать «классический» или «современный»), двухфакторная аутентификация (можно даже заказать себе аппаратный USB-токен — это для параноиков или агентов спецслужб). Также можно выбрать себе доменное имя из примерно пяти десятков, и если вы ищете что-нибудь вроде «vova@allmail.net» или с другим доменным именем, подобрать будет довольно легко. Кроме того, допускается смена имени основного ящика и добавление к нему до двадцати алиасов с любыми доменами из списка — виртуальных имен, которые ведут на ваш основной ящик.
А главный плюс — бесплатный двухмесячное пробное использование. Собственно, следующий кандидат тоже может им похвастать.
Как настроить почтовый сервер на своем домене
Настройка почтового сервера проходит в несколько этапов:
- Развертывание сервера. Это может быть либо компьютер, работающий 24/7 в вашем офисе, или виртуальный сервер на Digital Ocean, Amazon Web Services, Google Cloud или любом другом облачном провайдере.
- Настройка почты. Далее необходимо настроить саму почту — эти самые почтовые агенты, которые отправляют и получает электронные сообщения. Можно воспользоваться готовым решением типа Iredmail или собрать свои компоненты.
- Сервер контактов и календарей. Пользователи привыкли пользоваться контактами и календарями. Эту инфраструктуру почты также нужно развернуть отдельно.
- Подключение веб-клиента. Почта не может так просто работать в браузере, для этого нужно настроить специальный веб-клиент.
- Настройка RSS-ленты. Это лента новостей, которая приходит на почту. Немного устаревший формат, но для многих сервисов он важен, потому в почте его нужно настроить.
- Синхронизация для смартфонов. Со смартфонов такая почта работать не будет, если не настроить специальный мобильный клиент.
Если вам нужна корпоративная почта, настройте ее по нашей инструкции «Как настроить корпоративную почту на своем домене». Если нужен именно почтовый сервер — ищите системного администратора в команду или аутсорсеров.
Сравнение платных почтовых сервисов
Своими руками можно и хотрод собрать, а можно и собственный почтовый ящик сделать: достаточно купить хостинг у провайдера конкретно под почту, либо же хостинг с почтовым ящиком. Обойдется это в несколько долларов в год, однако, потребуются весьма глубокие знания того, как это все работает; самому настраивать все сервера и имена, и главное — прикручивать собственный спам-фильтр. Данная тема также является предметом отдельной статьи, посему в данном материале не рассматривается; подробные инструкции по созданию собственного во всех отношениях ящика вы сможете в изобилии найти на просторах Сети. Так что, в статье мы сосредоточимся только на уже готовых сервисах, в которых от пользователя практически ничего не требуется, кроме как зарегистрироваться и платить деньги вовремя.
Что выбрать: свой почтовый сервер или готовое решение
Почему идея настройки своего почтового сервера до сих пор актуальна? Дело в том, что еще 10 лет назад не было корпоративной почты на Gmail. Любой компании, которая хочет писать клиентам от имени своего домена, приходилось разворачивать свой почтовый сервер.
То же самое касалось массовых рассылок — для отправки даже на 1000 контактов были два варианта:
- отправить вручную с электронных почт сотрудников;
- развернуть чуть более мощный почтовый сервер и настроить на нем опцию массовой рассылки.
Есть компании, которые не так быстро внедряют новые технологии, потому они еще пользуются почтовыми серверами. Но сейчас гораздо проще и разумнее для корпоративной электронной переписки использовать Gmail и Mail.ru, а для массовых рассылок — отдельные сервисы типа UniSender.
Лучше использовать готовые решения (Gmail, Mail.ru) для личной почты и сервисы рассылок (UniSender) для писем по базе клиентов | Можно подумать о своем почтовом сервере |
Небольшая компания, 1-50 почтовых ящиков. | Более 100 почтовых ящиков. |
Нет системного администратора и экспертов по почтовым серверам. | Есть системный администратор и/или отдел системного администрирования. |
Вас устраивает уровень безопасности, который предоставляют готовые решения. | Вы работаете в банке, государственной службе, финансовой организации. |
Вы не пересылаете огромные файлы по почте. | Сотрудники часто пересылают большие файлы — вам нужно экономить на трафике. |
Контактная база до 1 миллиона, транзакционные письма не отправляете. Делаете рассылки время от времени. | Контактная база более 1 миллиона, вы отправляете каждому пользователю транзакционные письма и регулярные рассылки. |
E-mail, как идентификатор личности
Чтобы завести почтовый ящик в виде логин@домен.com практически всегда нужно верифицировать свою личность: такие электронные ящики выделяет своим сотрудникам работодатель, абонентам оператор сотовый связи, либо своим пользователям провайдер услуги доступа в сеть интернет, а также возможен вариант оплаты создания такого ящика самим пользователем. Но главное, практически во всех случаях присутствует момент идентификации его личности. Этот факт широко известен и поэтому любой серьезный онлайновый сервис или Интернет магазин, где где Вы используете при регистрации или заказе товара электронный почтовый ящик в виде логин@домен.com, который не предоставлен одним из бесплатных почтовых сервисов, всегда отнесется к Вам благожелательно, как говорят «client friendly».
Ваш заказ, покупка или регистрация с гораздо меньшей степенью вероятности будут отнесены в разряд сомнительных или требующих дополнительной проверки личности пользователя. Электронные платежные системы, которые, как правило очень тщательно проверяют личности своих пользователей, мало того, что также не потребуют дополнительной верификации и не заблокируют Ваш аккаунт, что называется «до выяснения», так еще и премируют Вас высоким платежным лимитом (практически все серьезные электронные платежные системы устанавливают своим пользователям ежемесячный лимит на оборот средств). Крупные зарубежные интернет магазины не будут ограничивать Вас, как нового пользователя числом покупок, а онлайновые аукционы числом ставок и сообщений другим пользователям.
Особенно это актуально, если по предоставляемым Вами контактным данным, а также по ip адресу можно определить, что Вы являетесь жителем одной из стран Восточной Европы. К большому сожалению в этих странах уровень онлайнового мошенничества традиционно высок и к пользователям из них все серьезные онлайновые сервисы и магазины относятся более чем настороженно.
Говоря простым языком, наличие электронного почтового ящика в виде логин@домен.com придаст Вам так необходимую для начала респектабельность — помните наше национальное — «по одежке встречают», а также доверие со стороны других пользователей, которые глядя на Ваш электронный почтовый адрес будут знать о том, что Ваша личность проверена тем, кто его предоставил и вероятность «познакомиться» таким образом с мошенником намного ниже.
1and1.com
Интересен, как минимум, тем, что предлагает создать собственный ящик (и плюс еще пять бесплатно) с собственным же доменом в одной из доменных зон, коих десятки. Вышеупомянутая цена действительна как раз при покупке домена и оплате сразу за год, так что получается около 13 долларов сразу «вынь да положь».
Другой минус сервиса в том, что он на сто процентов американский, то есть, если вы хотите повторить путь Сноудена, вас сдадут и не поморщатся. Третий минус — никаких бесплатных ознакомительных месяцев, какие предлагают другие сервисы, не предоставляется. Но 1and1.com вернет вам уплаченные деньги через месяц, если он вам не понравится, а это уже плюс.
Еще один плюс — круглосуточная телефонная техподдержка, что, в принципе, имеет смысл, если у вас хороший разговорный английский и есть какой-нибудь SIP-аккаунт с бесплатными звонками в США.
Помимо почты, 1 & 1 предлагает весь спектр услуг хостинг-провайдера, от аренды серверов до корпоративных групповых аккаунтов с Microsoft Exchange.
Так что же выбрать?
Некоторые агитаторы платных почтовых сервисов указывают, что они «престижнее» бесплатных; однако, это слово имеет значение только там, где ему это значение придают. Если удобство и безопасность для вас важнее «понтов», тогда не стоит учитывать этот сомнительный фактор.
Мы рассмотрели далеко не все платные почтовые службы, а лишь наиболее известные и уважаемые. Акцент делался, прежде всего, на функциях, которые они могут предоставить, и на главных отличиях от бесплатных сервисов.
Выбирать платный почтовый сервис стоит в том случае, если вам нужно своевременное и точное обслуживание, если вы хотите быть уверены в безопасности своих личных данных, не хотите предоставлять их для таргетированной рекламы, ну или боитесь ФСБ; а, может, у вас «пунктик» на тему качественной двухфакторной авторизации, и вы готовы платить за это энное количество долларов в год или месяц (в зависимости от вашего тарифного плана).
Автор этой статьи по результатам месячных раздумий и сравнений выбрал Fastmail прошлой осенью, и за прошедший почти год нареканий данный сервис не вызвал совсем. Действительно, все просто, удобно и быстро. Переход с GMail оказался оправдан на все 100%, и если вам действительно надоело, что бесплатные «почтовики» заваливают вас рекламой, копаются в письмах — в общем, все то, о чем было рассказано выше, тогда рекомендуем задуматься о переходе на платный почтовый сервис.
А то и правда, мало ли…
Runbox
Веб-интерфейс почты больше похож на какую-нибудь старую почтовую программу с выпуклыми кнопками, и функциональность у него довольно избыточна по сравнению с другими сервисами (тем же Fastmail). Перегруженностью в данном случае называем обилие графических элементов в расчете на один блок страницы, без которых вполне можно обойтись.
С защищенностью у сервиса в полном порядке: круглосуточная техподдержка, свирепо-свинцово мрачные неприступные дата-центры, техподдержка тоже есть и довольно быстрая, мощные спам-фильтры.
Тарифные планы вполне сравнимы по стоимости: правда, начинается все с 20 долларов в год за гигабайтный почтовый ящик без возможности хостинга, а заканчивается 15-гигабайтным с хостингом за 80 долларов. Впрочем, дополнительные гигабайты, хостинг и даже веб-дизайн вы также можете купить за отдельную плату при подписке на любой тарифный план.
Формально, глобальное отличие от Fastmail заключается в стране расположения основных дата-серверов (у Fastmail, напомним, основные сервера в Австралии) и веб-интерфейсе. Если вам не по душе минимализм Fastmail, например, то может прийтись по вкусу вид Runbox, напоминающий чем-то старые Outlook в Windows 98. Но размер HTML-страниц все-таки побольше будет.
Rackspace
В отличие от предыдущих участников, этот почтовый сервис (при аналогичных достоинствах) предлагает синхронизацию по ActiveSync с мобильными устройствами (поддерживаются протоколы POP и IMAP) за дополнительный доллар в месяц. Но при этом и мобильный, и «взрослый», десктопный интерфейсы также присутствуют.
Во всем остальном сервис тоже отличается от конкурентов. Прежде всего, у Rackspace всего два тарифных плана — $2 в месяц за ящик (или $24 в год соответственно) и $10. Оба варианта предлагают 25-гигабайтные ящики, полную кастомизацию имени, включая придумывание своего домена, поддержку миграции с других сервисов и доступ через Outlook. Более дорогой вариант подразумевает синхронизацию с Outlook в реальном времени, поддержку Exchange 2010 и BlackBerry, а также «ассистента по расписанию» и расшаривание контактов с календарем по всей компании, если вы купили сервис на всю фирму. Техподдержка, которая здесь названа «фанатичной», работает 24 в сутки.
В общем, вполне очевидно, что Rackspace рассчитан больше на бизнес-пользователя, но мы бы хотели акцентировать внимание на 25-гигабайтном почтовом ящике за эти самые 24 доллара в год: ни один из других сервисов, про которые мы рассказали сегодня, таких объемов не предлагает, если они вам, конечно, нужны. С другой стороны, ящик поддерживает всего два домена на аккаунт, но если вам не нужно 20, как в Fastmail, этого вполне хватит
Минусы
Борьба с попаданием в спам. Спам-фильтры, черные списки, корректная доставляемость — вашему сисадмину придется следить за этим и постоянно настраивать почтовый сервер так, чтобы не пропускать важные письма и блокировать спам. Кроме того, IP-адреса компании будут постоянно попадать в черные списки почтовых клиентов. С этим тоже нужно бороться, чтобы письма без проблем доходили до получателей.
Постоянная настройка и поддержка вручную. Почтовые агенты, спам-фильтры, календари на почтовом сервере придется поддерживать вручную. Кроме того, почтовый сервер не обеспечивает вас доступом в веб-клиент почты, то есть доступом через браузер. Это придется настраивать отдельно.
Отдельный сотрудник или аутсорсер для сопровождения почты. Администрировать почтовый сервер без специальных знаний практически невозможно.
Если что-то сломается, вы не сможете написать в поддержку Gmail или прочитать инструкцию. Вам (или другому сотруднику) придется разбираться, что именно и как у вас настроено, чтобы починить.