Сколько языков программирования существует сейчас в мире
Содержание:
- Зачем нужен компилятор?
- Как читать программу на Go
- Примечания
- История
- Понятие языка программирования
- Kotlin
- Crystal
- История
- Оптимизация работы с PostgreSQL в Go: от 50 до 5000 RPS
- Литература
- Примечания
- Литература
- На чем написан компилятор?
- Примечания
- Компилятор GCC. Первая программа на Windows
- Языки программирования низкого уровня
- История
- Пример
- Заключение
Зачем нужен компилятор?
Процессор — самая важная часть компьютера. Он обрабатывает информацию, выполняет команды пользователя и следит за работой всех подключенных устройств. Но процессор может разобрать только машинный код — набор 0 и 1, которые записаны в определённом порядке.
Почему именно 0 и 1? В процессор поступают электрические сигналы. Сильный сигнал обозначается цифрой 1, а слабый — 0. Набор таких цифр обозначает какую-то команду. Процессор ее распознает и выполняет.
Программы для первых компьютеров выглядели как огромные наборы 0 и 1. Чтобы записать такую программу, инженеры пользовались гибкими картонными карточками — перфокартами. Цифры на перфокарте записывались поочередно, в несколько строк. Чтобы записать 1, программист делал отверстие в карте. Места без отверстия обозначали 0.
Компьютер считывал перфокарту специальным устройством и выполнял записанную команду. Для одной программы составляли сотни перфокарт.
Писать их было долго и сложно, поэтому инженеры стали создавать языки программирования, обозначая команды словами и знаками. Для того, чтобы процессор понимал, какие команды записаны в программе, программисты создали компилятор — программу, которая преобразует программный код в машинный.
Как читать программу на Go
Теперь давайте рассмотрим программу более детально. Программы на Go читаются
сверху вниз, слева направо (как книга). Первая строка гласит:
Это называется «определением пакета». Любая Go программа должна начинаться с определения
имени пакета. Пакеты — это подход Go к организации и повторному использованию
кода. Есть два типа программ на Go: исполняемые файлы и разделяемые библиотеки.
Исполняемые файлы являются видом программ, которые можно запустить прямо из
терминала (в Windows их имя заканчивается на ). Библиотеки являются
коллекциями кода, который можно использовать из других программ. Детальнее мы
будем рассматривать библиотеки чуть позже, а пока просто не забудьте включать эту
строку в программы, которые вы пишете.
Далее следует пустая строка. Компьютер представляет новые строки специальным
символом (или несколькими символами). Символы новой строки, пробелы и символы
табуляции называются разделителями. Go не обращает на них внимания, но мы используем
их, чтобы облегчить себе чтение программы (вы можете удалить эту строку и
убедиться, что программа ведет себя в точности как раньше).
Дальше следует это:
Ключевое слово позволяет подключить сторонние пакеты для использования
их функциональности в нашей программе. Пакет (сокращение от format) реализует
форматирование для входных и выходных данных. Учитывая то, что мы только что
узнали о пакетах, как вы думаете, что будет содержаться в верхней части файлов
пакета ?
Обратите внимание, что взят в двойные кавычки. Использование двойных
кавычек называется «строковым литералом», который в свою очередь является видом
«выражения»
Строки в Go представляют собой набор символов (букв, чисел, …)
определенной длины. Строки мы рассмотрим детально в следующей главе, а сейчас
главное иметь в виду, что за открывающим символом в конечном итоге должен
последовать и закрывающий. Всё, что находится между ними, будет являться строкой
(символ сам по себе не является частью строки).
Строка, начинающаяся с , является комментарием. Комментарии игнорируются
компилятором Go и служат пояснениями исключительно для вас (или для тех, кто будет потом
читать ваш код). Go поддерживает два вида комментариев: превращает в
комментарий весь текст до конца строки и , где комментарием является всё,
что содержится между символами (включая переносы строк).
Далее можно увидеть объявление функции:
Функции являются кирпичиками программы на Go. Они имеют входы, выходы и ряд
действий, называемых операторами, расположенных в определенном порядке. Любая
функция начинается с ключевого слова за которым следуют: имя функции (в
нашем случае ), список из нуля и более параметров в круглых скобках, возвращаемый тип (если
есть) и само «тело», заключенное в фигурные скобки. Наша функция не имеет
входных параметров, ничего не возвращает и содержит всего один оператор. Имя
является особенным, эта функция будет вызываться сама при запуске
программы.
Заключительной частью нашей программы является эта строка:
Этот оператор содержит три части: доступ к функции пакета под
названием (Print line), затем создание новой строки, содержащей
, и вызов функции с этой строкой в качестве первого и
единственного аргумента.
На данный момент вы уже можете быть немного перегружены количеством новых
терминов. Иногда полезно не спеша прочесть вашу программу вслух. Программу,
которую мы только что написали, можно прочитать следующим образом:
Функция выполняет основную работу в этой программе. Вы можете узнать о
ней больше, набрав в терминале команду:
Среди прочей информации вы должны увидеть это:
Go — очень хорошо документированный язык, но эта документация может быть трудна
для понимания, если вы до этого не были знакомы с другими языками программирования. Тем
не менее, команда очень полезна для начала поиска ответов на
возникающие вопросы.
Сейчас документация говорит нам, что вызов пошлет передаваемые ей
данные на стандартный вывод — терминал, вы сейчас работаете в нём. Эта функция
является причиной, по которой отображается на экране.
В следующей главе вы поймете, каким образом Go хранит и представляет вещи вроде
с помощью типов.
Примечания
- ↑ Дорот В. Л., Новикав Ф. А. // Толковый словарь современной компьютерной лексики. — 3-е изд. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — С. 215. — 608 с. — ISBN 9785941574919. — ISBN 5941574916.
- ↑ Макарова Н. В., Волков В. Б. // Информатика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2015. — С. 557. — 576 с. — ISBN 9785496015509.
- ↑ Microsoft Press. interpret, interpreted language // Толковый словарь по вычислительной технике. — М.: Русская редакция, 1995. — С. 236. — 496 с. — ISBN 5750200086. — ISBN 1556155972.
- ↑ I.153 interpretative language // Толковый словарь по вычислительным систамам / Под ред. В. Иллингуорта и др.. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 241-242. — 560 с. — ISBN 521700617X.
- ↑ Кочергин В. И. interpreter // Большой англо-русский толковый научно-технический словарь компьютерных информационных технологий и радиоэлектроники. — 2016. — ISBN 978-5-7511-2332-1.
- ↑ Интерпретатор, Интерпретация // Толковый словарь по информатике / Под. ред. Г.Г. Пивняка. — Днепропетровск: Национальный горный университет, 2008. — С. 327-328. — 599 с. — ISBN 978-966-350-087-4.
- Воройский Ф. С. // Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Физматлит, 2006. — С. 325. — 768 с. — ISBN 5922107178. — ISBN 9785457966338.
- , 25.3. Где искать жир и патоку? Интерпретируемые языки, с. 585.
- , 32.4. Советы по эффективному комментированию. Производительность не является разумной причиной отказа от комментирования, с. 774.
- ↑ .
- ↑ Пратт Т., Зелковиц М. 2.1.3 Трансляторы и виртуальная архитектура // Языки программирования: разработка и реализация. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с. — ISBN 5318001890.
История
В ранние годы развития программирования на языки сильно влиял выбор способа выполнения. Например, компилируемые языки требовали задания типа данных переменной в момент её описания или первого использования. В то время как интерпретируемые языки в силу своей динамической природы позволяли отказаться от этого требования, что давало больше гибкости и ускоряло разработку.
Изначально интерпретируемые языки преобразовывались в машинный код построчно, то есть каждая логическая строка компилировалась непосредственно перед выполнением. В результате каждая инструкция, заключенная в тело цикла и исполняемая несколько раз, столько же раз обрабатывалась транслятором. В настоящее время такие эффекты редки. Большинство интерпретируемых языков предварительно транслируются в промежуточное представление. Оно представляет собой байт-код или шитый код (threaded code). Это набор инструкций по вызову небольших фрагментов более низкоуровневого кода, эквивалентный нескольким командам ассемблера или командам виртуальной машины соответственно. Уже этот код исполняется интерпретатором или виртуальной машиной.
Например, такую схему используют следующие языки:
- Java
- Python
- Ruby (использует представление кода в виде абстрактного синтаксического дерева)
Промежуточный код может создаваться как явной процедурой компиляции всего проекта (Java), так и скрытой трансляцией каждый раз перед началом выполнения программы (Perl, Ruby) и при изменении исходного кода (Python).
Понятие языка программирования
Определение 1
Язык программирования – формальная знаковая система, которая предназначена для написания кодов компьютерных программ. Языком программирования определяется набор лексических, синтаксических и семантических правил, которые описывают внешний вид программы и действия, которые выполняет компьютер под её управлением.
За все временя существования программирования было разработано более 8 000 языков программирования различных типов. С каждым годом количество возрастает. Некоторые языки доступны только небольшому числу их разработчиков, другие стали известны огромному количеству пользователей. Профессиональные программисты могут программировать на десятках различных языков программирования.
Язык программирования используется для написания компьютерных программ, представляющих собой набор правил, которые позволяют компьютеру выполнить какой-либо вычислительный процесс, организовать управление различными объектами и т. п. Отличие языка программирования от естественного языка в том, что он предназначен для взаимодействия человека с ЭВМ, а естественный язык – для общения людей между собой. У большинства языков программирования для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений используются специальные конструкции.
Чаще всего язык программирования существует в нескольких видах, которые существенно отличаются между собой:
- Стандарт языка – набор спецификаций, которые определяют его синтаксис и семантику; стандарт языка может исторически развиваться.
- Воплощения (реализации) стандарта – сами программные средства, которые обеспечивают работу соответственно определенному варианту стандарта языка. Они отличаются производителем, маркой и вариантом (версией), временем выпуска, полнотой воплощения стандарта, дополнительными возможностями; зачастую имеют определённые ошибки или особенности воплощения, которые влияют на практику использования языка или даже на его стандарт.
Kotlin
Kotlin — это статически типизированный язык, исполняемый на JVM и компилируемый в JavaScript. Разработан компанией JetBrains, когда у неё возникла потребность в новом языке для создания инструментов, которые писались преимущественно на Java. Нужно было что-то, что позволило бы использовать существующую кодовую базу, но вместе с тем решало некоторые проблемы, c которыми компания сталкивалась при использовании Java. Именно на «лечение» наиболее распространённых «болячек» при создании ПО и ориентировались авторы Kotlin, в результате чего язык и получил свои характеристики:
- ЛаконичностьСокращение количества шаблонного кода, необходимого для выражения определённых конструкций;
- УниверсальностьСоздание языка, подходящего для любого вида промышленной разработки приложений — мобильных, десктопных, веб-приложений или серверной части;
- БезопасностьПозволить языку самому обрабатывать частые проблемы, связанные, например, с ошибкой null reference exception;
- ИнтероперабельностьСделать язык, совместимый с существующими кодом на Java, библиотеками и фреймворками, что обеспечило бы плавный переход на новое средство разработки;
- Совместимость с различными инструментамиJetBrains создаёт инструменты, и делает это исходя из того, что многие рутинные задачи можно автоматизировать, сделав разработку более эффективной и продуктивной. А значит, язык должен позволять запросто применять сторонние инструменты.
Главным качеством Kotlin всегда была и будет прагматичность: найти наиболее распространённые и частые проблемы при написании кода и попытаться устранить их. Это проявляется в различных особенностях языка, например:
- null-безопасность по умолчанию: типы в Kotlin по умолчанию не допускают неопределённого значения, что позволяет избежать исключений пустых ссылок или указателей;
- делегация первого класса: возможность делегировать функциональность члена класса внешней функции обеспечивает повторное использование и лучшую композицию;
- конвенции: ряд конвенций позволяют писать выразительный код, благодаря чему можно создать сильно типизированный проблемно-ориентированный язык с лучшей читабельностью и упрощённым рефакторингом.
Версия Kotlin 1.0 вышла в феврале 2016 года спустя более пяти лет разработки и масштабных тестирований на реальных проектах. На сегодняшний день Kotlin используется более чем в десяти продуктах JetBrains, а также компаниями Amex, NBC Digital, Expedia и Gradle.
Больше информации можно найти на kotlinlang.org.
Эту часть написал Хади Харири — вице-президент по защите интересов разработчиков JetBrains, редактор блога Kotlin и главный пресс-секретарь Kotlin.
Crystal
Crystal — это язык программирования общего назначения с девизом «Скорость С, качество Ruby». Это высокоуровневый, статически типизированный, компилированный, полностью объектно-ориентированный язык с продвинутым выводом типов и сбором мусора.
Ключевые цели проектировщиков Crystal:
- схожий с Ruby синтаксис (но не совместимость с ним);
- статическая проверка типов без необходимости уточнять тип переменных или аргументы методов;
- возможность вызывать С-код с помощью его привязки к Crystal;
- оценка и генерация кода в процессе компиляции для избежания шаблонного кода;
- компиляция в эффективный нативный код.
Некоторые уникальные особенности Crystal:
- каналы: в Crystal есть каналы, вдохновлённые CSP (так же, как и в Go), что обеспечивает конкурентность. Для этого в нём есть согласованные легковесные потоки Fibers. Можно запросто создать такой поток, используя команду spawn и операцию asynchronous/nonblocking;
- макросы: макросы в Crystal позволяют избежать шаблонного кода и получить возможности метапрограммирования. Они действительно мощны и вычисляются во время компиляции, а значит, не отражаются на производительности;
- команда crystal: эта команда сама по себе многофункциональна и включает замечательные инструменты. Она используется для создания нового проекта, компиляции, запуска тестов и многого другого. В ней есть встроенное средство форматирования кода, а также интерактивная среда для быстрого прототипирования crystal play, подобная irb.
Бонус
выразительность: код гораздо больше читается, чем пишется. Благодаря Ruby, Crystal поистине выразителен и прост для понимания. Он будет легко даваться новичкам и в конечном итоге оправдает себя благодаря упрощённому сопровождению кода.
Больше информации можно найти в официальных руководствах Crystal Book и Crystal for Rubyists.
Эту часть написал Сердар Догруйол — автор Crystal for Rubyists, создатель Kemal, веб-фреймворка для Crystal, и куратор Crystal Weekly.
История
В ранние годы развития программирования на языки сильно влиял выбор способа выполнения. Например, компилируемые языки требовали задания типа данных переменной в момент ее описания или первого использования. В то время как интерпретируемые языки в силу своей динамической природы позволяли отказаться от этого требования, что давало больше гибкости и ускоряло разработку.
Изначально интерпретируемые языки преобразовывались в машинный код построчно, то есть каждая логическая строка компилировалась непосредственно перед выполнением. В результате каждая инструкция, заключенная в тело цикла и исполняемая несколько раз, столько же раз обрабатывалась транслятором. В настоящее время такие эффекты редки. Большинство интерпретируемых языков предварительно транслируются в промежуточное представление. Оно представляет собой байт-код или шитый код (threaded code) . Это набор инструкций по вызову небольших фрагментов более низкоуровнего кода, эквивалентный нескольким командам ассемблера или командам виртуальной машины соответственно. Уже этот код испольняется интерпретатором или виртуальной машиной.
Например, такую схему используют следующие языки:
Ruby (использует представление кода в виде абстрактного синтаксического дерева)
Промежуточный код может создаваться как явной процедурой компиляции всего проекта (Java), так и скрытой трансляцией каждый раз перед началом выполнения программы (Perl, Ruby) и при изменении исходного кода (Python).
Оптимизация работы с PostgreSQL в Go: от 50 до 5000 RPS
Привет, меня зовут Иван, и я делаю Авито Доставку. Когда пользователь покупает товар с доставкой, мы показываем ему список отделений служб доставки с ценами. Цена доставки может меняться от отделения к отделению. Мы смотрим на область карты, где покупатель ищет товар и информацию по объявлению, например, координаты продавца, вес и размеры товара. И на выходе показываем человеку список отделений с адресами и ценой доставки в каждое из них.
В ходе разработки калькулятора цены доставки возникла такая задача: есть структура базы данных PostgreSQL и запрос к ней от сервиса на Go. Нужно заставить всё это работать достаточно быстро. В итоге нам удалось поднять пропускную способность сервиса с 50 до 5000 RPS и выявить пару нюансов при общении сервиса с базой. Об этом и пойдёт рассказ.
Литература
- Интерпретация языка структурная // Энциклопедия кибернетики / Глушков В. М.. — Киев: Главная редакция УСЭ, 1974. — Т. 1. — С. 390-391. — 608 с.
- Кнут Д. Э. 1.4.3 Программы-интерпретаторы // Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы = The Art of Computer Programming. Volume 1. Fundamental Algorithms / под ред. С. Г. Тригуб (гл. 1), Ю. Г. Гордиенко (гл. 2) и И. В. Красикова (разд. 2.5 и 2.6). — 3. — Москва: Вильямс, 2002. — Т. 1. — 720 с. — ISBN 5-8459-0080-8.
- Макконнелл С. Совершенный код. — М.: Русская редакция, 2010. — 896 с. — ISBN 9785750200641.
- Роберт У. Себеста. 1.7.2 Чистая интерпретация // Основные концепции языков программирования. — 5-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — С. 50-52. — 672 с. — ISBN 5845901928.
- Michael L. Scott. Programming Language Pragmatics. — Morgan Kaufmann, 2000. — ISBN 1558604421.
Примечания
- ↑ Дорот В. Л., Новикав Ф. А. // Толковый словарь современной компьютерной лексики. — 3-е изд. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — С. 215. — 608 с. — ISBN 9785941574919. — ISBN 5941574916.
- ↑ Макарова Н. В., Волков В. Б. // Информатика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2015. — С. 557. — 576 с. — ISBN 9785496015509.
- ↑ Microsoft Press. interpret, interpreted language // Толковый словарь по вычислительной технике. — М.: Русская редакция, 1995. — С. 236. — 496 с. — ISBN 5750200086. — ISBN 1556155972.
- ↑ I.153 interpretative language // Толковый словарь по вычислительным систамам / Под ред. В. Иллингуорта и др.. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 241-242. — 560 с. — ISBN 521700617X.
- ↑ Кочергин В. И. interpreter // Большой англо-русский толковый научно-технический словарь компьютерных информационных технологий и радиоэлектроники. — 2016. — ISBN 978-5-7511-2332-1.
- ↑ Интерпретатор, Интерпретация // Толковый словарь по информатике / Под. ред. Г.Г. Пивняка. — Днепропетровск: Национальный горный университет, 2008. — С. 327-328. — 599 с. — ISBN 978-966-350-087-4.
- Воройский Ф. С. // Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Физматлит, 2006. — С. 325. — 768 с. — ISBN 5922107178. — ISBN 9785457966338.
- , 25.3. Где искать жир и патоку? Интерпретируемые языки, с. 585.
- , 32.4. Советы по эффективному комментированию. Производительность не является разумной причиной отказа от комментирования, с. 774.
- ↑ .
- ↑ Пратт Т., Зелковиц М. 2.1.3 Трансляторы и виртуальная архитектура // Языки программирования: разработка и реализация. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с. — ISBN 5318001890.
Литература
- Интерпретация языка структурная // Энциклопедия кибернетики / Глушков В. М.. — Киев: Главная редакция УСЭ, 1974. — Т. 1. — С. 390-391. — 608 с.
- Кнут Д. Э. 1.4.3 Программы-интерпретаторы // Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы = The Art of Computer Programming. Volume 1. Fundamental Algorithms / под ред. С. Г. Тригуб (гл. 1), Ю. Г. Гордиенко (гл. 2) и И. В. Красикова (разд. 2.5 и 2.6). — 3. — Москва: Вильямс, 2002. — Т. 1. — 720 с. — ISBN 5-8459-0080-8.
- Макконнелл С. Совершенный код. — М.: Русская редакция, 2010. — 896 с. — ISBN 9785750200641.
- Роберт У. Себеста. 1.7.2 Чистая интерпретация // Основные концепции языков программирования. — 5-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — С. 50-52. — 672 с. — ISBN 5845901928.
- Michael L. Scott. Programming Language Pragmatics. — Morgan Kaufmann, 2000. — ISBN 1558604421.
На чем написан компилятор?
В 1950-е годы группа разработчиков IBM под руководством Джона Бэкуса разработала первый высокоуровневый язык программирования Fortran, который позволил писать программы на понятном человеку языке. Помимо языка, инженеры работали и над компилятором. Он представлял собой программу с набором исполняемых команд, которая могла компилировать другие программы на Fortran, в том числе и улучшенную версию себя.
В дальнейшем язык Fortran и его компилятор использовали, чтобы написать компиляторы для новых языков программирования. Такой подход используют программисты и в настоящее время.
Писать машинный код долго и неудобно. К тому же, для современных процессоров он может отличаться. Придется писать несколько версий одного и того же компилятора для разных компьютеров. Быстрее и проще написать компилятор на существующем языке программирования. Для этого разработчики выбирают удобный язык и пишут на нем первую версию своего компилятора. Он будет более универсальным для компьютеров и легко скомпилирует улучшенную версию себя.
Примечания
- ↑ Дорот В. Л., Новикав Ф. А. // Толковый словарь современной компьютерной лексики. — 3-е изд. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — С. 215. — 608 с. — ISBN 9785941574919. — ISBN 5941574916.
- ↑ Макарова Н. В., Волков В. Б. // Информатика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2015. — С. 557. — 576 с. — ISBN 9785496015509.
- ↑ Microsoft Press. interpret, interpreted language // Толковый словарь по вычислительной технике. — М.: Русская редакция, 1995. — С. 236. — 496 с. — ISBN 5750200086. — ISBN 1556155972.
- ↑ I.153 interpretative language // Толковый словарь по вычислительным систамам / Под ред. В. Иллингуорта и др.. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 241-242. — 560 с. — ISBN 521700617X.
- ↑ Кочергин В. И. interpreter // Большой англо-русский толковый научно-технический словарь компьютерных информационных технологий и радиоэлектроники. — 2016. — ISBN 978-5-7511-2332-1.
- ↑ Интерпретатор, Интерпретация // Толковый словарь по информатике / Под. ред. Г.Г. Пивняка. — Днепропетровск: Национальный горный университет, 2008. — С. 327-328. — 599 с. — ISBN 978-966-350-087-4.
- Воройский Ф. С. // Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Физматлит, 2006. — С. 325. — 768 с. — ISBN 5922107178. — ISBN 9785457966338.
- , 25.3. Где искать жир и патоку? Интерпретируемые языки, с. 585.
- , 32.4. Советы по эффективному комментированию. Производительность не является разумной причиной отказа от комментирования, с. 774.
- ↑ .
- ↑ Пратт Т., Зелковиц М. 2.1.3 Трансляторы и виртуальная архитектура // Языки программирования: разработка и реализация. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с. — ISBN 5318001890.
Компилятор GCC. Первая программа на Windows
Последнее обновление: 18.05.2017
Для создания программ на Си необходим текстовый редактор, с помощью которого можно набрать исходный код. И также необходим компилятор,
который принимает файл с исходным кодом на Си и компилирует его в исполняемый файл.
При запуске установщика откроется следующее окно:
Нажмем на кнопку Next > и перейдем к следующему шагу:
Если версия ОС 64-битная, то в поле следует выбрать пункт x86_64. Остальные настройки
оставим по умолчанию и нажмем на кнопку Next >. На следующем шаге укажем путь, по которому будет устанавливаться пакет:
Можно оставить настройки по умолчанию. И после перехода к следующему шагу собственно начнется установка.
После завершения установки на жестком диске по пути, которое было выбрано для установки, появятся все необходимые файлы компиляторов.
В моем случае они находятся по пути C:\Program Files (x86)\mingw-w64\i686-7.1.0-posix-dwarf-rt_v5-rev0\mingw32\bin:
В зависимости от версии пакета точный путь может отличаться, но в любом случае все файлы будут располагаться по тому пути, который был указан на шаге установки.
В частности, файл gcc.exe как раз и будет представлять компилятор для языка Си.
Далее для упрощения запуска компилятора мы можем добавить путь к нему в Переменные среды. Для этого перейдем к окну
Система -> Дополнительные параметры системы -> Переменные среды:
И добавим путь к компилятору:
Итак, компилятор установлен, и теперь мы можем написать первую программу. Для этого потребуется любой текстовый редактор для набора исходного кода.
Можно взять распространенный редактор Notepad++ или даже обычный встроенный Блокнот.
Итак, создадим на жестком диске папку для исходных файлов. А в этой папке создадим новый файл, который назовем hello.c.
В моем случае файл hello.c находится в папке C:\c.
Теперь определим в файле hello.c простейший код, который будет выводить строку на консоль:
#include <stdio.h> // подключаем заголовочный файл stdio.h int main(void) // определяем функцию main { // начало функции printf("Hello World! \n"); // выводим строку на консоль return 0; // выходим из функции } // конец функции
Для вывода строки на консоль необходимо подключить нужный функционал. Для этого в начале файла идет строка
#include <stdio.h>
Директива include подключает заголовочный файл stdio.h, который содержит определение функции printf, которая нужна для вывода строки на консоль.
Далее идет определение функции int main(void). Функция main должна присутствовать в любой программе на Си, с нее собственно и начинается
выполнение приложения.
Ключевое слово int в определении функции говорит о том, что функция возвращает целое число.
А слово void в скобках указывает, что функция не принимает параметров.
Тело функции main заключено в фигурные скобки {}. В теле функции происходит вывод строки на консоль с помощью функции printf, в которую передается выводимая строка «Hello world!».
В конце осуществляем выход из функции с помощью оператора return. Так как функция должна возвращать целое число, то после return указывается число 0.
Ноль используется в качестве индикатора успешного завершения программы.
После каждого действия в функции ставятся точка с запятой.
Теперь скомпилируем этот файл. Для этого откроем командную строку Windows и вначале с помощью команды cd перейдем к папке с исходным файлом:
cd C:\c
Чтобы скомпилировать исходный код, необходимо компилятору gcc передать в качестве параметра файл hello.c:
gcc hello.c
После этого будет скомпилирован исполняемый файл, который в Windows по умолчанию называется a.exe. И мы можем обратиться к этому файлу, и в этом случае консоль выведет
строку «Hello World!», собственно как и прописано в коде.
НазадВперед
Языки программирования низкого уровня
Первые компьютеры приходилось программировать двоичными машинными кодами. Однако программировать таким образом — довольно трудоемкая и тяжелая задача. Для упрощения этой задачи начали появляться языки программирования низкого уровня, которые позволяли задавать машинные команды в понятном для человека виде. Для преобразования их в двоичный код были созданы специальные программы — трансляторы.
Трансляторы делятся на:
- компиляторы — превращают текст программы в машинный код, который можно сохранить и после этого использовать уже без компилятора (примером является исполняемые файлы с расширением *.exe).
- интерпретаторы — превращают часть программы в машинный код, выполняют его и после этого переходят к следующей части. При этом каждый раз при выполнении программы используется интерпретатор.
Примером языка низкого уровня является ассемблер. Языки низкого уровня ориентированы на конкретный тип процессора и учитывают его особенности, поэтому для переноса программы на ассемблере на другую аппаратную платформу её нужно почти полностью переписать. Определенные различия есть и в синтаксисе программ под разные компиляторы. Правда, центральные процессоры для компьютеров фирм AMD и Intel практически совместимы и отличаются лишь некоторыми специфическими командами. А вот специализированные процессоры для других устройств, например, видеокарт и телефонов содержат существенные различия.
Языки низкого уровня, как правило, используют для написания небольших системных программ, драйверов устройств, модулей стыков с нестандартным оборудованием, программирование специализированных микропроцессоров, когда важнейшими требованиями являются компактность, быстродействие и возможность прямого доступа к аппаратным ресурсам. Ассемблер — язык низкого уровня, широко применяется до сих пор.
История
В ранние годы развития программирования на языки сильно влиял выбор способа выполнения. Например, компилируемые языки требовали задания типа данных переменной в момент её описания или первого использования. В то время как интерпретируемые языки в силу своей динамической природы позволяли отказаться от этого требования, что давало больше гибкости и ускоряло разработку.
Изначально интерпретируемые языки преобразовывались в машинный код построчно, то есть каждая логическая строка компилировалась непосредственно перед выполнением. В результате каждая инструкция, заключенная в тело цикла и исполняемая несколько раз, столько же раз обрабатывалась транслятором. В настоящее время такие эффекты редки. Большинство интерпретируемых языков предварительно транслируются в промежуточное представление. Оно представляет собой байт-код или шитый код (threaded code). Это набор инструкций по вызову небольших фрагментов более низкоуровневого кода, эквивалентный нескольким командам ассемблера или командам виртуальной машины соответственно. Уже этот код исполняется интерпретатором или виртуальной машиной.
Например, такую схему используют следующие языки:
- Java
- Python
- Ruby (использует представление кода в виде абстрактного синтаксического дерева)
Промежуточный код может создаваться как явной процедурой компиляции всего проекта (Java), так и скрытой трансляцией каждый раз перед началом выполнения программы (Perl, Ruby) и при изменении исходного кода (Python).
Пример
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Интерпретируемый язык программирования» в других словарях:
Разработанный корпорацией Sun Microsistems межплатформенный, интерпретируемый, объектно ориентированный язык программирования, используемый для создания приложений, работающих в под управлением веб браузера и характеризующихся высоким уровнем… … Финансовый словарь
Ruby Семантика: мультипарадигмальный Тип исполнения: интерпретатор Появился в: 1995 г. Автор(ы): Юкихиро Мацумото Последняя версия: 1.9.1 … Википедия
Язык программирования формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия,… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. B. У этого термина существуют и другие значения, см. БИ (значения). B Класс языка: процедурная Тип исполнения: интерпретируемый Появился в: 1969 А … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Диалект (значения). Диалект Тип исполнения: интерпретируемый Автор(ы): Джордж Харт Диалект интерпретируемый язык программирования, созданный Джорджем Хартом в рамках институтского проекта по … Википедия
Википедия
ABC Класс языка: императивный, процедурный, структурный Тип исполнения: интерпретируемый, компилируемый Появился в: 1987 Автор(ы): Leo Geurts, Lambert Meertens (… Википедия
Заключение
Надеюсь, эта статья окажется кому-нибудь полезной. Я крайне рекомендую хотя бы попробовать написать свой язык, несмотря на то, что придётся разбираться во множестве деталей реализации — это обучающий, развивающий и просто интересный эксперимент.
Вот общие советы от меня (разумеется, довольно субъективные):
- если у вас нет предпочтений и вы сомневаетесь, компилируемый или интерпретируемый писать язык, выбирайте второе. Интерпретируемые языки обычно проще проектировать, собирать и учить;
- с лексерами и парсерами делайте, что хотите. Использование средств автоматизации зависит от вашего желания, опыта и конкретной ситуации;
- если вы не готовы / не хотите тратить время и силы (много времени и сил) на придумывание собственной стратегии разработки ЯП, следуйте цепочке действий, описанной в этой статье. Я вложил в неё много усилий и она работает;
- опять же, если не хватает времени / мотивации / опыта / желания или ещё чего-нибудь для написания классического ЯП, попробуйте написать эзотерический, типа Brainfuck. (Советуем помнить, что если язык написан развлечения ради, это не значит, что писать его — тоже сплошное развлечение. — прим. перев.)
Я делал довольно много ошибок по ходу разработки, но большую часть кода, на которую они могли повлиять, я уже переписал. Язык сейчас неплохо функционирует и будет развиваться (на момент написания статьи его можно было собрать на Linux и с переменным успехом на macOS, но не на Windows).
О том, что ввязался в историю с созданием Pinecone, ни в коем случае не жалею — это отличный эксперимент, и он только начался.