Признаки высокого интеллекта у человека
Содержание:
- Пространственный (образный)
- Нарушение интеллекта
- Структура
- Разновидности
- Как узнать человека с высоким интеллектом
- Индивидуальные различия в уровне интеллекта
- Уровень интеллекта человека
- Упражнения по развитию интеллекта
- Что нужно знать об искусственном интеллекте?
- Медитация как упражнение для мозга
- Методы развития
- Китайская комната
- Теория множественного интеллекта
- Визуально-пространственный
Пространственный (образный)
Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.
Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.
Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.
Самые подходящие профессии для образного типа личности:
- архитекторы;
- летчики;
- скульпторы;
- военные;
- художники;
- моряки;
- водители;
- инженеры;
- строители.
Нарушение интеллекта
Существуют врожденные дефекты, которые отрицательно влияют на развитие интеллекта малыша. Нарушения работы головного мозга или других важных отделов организма может привести к умственной отсталости. Это болезнь на научном языке называется олигофренией.
Врожденные отклонения у детей официально принято подразделять на 3 категории:
- Дебильность. Трудовая деятельность возможна, но ее выбор ограничен.
- Имбецильность. Способность к труду отсутствует полностью, но человек может самостоятельно себя обслуживать.
- Идиотия. Самообслуживание невозможно.
Умственные отклонения могут возникнуть и у взрослого человека. Этот процесс называется деменцией, наступает он, как правило, в пожилом возрасте. Симптомы умственной отсталости проявляются в частичной потере памяти, человек перестает применять ранее приобретенные навыки, эмоциональный мир становится скудным и однообразным, наблюдается безразличие к происходящим вокруг процессам и ко всему миру в целом. Формулировка мыслей затруднена, мышление становится непродуктивным.
Структура
Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:
- Содержание (о чем мы думаем).
- Операция (как мы мыслим).
- Результат (к чему приводит процесс).
Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.
Разновидности
Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:
- социальный;
- эмоциональный;
- физический;
- духовный;
- пространственный;
- логический;
- вербальный;
- творческий.
Социальный интеллект
Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:
- понимание мотивов собственного поведения;
- понимание поведения окружающих людей;
- анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.
Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.
Эмоциональный интеллект
Совокупность способностей и навыков индивида:
- управлять собственными эмоциональным состоянием;
- вызывать эмоции других людей, управляя ими;
- понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
- понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
- распознавать эмоциональное состояние окружающих.
Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.
Физический интеллект
Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.
Духовный интеллект
Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях.
Пространственный интеллект
Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.
Логический интеллект
Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.
Вербальный интеллект
Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).
Творческий интеллект
Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.
Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.
Как узнать человека с высоким интеллектом
Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?
Несколько признаков высокого уровня интеллекта.
Умение не отвлекаться на посторонние раздражители
Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков»
Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек
В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.
Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.
Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:
- неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
- умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
- стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
- скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
- больше любят котов, чем собак;
- сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.
Индивидуальные различия в уровне интеллекта
В рамках исследования интеллекта получил распространение так называемый «коэффициент интеллектуальности» (IQ), позволяющий соотнести интеллектуальные показатели индивида с усредненными возможностями его возрастной и профессиональной группы.
Первоначально специально разработанный тест IQ использовался для сравнения умственного развития ребенка с показателями его ровесников. Так, если календарный возраст составлял восемь лет, а интеллектуальные способности ребенка ближе к шестилетней группе, то таков, соответственно, и его «умственный» возраст. Позднее, основываясь на расчетах соотношения умственного и хронологического возраста, исследователи ввели показатель, который был назван коэффициентом интеллектуальности (IQ).
Среднее значение IQ – 100 баллов, наиболее низкие показатели приближаются к 0, а высокие – к 200. Стандартным (средним для всех возрастных групп) принято отклонение от нормы в 16 баллов. Каждый третий человек (34 % от общего числа) обладает уровнем IQ, который колеблется в пределах 84–100 баллов, столько же человек имеют показатели 100–116 баллов.
Следовательно, эту основную массу (68 %) и принято считать людьми со средним уровнем интеллекта. Две другие группы (по 16 % в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).
Уровень интеллекта человека
Наиболее общепринятым является представление об уровне интеллекта, знаменитом «ай-кью». Он определяет, выражаясь упрощённо, насколько человек «умён» или «глуп», в какой степени он приспособлен к элементарному выживанию и продуктивному функционированию в обществе.
Коэффициент интеллекта выражает уровень интеллекта человека относительно среднестатистического показателя. Также он определяется как соответствие «умственного возраста» реальному биологическому возрасту человека.
Коэффициент интеллекта принято устанавливать с помощью специальных тестов, в первую очередь это тест Айзенка и его варианты. Максимальный уровень интеллекта здесь оценивается в 160 баллов. Уровень меньше 70 баллов говорит об умственной отсталости. Вопросы теста выявляют логические, пространственные и некоторые другие навыки индивида.
Однако некоторые исследователи подвергают такие тесты критике. Указывается, что часть вопросов содержит грубые ошибки, и в качестве «правильных» ответов в них указаны неправильные. На ошибки в логических и геометрических заданиях указал известный российский математик В. А. Васильев. Подобные ошибки в тестах не обнаруживались много лет, и это может свидетельствовать о низкой компетенции разработчиков тестов.
Однако отрицать неравномерное развитие интеллекта у людей нельзя. Выраженных гениев, среднестатистических людей и умственно отсталых можно обнаружить и отличить и без всякого теста.
Не все, к сожалению, понимают, что уровень интеллектуального развития никак не связан с наличием или отсутствием каких-либо психических отклонений. Часто приходится слышать что люди с аутизмом являются умственно отсталыми или, наоборот, прирождёнными гениями, уникальными мыслителями. На самом деле коэффициент интеллекта среди аутистов распределяется точно так же, как и среди обычных людей, то есть большая часть людей, страдающих аутизмом, — это люди со средними умственными способностями.
Известны случаи, когда выдающиеся умы страдали даже такими заболеваниями, как шизофрения. Знаменитый математик Джон Нэш длительное время лечился от этой болезни, которая едва не погубила его карьеру.
Кроме того, уровень интеллектуального развития практически не связан с эрудированностью. Очень часто высокоэрудированные люди оказываются беспомощными в реальных жизненных ситуациях. О таких людях говорят, что они «всё знают, но ничего не понимают». У таких людей, конечно, неординарно развита память, они без труда запоминают массу разрозненных фактов, некоторые даже проявляют признаки заинтересованности в конкретных темах и запоминают факты только из этих областей; однако оперировать полученными знаниями эрудиты не могут или делают это с трудом. И наоборот, существуют люди, которые знают довольно мало, однако обладают неординарным уровнем логического, пространственного, математического мышления, могут быстро решить сложную проблему логическим путём, не прибегая к обширным теоретическим сведениям.
Это можно сравнить с различиями в американской и российской общеобразовательной школе. Образно говоря, российский школьник знает названия столиц всех стран мира, но не имеет возможности съездить даже в соседний Киев; а американский школьник не знает названий большинства столиц, но знает, как найти возможность поехать в любую из них.
Среднестатистический уровень умственного развития не являлся одинаковым в разные времена. В последние десятилетия этот уровень неуклонно возрастает. Этому способствует не только доступность образования, но и повышенная востребованность интеллектуальных профессий на рынке труда, тогда как работы, связанные с физическим трудом, всё больше автоматизируются.
Упражнения по развитию интеллекта
Как насчет того, чтобы устроить тренировку вашему уму прямо сейчас? Я приготовила несколько упражнений и игр по развитию интеллекта.
Логические задачи
Задачки на логику заставят мозг хорошенько “попотеть”. Открываете базу с вопросами по игре “Что? Где? Когда?”, выбираете пакет вопросов и погружаетесь в процесс с головой. Предупреждаю – вопросы довольно сложные, особенно для новичков.
Поэтому для начала выбирайте пакет, рассчитанный на школьников. Чтобы вы имели представление о том, что из себя представляют вопросы, вот вам пример.
Писатель Борис Штерн как-то говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический роман с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Что это за книга?
Это простой вопрос, постарайтесь ответить на него самостоятельно. Ответ найдете в конце статьи. Только не подглядывайте!
Математические примеры
Купите или скачайте задачник по математике и время от времени решайте примеры оттуда. Простые задачи старайтесь считать в уме, а те, что посложнее, решайте письменно на время.
Конечно, кому-то это может показаться скучным и утомительным. Специально для таких людей придумали математические задачки с подвохом. На первый взгляд, они кажутся простыми и незамысловатыми. Но ответ, казавшийся очевидным, чаще всего оказывается неверным. Приведу пример из моей любимой книги “Головоломки профессора Головоломки” Михаила Гершензона.
Однажды улитка пустилась путешествовать по высокой стене. Стена в высоту имела 10 метров. Улитка днем проползала вверх 3 метра, а за ночь съезжала обратно на 2. Сколько дней понадобилось улитке, чтобы добраться до вершины стены?
Сочинения
Математикой позанимались, теперь давайте представим, что мы на уроке русского языка. Напишите сочинение на одну из заданных тем.
- Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать и почему.
- Что вы будете делать, если узнаете, что через месяц конец света.
- На какого персонажа из мультфильмов вы хотели бы быть похожим.
- Представьте, что выиграли миллион долларов в лотерею. На что потратите деньги.
- С кем из великих людей прошлого вы бы хотели встретиться. Опишите встречу.
На самом деле, писать можно на абсолютно любые темы. Сам процесс облачения мыслей в материальную форму благотворно воздействует на интеллект. Вы учитесь мыслить последовательно, выделять главное и отсекать второстепенное. Старайтесь не просто писать что попало, а создавать текст, который было бы интересно читать. Глядишь, так и профессию копирайтера освоите.
Медитативные упражнения
Медитация поможет вам навести порядок в голове и избавиться от помех, мешающих развитию интеллекта. В интернете можно найти множество техник медитации, советую попробовать несколько и выбрать наиболее подходящую именно вам.
А я опишу вам свое любимое упражнение, которое объединяет медитацию и аутогенную тренировку.
Вообразите, что вам удалось заглянуть в свою черепную коробку и увидеть мозг. Рассмотрите его со всех сторон, окиньте взглядом каждую извилину. А теперь представьте, что вы воображаемыми пальцами начинаете его массировать. Сначала наружный слой, потом все глубже и глубже.
От массирующих движений ваш мозг расслабляется и наполняется приятным теплом. Если возникают посторонние мысли, не обращайте на них внимания. Они приходят и уходят, как волны на поверхности океана. Когда достигнете пика расслабления, задержитесь в этом состоянии. Пусть мозг отдохнет от бесконечной суеты и напряжения.
Что нужно знать об искусственном интеллекте?
Впервые термин искусственный интеллект появился в 1956 году, тогда же были произведены первые исследования, касающиеся разработки систем символьных вычислений. Министерство обороны США заинтересовали исследования, и к 2003 году было создано несколько индивидуальных личных помощников.
Интеллект – это способность к восприятию, обработке и сохранению информации. Он может быть разных видов и уровней у людей, животных и машин. При этом стоит понимать, что наличие интеллекта не предполагает наличия сознания. Это значит, что сравнивать машину с полноценным человеком еще очень рано.
Интеллект позволяет исчислять то, что возможно измерить, а сознание дает оценку чувствам, которые может испытывать только человек.
Искусственный интеллект и нейронные сети – это мощные технологии, базирующиеся как раз на машинном обучении и создании машин и компьютерных программ, обладающих интеллектом. ИИ пересекается со многими другими областями знаний, среди которых математика, статистика, психология, теория вероятности, физика, обработка сигналов, машинное обучение, компьютерное зрение, лингвистика, наука о мозге и др.
На данный момент программирование алгоритмов для решения сложных задач, имеющих большой объем информации, занимает у разработчиков очень много ресурсов и требует большого количества времени. Даже если удается создать код, позволяющий обрабатывать огромное количество данных и вычислять решения тяжелых задач, этот код будет трудно использовать, т.к. он будет очень объемным, сложно тестируемым, к тому же поддерживаться будет далеко не на всех устройствах. Именно поэтому развитие ИИ сейчас так актуально, ведь современные технологии машинного обучения позволяют научить программировать компьютеры за нас, что ускоряет процесс исчисления сложных задач и облегчает работу.
Медитация как упражнение для мозга
Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:
- способствует снижению стресса;
- улучшает настроение;
- положительно влияет на психическое здоровье;
- способствует эмоциональному равновесию.
Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.
Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.
Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.
Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.
Методы развития
Развить интеллект можно, но для этого нужно регулярно стараться, не останавливаться на достигнутых результатах, заниматься самосовершенствованием. Существуют разные методы развития интеллекта у детей и взрослых.
У детей
В развитии интеллектуальных способностей помогут:
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
- Формирование четкого распорядка дня, в котором будет достаточно время для сна, отдыха, обучения, активных игр.
- Совместное чтение, которое лучше выполнять перед сном.
- Отсутствие жесткой психики, разработка системы похвал за достижения.
- Постановка ежедневных задач, их распределение по значимости.
Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от воспитания родителей, учителей в школе. При применении методик обучения нужно сводить их к игре. Так легче заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения простым и веселым. В противном случае можно развить у него ненависть к образовательному процессу, что в будущем приведет к проблемам.
У взрослых
Для развития интеллекта нужно:
- Играть в шахматы, шашки, решать кроссворды, логические задачи.
- Каждый день читать. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были художественные произведения, которые при прочтении вызывают приятные чувства.
- Спать не менее 8 часов за сутки. Правильно питаться. Отказаться от вредных привычек.
- Развивать познания в интересующих сферах деятельности.
- Каждый день тренировать память. Необходимо запоминать имена и фамилии знакомых, их мобильные номера. Можно каждую неделю заучивать по одному стиху наизусть.
- Проводить время в размышлении над сложными вопросами, жизненными ситуациями. Стараться придумать разные способы решения проблемы.
- Регулярно заниматься математикой.
- Выделить свободное время для обучения игре на музыкальном инструменте.
- Учиться мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
- Заняться изучением иностранных языков. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
- Сочинять разные истории. Лучше записывать их на лист бумаги.
Нельзя забывать про здоровый образ жизни. Рекомендуется заняться спортом, а если это невозможно, делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять по улице.
Интеллект — возможность использования собственного потенциала для адаптации, выживания, развития в условиях окружающего мира. На уровень умственных способностей влияют разные факторы. Если он остался на низкой отметке, его можно развить до нормального уровня и даже выше
Важно подобрать подходящие методики, не останавливаться в саморазвитии
Китайская комната
китайской комнаты«Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа.»«Формально аргументацию можно представить так:
1. Если гипотеза «сильного» ИИ верна, тогда существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта система будет понимать китайскую письменность.
2. Я могу исполнить программу для китайской письменности без понимания этой письменности.
3. Следовательно, гипотеза «сильного» ИИ неверна.»«существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта программа будет понимать китайскую письменность»«Более общий вывод Сёрла говорит о том, что любые манипуляции с синтаксическими конструкциями не могут приводить к пониманию»«Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. В качестве контраргумента Сёрл предлагает заставить человека запомнить формальные правила ответов для системы.»Статья на английском с небольшими дополнениями: What is intelligence?
Теория множественного интеллекта
Психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди. Он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.
Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.
Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов.
Вербальный интеллект (лингвистический). Тебе нравятся слова твоего языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, ты любишь каламбуры и игры со словами, тебе нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Тебе по душе изучение иностранных языков.
Музыкальный интеллект. Ты умеешь слушать музыку, распознаешь ритм, на слух определяешь тональность и высоту звука. Тебе нравится самая разная музыка. Ты любишь петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты.
Логический интеллект (логико-математический). Тебе нравится докапываться до сути вещей, ты хорошо разбираешься в математике, от тебя не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят тебе удовольствие. Возможно, тебе нравятся загадки, головоломки, ты любишь сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты.
Образный интеллект (пространственный). Тебе нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У тебя хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Ты можешь запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое.
Телесный интеллект (телесно-кинестетический). Ты ловкий и умеешь управлять своим телом, ты используешь его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, ты занимаешься спортом или танцами. А может, любишь делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи.
Социальный интеллект (межличностный). Тебя интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, ты принимаешь участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у тебя много друзей, ты помогаешь жителям своего района или просто общаешься с большим количеством людей.
Внутренний интеллект (внутриличностный). Ты осознаешь и понимаешь свои чувства, знаешь, что у тебя получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что ты понимаешь себя лучше других. Возможно, ты ведешь дневник, строишь планы на будущее, размышляешь о прошлом и ставишь цели.
Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя). Ты наблюдателен, тебе нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни. (Если ты живешь в городе, то склонен классифицировать и другие объекты — книги, одежду одноклассников, например.) Скорее всего, ты любишь бывать на природе или увлекаешься садоводством, любишь заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах.
Философский интеллект (экзистенциальный). Ты много размышляешь о жизни. Тебе нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Тебе интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Ты любишь медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Ты преклоняешься перед красотой и уважаешь все живые существа. Можешь с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем.
Визуально-пространственный
Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.
Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:
- Художник;
- Скульптор;
- Дизайнер;
- Архитектор;
- Инженер;
- Режиссер.
Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.